• USD 39.4
  • EUR 42.3
  • GBP 49.2
Спецпроекты

Китайский дракон залег на дно

Пекин решил пока снизить градус противостояния с Вашингтоном, чтобы в спокойной обстановке перестроить экономику
Фото: uscnpm.org
Фото: uscnpm.org
Реклама на dsnews.ua

Конфликт двух супердержав - США и Китая - относительно расширения господства второго в Южно-Китайском море, который еще неделю назад шел по нарастающей, неожиданно переходит в фазу умеренного перемирия. Китай сменил воинственный тон. Премьер-министр КНР Ли Кэцян на пресс-конференции 16 марта заявил, что Пекин готов сотрудничать с США и другими странами для обеспечения региональной безопасности.

Да, Ли кардинально не изменил позицию государства относительно спорных островов в Южно-Китайском море - Пекин по-прежнему отстаивает свое право на Спратли и Парасельские острова, но при этом отмечает, что пребывание американцев и австралийцев в регионе, на который приходится 30% морского транзита, для него "комфортно". Китай, по словам премьера, может "сотрудничать с ними в Азиатско-Тихоокеанском регионе и уладить разногласия". "Мы надеемся, что страны как внутри, так и за пределами региона смогут сделать больше для пользы региональной стабильности, а не наоборот", - сказал Ли. Однако риторика китайской стороны в корне отличается от той, которая звучала на прошлой неделе, когда министр иностранных дел КНР Ван И назвал США, Австралию и другие страны "незваными чужаками".

Конфликт Пекина и Вашингтона, втягивающего в свою орбиту влияния пять стран, оспаривающих статус островов, (Вьетнам, Тайвань, Филиппины, Тайвань, Бруней) не стихал целый год. И начало года Огненной Обезьяны ознаменовалось эскалацией напряжения. В США были опубликованы данные о милитаризации Южно-Китайского моря: размещения на искусственных, насыпных островах радиолокационных систем, ультрасовременных ЗРК, аэродромов и сопутствующей инфраструктуры. В ответ на критику со стороны Вашингтона спикер внешнеполитического ведомства Китая Хун Лэй 29 февраля рекомендовал ему не позиционировать себя в качестве "международного судьи". "Развертывание Китаем объектов на своей территории не имеют ничего общего с милитаризацией", - добавил Хун. Ряд высокопоставленных американских чиновников, в частности, глава Пентагона Эштон Картер 1 марта предостерег Китай от "агрессивных" действий в Южно-Китайском море и пригрозил последствиями. Правда не уточнил какими. Но, как позднее выяснилось, в тот же день через пролив Лусон прошла ударная авианосная группа 7-го флота ВМС США John C. Stennis и разместилась в восточной части региона. Вашингтон таким образом подтвердил реальными действиями свое намерение противостоять планам Китая по превращению моря в свое личное озеро.

И вот спустя две недели Пекин пошел на попятную. Однако мнение, что Китай "испугался" авианосной дубины Штатов, будет ошибочным. Как верно заметил в октябре в своей статье для своего журнала The American Conservative бывший помощник президентов Джеральда Форда и Ричарда Никсона Патрик Бьюкенен, Пекин не откажется от своих притязаний на Южно-Китайское море. Но при этом республиканец призвал не "драконить" Китай и полагаться на замедление экономики Поднебесной, а также коррупционные трещины в единстве компартии.

Действительно, экономическая ситуация в Китае еще с лета весьма неутешительна. И в 2016 год, как пишет The Wall Street Journal, Пекин вступил с серьезными проблемами, демонстрируя даже более высокие темпы замедления экономического роста. В первую очередь проблемы наблюдаются в промышленном производстве и торговле. Производство за первые два месяца выросло на 5,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, хотя еще в декабре промышленность росла на 5,9%. Рост розничных продаж в январе и феврале составил 10,2% (в декабре - 11,1%). Кроме того, в феврале китайский экспорт продемонстрировал сильнейший за шесть обвал - рухнул на четверть, причем параллельно импорт упал на 13,8%.

Международное рейтинговое агентство Moody's в связи с этим понизило кредитный рейтинг Китая до негативного. В агентстве констатировали дальнейшее снижение финансовых показателей страны, а также отметили, что госдолг страны к концу 2015 года вырос до 40,6% ВВП страны (в 2012 году он составлял 32,5%). К 2017 году аналитики Moody's пообещали 43%. К тому же, низкие показатели Китая влияют и на мировую экономику. Так, МВФ заявил о растущем риске экономического краха и призвал предпринять шаги для стимулирования глобального спроса.

Но все же призыв советника Форда и Никсона оставить в покое Поднебесную в Южно-Китайском море не рационален, поскольку Китай уже давно осознал необходимость глобальной перестройки своей экономики с индустриальной на потребительскую, чем активно сейчас занимается. Процесс был запущен давно, и примечательно, что вышеупомянутое заявление Ли Кэцяна совпало с утверждением 16 марта Всекитайским собранием народных представителей плана развития страны на 2016-2020 годы. В этом документе заложен ежегодный экономический рост на 6,5% до 2020 года. Опорой для этой стратегии китайцы видят научные и технологические прорывы, т.е. исследования и инновации. И что важно, Пекин, который наряду с экономикой перестраивает и армию, не собирается сокращать расходы на оборону. На том же собрании депутаты одобрили увеличение военного бюджета страны на 7,6%, хотя этот показатель и самый низкий опять-таки за последние шесть лет.

Реклама на dsnews.ua
В целом же действия Китая выглядят так, будто он выжидает: пытается провести масштабный ремонт своей экономики с перспективой на успешный перезапуск, с надеждой на второй акт пьесы "Китайское экономическое чудо"; а кроме того наблюдает, как Вашингтон тратит ресурсы на противостояние с Российской Федерацией в Украине, в Евросоюзе, на Ближнем Востоке, а также на борьбу с джихадистами "Исламского государства" в Сирии и Ираке.

К тому же заявление Владимира Путина о выводе войск не означает, что Москва поставит крест на своих интересах в Сирии и восточной части Средиземноморья. Экономика РФ находится в плачевном состоянии, но еще позволяет Кремлю троллить международное сообщество.

Немало проблем создает и то, что игиловцы, сильно потесненные в Ираке, начинают присматриваться к новой "родине" - просочились в политически нестабильную Ливию, а теперь ощупывают и Тунис. Буквально 7 марта премьер-министр Туниса Хабиб Эссид, комментируя нападение боевиков на приграничный город, сказал, что ИГИЛ хочет создать там новый эмират.

В общем, деятельность "Исламского государства", как и дестабилизирующие действия России пока представляют весомую угрозу для Вашингтона, а значит у Штатов еще уйма забот. Чем и решил воспользоваться Пекин, намереваясь восстановить силы и надеясь на ослабление возможностей США.

    Реклама на dsnews.ua