• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Проба на жадность

Отечественным ювелирам все сложнее угодить вкусам украинцев и главное — заставить их платить за украшения по тройной цене. За последний год прои
Реклама на dsnews.ua

Отечественным ювелирам все сложнее угодить вкусам украинцев и главное — заставить их платить за украшения по тройной цене.

За последний год производство ювелирных изделий в стране сократилось на 20% и, скорее всего, будет падать и в дальнейшем.

Но из-за того, что наценки на них по-прежнему заоблачные, большая часть игроков рынка внакладе не остается.

Порочная цепь

Лучшие киевские ювелиры-частники сидят на чемоданах. С начала года на работу в питерские и московские мастерские уехали около полусотни специалистов и еще столько же собираются сделать это в ближайшее время.

Там они могут рассчитывать на стабильный доход в $3–5 тыс. в месяц даже при условии наемного труда.

Если же им удастся начать свой бизнес, суммы заработков могут удвоиться и даже утроиться.

Реклама на dsnews.ua

Тем, кто претендует на статус производителя дизайнерских вещей и позиционирует свои изделия как эксклюзивные, найти клиентов в Украине становится все сложнее.

Владелец компании Tesoro (сеть ювелирных салонов) Игорь Удович говорит, что многие продавцы до сих пор не могут реализовать позапрошлогодние коллекции.

С одной стороны, богатых украинцев, готовых выложить за кольцо несколько тысяч долларов, меньше не стало.

Но теперь они предпочитают покупать статусные украшения знаменитых ювелирных брэндов.

По данным маркетинговой компании "Синергия", отдельным салонам, ориентирующимся на состоятельных клиентов (Basel, Chopard и Cartier), в прошлом году даже удалось попасть в десятку самых крупных продавцов ювелирных изделий в стране. Их совокупная доля превысила 10%, что почти вдвое выше, чем в 2010 г.

Передел VIP-рынка в пользу импортеров будет продолжаться и в дальнейшем. Отечественные ювелиры все чаще вынуждены довольствоваться менее доходным массовым сегментом. Рядовые украинцы не столь падки на громкие имена, в украшениях их больше интересуют вес и цена. Но последняя постоянно растет, так что желающих вложиться в драгоценности заметно поубавилось.

За прошлый год грамм золота в готовых изделиях подорожал почти на треть — до 400–700 грн. в зависимости от тонкости работы. Принимают же вечный металл у населения традиционно по цене лома, и тарифы на него повышаются куда медленнее. Например, сейчас сдать изделие можно не дороже 200–230 грн./г, а год назад цена составляла 180–200 грн./г.

Увеличивая собственную маржу, производители окончательно подорвали веру наших граждан в ценность вечного металла и отбили у них охоту формировать домашние "золотовалютные резервы". Это уже сказалось на показателях отрасли.

По данным Пробирной палаты Украины, в прошлом году они заклеймили 50 млн ювелирных изделий, что почти на 20% меньше, чем в 2010 г. Львиную долю ювелирного производства (порядка 80%) контролирует сотня крупных и средних предприятий (среди них выделяются винницкий "Кристалл", Киевский и Харьковский ювелирные заводы).

Их доля ежегодно увеличивается на 3–5%. Мелкие же мастерские, которых в стране более тысячи, вынуждены довольствоваться крохами. И с началом кризиса эта тенденция лишь усилилась. Ведь у заводов себестоимость изделий за счет значительных оборотов и минимизации доли ручного труда на 15–20% ниже, чем у частников.

Кроме того, лидеры рынка в отличие от "малышей" имеют широкий доступ к торговым полкам. Еще до кризиса они начали формировать собственные сети магазинов (такие есть у "Ювелирной карты", "Укрзолота", Киевского ювелирного завода, "Зарины" и др.). И, как показала практика, не прогадали. Те, кто не успел обзавестись салонами, сейчас вынуждены отдавать прибыль ритейлорам.

На место в витрине претендуют по три-четыре поставщика, так что у продавцов есть возможность диктовать свои условия. "Продавцы сбивают цены почти до себестоимости, а затем ставят наценки в 70–100%", — рассказал "ДС" один из ювелиров, попросивший не называть его имени.

Торговцы в ответ сетуют, что выбирать им практически не из чего. Производители, по их мнению, утратили чувство прекрасного и штампуют ширпотреб, продать который сложно по любой цене.

Доля истины в их словах есть, ведь большинство наших предприятий действительно сделали ставку на самые дешевые и простые изделия. Некоторые отказались даже от услуг дизайнеров, хотя платили за разработку новой модели в общем-то символические суммы в $300–500.

Клеймо богатства

Впрочем, желающих зарабатывать на драгоценностях меньше не становится. По данным Пробирной палаты, если в 2010 г. в списке производителей ювелирных изделий числилось чуть более 1,2 тыс. участников, то в прошлом — уже 1,3 тыс. И это несмотря на то, что вход на "драгоценный" рынок дешевым не назовешь.

По оценкам Игоря Удовича, в открытие современной мастерской нужно вложить не менее $500 тыс. Чтобы изготавливать модные сейчас изделия с принтами, сложной огранкой, нужно специальное оборудование, и одна подобная машина может стоить около $160 тыс.

Те, кто готов работать по старинке и полагается больше на собственное мастерство, чем на технику, могут обойтись скромной суммой — до $20 тыс. Этого хватит на получение лицензии в Пробирной палате, закупку базового оборудования и небольшой партии сырья.

О том, на какую прибыль может рассчитывать начинающий ювелир, сами мастера говорят неохотно. По их данным, рентабельность бизнеса не превышает 30%. Впрочем, простое сравнение цен на прием лома и продажу украшений, которые отличаются в два-три раза, заставляет усомниться в бедности ювелиров.

Ведь на каждом грамме они зарабатывают 270–470 грн. Предприниматели поясняют, что до 100 грн. на каждом грамме золота съедают потери на его обработке, оплата труда наемных мастеров и накладные расходы. Впрочем, даже с учетом этого рентабельность данного бизнеса, несмотря на растущую конкуренцию, вряд ли опускается ниже 100%.

В этом уверены и чиновники, на излишний интерес которых к отрасли жалуются в Союзе ювелиров. В новом Налоговом кодексе частные предприниматели — производители украшений оказались единственными, кого лишили права платить единый налог, обязав с 1 января 2012 г. вносить в бюджет 20% НДС и 5% взноса в Пенсионный фонд.

"По сути, все мелкие предприниматели-ювелиры с нового года работают незаконно, на взятках и связях", — отмечает г-н Удович.

По данным Союза ювелиров, нескольким сотням бизнесменов уже удалось отстоять свое право платить единый налог в судах. А еще несколько тысяч предпринимателей планируют обратиться в судебные инстанции в ближайшее время.

Профильная ассоциация сейчас активно лоббирует интересы ювелиров на государственном уровне. Закон, вносящий изменения в Налоговый кодекс в части единого налога, уже прошел первое чтение. Но интерес чиновников самого разного ранга к ювелирному бизнесу не ослабевает.

Недавно на этом рынке начались массовые рейды налоговиков, несмотря на мораторий, объявленный ГНАУ на проверки малого бизнеса. Союз ювелиров обратился к фискалам с протестом, но ответа пока не получил. Это приводит к тому, что производители все чаще подумывают о продаже оборудования и импорте украшений из Китая и Турции.

В прошлом году поставки из этих стран уже увеличились на 15% в сравнении с 2010 г. и продолжат расти. Ведь грамм золота во ввозимых в Украину из этих государств изделиях стоит не более $12, что позволяет даже с учетом 10%-ной пошлины зарабатывать на их перепродаже как минимум $35 на грамме.

    Реклама на dsnews.ua