• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Слишком привлекательный капитализм. За что Компартия Китая наказывает Alibaba и Джека Ма

В Китае коммунизм уживается с капитализмом — когда речь заходит о больших деньгах, линия партии оказывается очень гибкой. Но продолжающаяся атака на бизнес-империю Джека Ма показывает, где предел этой гибкости

Госуправление по контролю за рынком КНР оштрафовало компанию Alibaba на крупнейшую в истории страны сумму — 18,22 млрд юаней
Госуправление по контролю за рынком КНР оштрафовало компанию Alibaba на крупнейшую в истории страны сумму — 18,22 млрд юаней / Depositphotos
Реклама на dsnews.ua

В начале апреля Государственное управление по контролю за рынком Китайской народной республики (КНР) оштрафовало компанию Alibaba на крупнейшую в истории страны сумму — 18,22 млрд юаней ($2,78 млрд) за нарушение антимонопольного законодательства. Как написали китайские СМИ, расследование показало, что Alibaba "злоупотребляла своим положением на рынке" и принуждала потребителей пользоваться своими услугами "без права выбора". Соответственно, китайский регулятор решил "защитить законные права потребителей".

Что происходит? Почему так публично в Китае наказывают компанию, которая уже много лет выступает в качестве витрины китайской экономики? Более того, компанию, которая стала символом успеха китайской электронной коммерции.

Проблемы у Alibaba и лично ее основателя, китайского миллиардера Джека Ма, начались более полугода назад. Еще прошлой осенью один из самых богатых людей в Азии резко впал в немилость руководства Компартии Китая. Началось все с того, что прежде специализировавшийся на интернет-торговле и разных онлайн-сервисах конгломерат Alibaba проявил амбиции на рынке финансов.

Неприятности муравья

В октябре 2020-го китайские регуляторы неожиданно ввели особые правила для индустрии финтеха, и в первую очередь — онлайн-кредиторов. Как было заявлено — для предотвращения монополизации рынка крупными финтех-компаниями. Но всем сразу стало понятно, что цель атаки — детище Джека Ма, финансовая компания Ant Group (она обслуживает расчеты, связанные с Alibaba).

Как раз незадолго до этого Ant Group объявила о планах разместить свои акции на Гонконгской и Шанхайской фондовых биржах, чтобы привлечь через IPO $34,5 млрд (это было бы крупнейшее IPO в истории). Но после заявления регуляторов многие партнеры начали отказываться работать с компаниями из группы Alibaba — и выход на биржу пришлось отменить. По данным Bloomberg, состояние Джека Ма с октября и по новогодние праздники сократилось с $62 млрд до $50,9 млрд. Тогда же правительство Китая посоветовало Ма не покидать территорию страны — и он исчез из публичного пространства.

4 января в редакционной статье Yahoo Finance указывалось, что миллиардер не показывался на публике более двух месяцев. Версии высказывались самые разные: Ма залег на дно, находится в депрессии, сбежал из Китая, его уже нет в живых и т.д.

Реклама на dsnews.ua

Однако это было только начало. 23 декабря Управление по контролю за рынком Китая объявило о начале антимонопольного расследования в отношении компании Alibaba. Ее, как было заявлено, заподозрили в принуждении деловых партнеров к отказу от сотрудничества с конкурентами в пользу гиганта электронной коммерции (практика под названием "выбрать одно из двух"). Уже 24 декабря котировки акций Alibaba показали в Нью-Йорке самое большое падение в истории компании, снизившись более чем на 15%.

Помимо колоссального штрафа на $2,78 млрд, регулятор потребовал от компании усилить внутренний контроль и контроль соответствия регулятивным требованиям, поддерживать честную конкуренцию и в течение трех лет отчитываться перед властями обо всех крупных сделках. Джек Ма (видимо, благодаривший судьбу за то, что вообще остался на свободе) публично проявил покорность. Пресс-служба Alibaba поспешила заявить, что вынесенное наказание "отражает ожидания регулятора" от развития отрасли и "станет стимулом для компании". Также в пресс-релизе говорилось, что благодаря экономическому развитию Китая и партийной поддержке инноваций, Alibaba создала такие платформы, как Taobao и Tmall. И, дескать, без госрегулирования и надзора компания Alibaba не добилась бы такого роста.

Казалось, гроза прошла, и Джек Ма отделался сильным испугом и дюжиной потерянных миллиардов. Бизнесмен даже начал, как прежде, часто появляться на публике.

Но тут китайские власти потребовали от создателя Alibaba и Ant Group нечто не менее ценное, чем деньги, — информацию. В конце апреля издание Financial Times сообщило, что центробанк Китая пытается взять под контроль огромную массу данных о потребительском кредитовании Ant Group. Формально Народный банк Китая (НБК) хочет убедиться, что этот бизнес полностью соответствует всем нормам. В реальности же данные о покупателях — один из самых ценных активов в интернет-империи Джека Ма.

Юридическая основа для таких требований есть: в январе НБК обнародовал правила, согласно которым китайские компании должны получить одобрение правительства, прежде чем им будет разрешено предоставлять личные кредитные рейтинги. Пока выдано всего три лицензии и все — компаниям, находящимся под контролем государства. 12 апреля официальные представители НБР вызвали к себе руководителей Ant и потребовали подать заявку на лицензию.

Полгода в нервном напряжении

Ant Group не просто подразделение Alibaba, но и финтех-гигант, владеющий крупнейшим в Китае и Юго-Восточной Азии платежным сервисом Alipay. Его конфликт с властями, по данным Wall Street Journal, начался с того, что 24 октября на конференции в Шанхае Джек Ма очень резко высказался о китайских банках, сказав, что они ведут себя как древние замшелые ломбарды. А банковское регулирование в Китае, по его словам, "ведется стариками по принципам промышленного века, система нуждается в реформировании и должна быть наполнена более молодыми людьми".

Как утверждают источники в правительстве Китая, после этого председатель КНР Си Цзиньпин лично дал распоряжение правоохранительным органам изучить деятельность Ant Group и отменить IPO. После чего размещение акций Ant Group было остановлено, а компетентные органы сообщили Джеку Ма, что одобрение регуляторов не окончательно, а холдинг нарушает правила подачи отчетности.

Однако похоже на то, что резкие высказывания Джека Ма были лишь поводом. На самом деле против Ant Group ополчились китайские банки. Их руководители давно жаловались, что на Ant не распространяются те же строгие правила, которых должны придерживаться они. Благодаря своему статусу не банка, а финтех-компании, Ant Group заняла доминирующее положение в Китае, имея более 700 млн ежемесячных пользователей мобильного платежного приложения Alipay.

Со временем компания Ма из финтех-стартапа превратилась в платформу для потребительского кредитования: к концу 2020-го непогашенные ссуды составили 1,7 трлн юаней ($262 млрд) — больше, чем у любого китайского банка. И китайские банки, традиционно жестко контролируемые Компартией Китая, решили прижать конкурента.

Судьба большого китайского бизнеса

История Ant Group — это часть истории сайта AliExpress и всей его экосистемы. Компания была создана в 2004-м, когда в помощь своей Alibaba Group Джек Ма запустил платежный сервис AliPay. Он стал естественным расширением функционала всей платформы.

И тут вмешалась политика. Чисто китайский платежный сервис AliPay, как и вся Alibaba Group, были естественными конкурентами доминировавших в то время на китайском рынке американских игроков, в частности eBay. Поэтому детище Джека Ма почти со старта получило безграничную поддержку со стороны властей.

AliPay, как своя собственная интегрированная платежная система, не брала комиссии с оплаты товаров, что дополнительно стимулировало приток пользователей. Безопасность торговли была поставлена во главу угла: деньги не поступали на счет продавца, пока покупатель не давал сигнал, что товар получен и с ним все хорошо. Именно с внедрением AliPay китайская онлайн-торговля начала свое стремительное развитие.

Ну а партийные товарищи помогали, включив "великий китайский файрволл", который резко усложнил китайцам доступ к внешним сервисам. Клиенты из Поднебесной начали массово уходить с еще недавно лидировавшего eBay.

В 2013-м Alipay создала собственный инвестфонд Yu'e Bao, который позволял рядовым пользователям вкладывать находящиеся на личном счету средства. Причем для этого даже не требовалось выводить с них деньги, а процентная ставка в таких инвестициях превышала ставку банковских депозитов. С этого момента AliPay начал превращаться в финансового монстра, работающего вне регуляторного поля, то есть вне контроля со стороны китайских чиновников.

Но со временем появился идеологический момент: капитализм в лице Джека Ма стал выглядеть слишком привлекательным. Как пишет Forbes, успешный выход Alibaba на Нью-Йоркскую фондовую биржу в 2014-м вызвал "золотую лихорадку" среди венчурных капиталистов в Китае. Они залили местные стартапы деньгами: объемы венчурного инвестирования в стране выросли с $5,2 млрд в 2013 г. до $56,4 млрд к началу 2015-го. Это стимулировало рост китайской экономики, сделав страну первым реальным конкурентом США за технологическое лидерство. В 2018-м Китай привлек примерно столько же венчурных денег, сколько и США, и в Поднебесной появилось примерно столько же "единорогов" — стартапов стоимостью не менее $1 млрд.

Тем временем AliPay, уже работавшая под брендом Ant Group, начала активно расширять присутствие на финансовом рынке Китая. Занялась кредитованием, обычным и микро-, используя огромный клиентский охват и полные данные о покупках людей, что давало возможность с легкостью построить полный цифровой портрет клиента. Именно "большие данные" позволили Ant Group создать собственную скоринговую платформу, чтобы точно и детально, по характеру покупок, оценивать платежеспособность клиентов, присваивать рейтинги и при необходимости обеспечивать их финансированием.

После чего и начались проблемы: банкиры указали высшему руководству Китая на то, что создатель Alibaba слишком много на себя берет, и его сервис уже давно вышел за рамки платежной системы, фактически взяв на себя функции банка, но при этом находясь вне регуляторных правил, характерных для банковского сектора.

Резюмируем: сегодня речь не идет о личном крахе Джека Ма, равно как и его бизнеса. Как говорят собеседники Bloomberg, полученный им от властей публичный выговор — это предупреждение для всех, что официальный Пекин устал от непомерной власти технологических магнатов.

К тому же на покупателях, в том числе зарубежных (популярность Alibaba в Украине очень велика), происходящее вряд ли скажется. По словам источников WSJ, власти Китая не хотят ломать компанию, да и конкурентов у нее в стране предостаточно. Случись что с империей Джека Ма – те моментально займут ее место.

    Реклама на dsnews.ua