• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Сядем все

За распространение неправдивой информации будут сажать. Соответствующие изменения в Уголовный кодекс народные избранники поддержали в первом чтении, е
Реклама на dsnews.ua

За распространение неправдивой информации будут сажать. Соответствующие изменения в Уголовный кодекс народные избранники поддержали в первом чтении, едва вернувшись с каникул.

Если документу дадут ход, всякий, кого обвинят в необоснованной критике чиновников, политиков или бизнесменов, в лучшем случае отделается штрафом, в худшем — надолго загремит за решетку.

Не болтай!

Авторство законопроекта "О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины относительно усиления ответственности за посягательство на честь, достоинство и деловую репутацию человека" (№11013) принадлежит внештатному советнику Президента, члену фракции ПР в парламенте Виталию Журавскому.

Не в силах дольше выносить страдания обиженных прессой коллег и других уважаемых людей, он предложил прописать в кодексах понятие "клевета" и установить ответственность за ее распространение. С подачи г-на Журавского "клеветой" (если упомянутые изменения вступят в силу) будет считаться умышленное распространение заведомо неправдивой информации, которая порочит честь и достоинство другого человека или подрывает его деловую репутацию.

Минимальным наказанием за это преступление будет штраф от 200 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан, год исправительных работ или два года лишения свободы. Но так легко смогут отделаться лишь рядовые обыватели, не в том месте обсуждавшие оклеветанную персону.

Куда суровей закон подходит к журналистам: распространение клеветы о другом лице "в произведениях или СМИ" чревато штрафом от 500 до 1000 необлагаемых минимумов (8,5–17 тыс. грн.), исправительными работами до двух лет или лишением свободы до пяти лет.

Реклама на dsnews.ua

Столь суровое наказание явно придется по вкусу чиновникам, политикам и бизнесменам, которые становились героями телевизионных сюжетов или статей об их финансовых махинациях, злоупотреблениях властью или коррупционных связях. Именно на защиту этих нечистых на руку дельцов под предлогом заботы о чести и достоинстве рядовых граждан стали 244 депутата из фракций ПР, КПУ и Народной партии, поддержавшие одиозный законопроект.

Уголовное наказание сильно уменьшит количество желающих рассказывать общественности о "неудобных" моментах бизнеса и карьеры публичных персон. Соответственно, граждане могут навсегда потерять доступ к информации, позволяющей им оценить качество избранной ими власти.

Как правило, представители крупного бизнеса и высокопоставленные чиновники довольно умело маскируют свои не совсем законные операции. Доказать их прямую причастность к ним — зачастую задача невыполнимая, журналист лишь может выстроить логическую цепочку фактов, которые явно свидетельствуют, скажем, о причастности высокопоставленного лица к злоупотреблениям властью и т. д. Но когда "клевета" станет уголовным преступлением, то все журналисты, решившие докопаться до истины, автоматически станут преступниками. Поскольку формально только суд может признать лицо виновным в незаконных действиях.

Тем не менее это только вершина законодательного айсберга. На самом деле содержание проекта Виталия Журавского возвращает Украину в советские времена, когда за "необоснованную" критику власти или банальный анекдот о руководстве СССР можно было запросто угодить в тюрьму. Конкретных примеров таких фактов в архивах МВД предостаточно. Похоже, вскоре они смогут пополниться новыми эпизодами.

Поскольку утвержденный в первом чтении законопроект "о клевете" по большому счету предусматривает наказание за публичное высказывание своего негативного мнения любым гражданином о ком угодно. Будь то журналист, публикующий разоблачительный материал в своей газете, офисный работник, обсуждающий свое или государственное руководство с "френдами" в соцсетях, или общественный деятель, публично разоблачающий чиновничий произвол. Хотя Конституция гарантирует гражданам свободу слова и свободу самовыражения.

Международный мозоль

Решив защитить от критики себя по методу, предложенному Виталием Журавским, власть рискует спровоцировать новые проблемы для Украины на внешней арене. Представители Европейского Союза и США и без того постоянно нарекают на сужение демократических свобод в Украине. Если проект №11013 вступит в силу, то у международного сообщества появится новый повод для критики украинского руководства.

Дело в том, что предложенные законодателем изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы нарушают обязательства по соблюдению стандартов свободы слова, которые Киев обязался соблюдать перед Парламентской Ассамблеей Совета Европы. Соответствующие положения закреплены в специальной резолюции ПАСЕ (№1239) "Свобода выражения взглядов, убеждений и функционирование парламентской демократии в Украине", а также в других резолюциях по выполнению требований ПАСЕ, принятых Украиной при вступлении в эту организацию.

Именно ради удовлетворения выдвинутых тогда Европой условий украинский парламент в 2001 г. декриминализировал "клевету" и "оскорбление", изъяв их из перечня уголовных преступлений. Теперь же Верховная Рада вернула все назад. Более того, проголосовав за законопроект в первом чтении, депутаты приняли решение готовить его ко второму по сокращенной процедуре. А это значит, что он должен стать одним из главных инструментов по "закручиванию гаек" после выборов. Собственно, на это и обращает внимание ЕС.

В частности, Еврокомиссия сделала заявление, в котором обращает внимание на "негативную оценку, которую дали этому документу сотрудники Главного научно-экспертного управления ВР. Что в свою очередь вызывает у ЕС обеспокоенность относительно возможного несоответствия проекта со свободой высказываний, равно как и с обязательствами, взятыми Украиной перед Советом Европы". Еврофункционеры попросили не торопиться с принятием закона в целом (тем более что сейчас идет парламентская кампания), а подождать официальных выводов на документ ОБСЕ и ПАСЕ.

Праздник цензуры

Опасения европейских партнеров вполне обоснованны. Если пропрезидентское большинство так спешит криминализировать "клевету" и "оскорбления", то не исключено, что проект г-на Журавского власти надеются использовать против своих оппонентов еще в ходе избирательной кампании. Например, к штрафу или трудовым работам с помощью новых поправок в Уголовный кодекс власти смогут привлечь отдельных кандидатов от оппозиции в мажоритарных округах. Для этого достаточно традиционного для "оранжевых" высказывания о том, что страной "руководят бандиты".

Выборы далеко не единственный случай, когда заинтересованные лица смогут использовать новый инструмент давления на неугодных. Поскольку само понятие "клевета", как и "оскорбление", "честь", "достоинство" и т. д., имеют довольно широкую и, что самое главное, субъективную трактовку. Примером тому является конфликт, разразившийся между депутатом-перебежчиком Юрием Бутом и журналисткой Ольгой Сницарчук в 2010 г., которая во время телеэфира назвала народного избранника "отщепенцем от ("оранжевой". — "ДС") коалиции". Но этого оказалось достаточно для составления иска в суд, который в итоге обязал журналистку выплатить Буту 20 тыс. грн. компенсации за моральный ущерб. И этот прецедент служит примером того, как со вступлением в силу закона "о клевете", чиновники смогут защитить свою "честную репутацию".

Кроме того, закон "о клевете", по сути, ограничивает свободу высказываний практически во всех публичных местах, в том числе и в интернете, где пока можно выражать свое мнение безнаказанно. Сейчас это покажется маловероятным, но опыт соседней России, где "оскорбления" также получили статус уголовного преступления несколько лет назад, свидетельствует, что это вполне реальная перспектива.

Один из последних тому примеров — вердикт суда города Юрга Кемеровской области. Здесь в апреле текущего года служители Фемиды признали виновным блогера Дмитрия Шипилова по ст. 319 УК РФ ("Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением"), приговорив его к 11 месяцам исправительных работ. Хотя осужденный всего лишь покритиковал местного губернатора Амана Тулеева в своем ЖЖ.

Учитывая, что отечественная судебная система уже неоднократно доказывала свою предубежденность, с принятием инициативы Виталия Журавского такие примеры могут получить широкое распространение в Украине. Следовательно, этот законопроект способен создать серьезные проблемы не только журналистам, но и любому гражданину, решившему в обеденный перерыв высказать в форуме мнение о депутате, местном чиновнике или даже собственном начальнике.

Российский опыт показывает, что найти таких анонимных критиков проще простого, а посадить еще легче. Не это ли имел в виду Виктор Янукович, обещая в ходе избирательной кампании 2010 г. "услышать каждого"?

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Михаил Можаев, Управляющий партнер юридической фирмы "Можаев и Партнеры":

Принятый парламентом закон "о клевете", учитывая "выборочное правосудие", доминирующее в Украине, способен создать серьезные проблемы не только журналистам, публикующим разоблачительные материалы о чиновниках, но и обычным гражданам, пожелавшим высказать негативное мнение о власти публично.

Но прежде всего это эффективный способ влияния на неугодные СМИ, поскольку им будет очень сложно убедить суд (с точки зрения доказательств в судебном процессе) в достоверности опубликованной информации. А в целом, предлагаемое нововведение — это хорошо забытая статья старого Уголовного кодекса 1960 г., которая предусматривала наказание за аналогичное преступление ("клевета").

Вместе с тем данное понятие четко не определено, поэтому толковать его можно по-разному. Но эта же неопределенность может стать и главным аргументом для защиты обвиняемого в суде. Ведь важный фактор — наличие умысла, что тоже еще нужно доказать.

    Реклама на dsnews.ua