• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Внутренняя оккупация. Почему у ЮАР тоже не получается искоренить коррупцию

Южноафриканского президента-коррупционера Джейкоба Зуму сменит мультимиллионер-антикоррупционер Сирил Рамафоса. Но вряд ли это изменит традиционный коррупционный уклад
Протесты против президента Зума в ЮАР. Фото: EPA/UPG
Протесты против президента Зума в ЮАР. Фото: EPA/UPG
Реклама на dsnews.ua

Масштаб коррупции в ЮАР обозначается термином "внутренняя оккупация". Его ввел в обиход в 2016 г. бывший омбудсмен Тули Мадонсела, опубликовавший подробный доклад о разворовывании государственных средств правящим президентом Джейкобом Зумой, его многочисленными родственниками и узким кругом приближенных дельцов. По подсчетам Мадонселы, коррупционная верхушка украла у государства как минимум $17 млрд. Значительная часть этих денег была потрачена на подкуп руководителей министерств, правительственных организаций, судов и прокуратуры, а также государственных компаний. 

Выводы доклада бывшего омбудсмена не стали сенсацией в Южной Африке. Президент Зума давно перестал стеснятся своих "оккупационных" амбиций. Против него возбуждено 783 дела по обвинению в коррупции, инициированных простыми гражданами и общественными организациями. Но ни одно расследование пока не доведено до конца, несмотря на задокументированные доказательства противоправных действий и показания свидетелей из числа бывших руководителей государственных служб.

К примеру, Мцебиси Жонас, бывший заместитель министра финансов, рассказал историю, как в 2015 г. сын Зумы - Дудузане - привез его в особняк семьи Гупта, где ему предложили $50 млн за согласие возглавить министерство финансов. 

У Жонаса поинтересовались, есть ли у него с собой сумка, чтобы он мог забрать $5 млн аванса прямо в тот момент.

По словам замминистра, он отказался от щедрого предложения. Но министерство это не спасло. Через два месяца с поста министра был уволен Нланла Нене, уважаемый за свою принципиальность, и на его место был назначен временный руководитель, продержавшийся в кресле всего несколько дней. За этот короткий промежуток времени южноафриканский ранд потерял в стоимости 9%, на чем, как утверждают независимые эксперты, нажилось ближайшее окружение президента Зумы, в частности семья Гупта.
Братья-миллиардеры Гупта, индусы по происхождению и близкие друзья Дудузане Зумы. Дудузане - это южноафриканский аналог известного нам Саши-стоматолога, подминавшего под себя любой понравившийся ему бизнес в годы расцвета режима Януковича.

Чтобы замять скандал с министерской махинацией, на пост главы ведомства был оперативно назначен Правин Гордан, ранее дважды возглавлявший министерство финансов при президенте Зуме. Гордан продержался в кресле до марта прошлого года, когда его и главу налогового ведомства Ивана Пиллая попытались сделать козлами отпущения, обвинив в разворовывании государственных средств.

Реклама на dsnews.ua

Пиллай попал под раздачу из-за своих регулярных атак на бизнес другого сына Зумы - Эдварда, промышлявшего контрабандой сигарет и контролировавшего крупнейшую в стране сеть борделей. Во времена апартеида Пиллай был членом "Умконто ве Сизве" - вооруженного подразделения ныне правящей партии Африканский национальный конгресс (АНК). Жесткий по натуре, на посту главы налоговой службы он провел ряд непопулярных реформ, подняв, к примеру, налоговую ставку на доходы банков с 1% до 21%. 

Также при Пиллае число налогоплательщиков в ЮАР увеличилось вдвое - с 2 млн до 4,1 млн человек.

Ивану Пиллаю пришлось уйти с поста после серии заказных публикаций в крупном издании Sunday Times, доказывавшей существование в структуре налоговой службы группы коррупционеров, возглавляемой главой ведомства. По просьбе правительства международная аудиторская компания KPMG провела аудит налоговой, а также министерства финансов, подтвердив факты хищения денежных средств. Но очень скоро KPMG и Sunday Times пришлось извиняться перед Пиллаем и Горданом, т.к. после повторной проверки "факты хищения" не подтвердились. Тем не менее, "коррупционные оккупанты" достигли своей цели: вместе с Пиллаем под увольнение попал 51 его подчиненный, на место которых были назначены лояльные власти люди. В результате налоговые сборы за 2017 г. сократились на $4 млрд.

Компании KPMG осенью прошлого года пришлось поменять руководство южноафриканского подразделения, после того как всплыли факты недобросовестного аудита компаний, связанных с семьей Гупта. Это не единственная международная компания, репутацию которой подмочила близость к окружению президента ЮАР Зумы. В понедельник, 15 января, в парламенте Великобритании с обличительной речью выступил лорд Питер Хейн, обвинив британскую юридическую фирму Hogan Lovells в умышленном искажении отчетов, касающихся деятельности нескольких высших руководителей налогового ведомства Южной Африки. Лорд Хейн также упомянул и известную консалтинговую фирму McKensey, якобы замешанную в недобросовестном отбеливании имени приближенных к Зуме бизнесменов и их компаний.

"Внутренняя оккупация" тянет вниз экономику Южной Африки, считавшейся до недавних пор одной из самых развитых стран континента.

По данным World Economic Forum, за время правления президента Зумы с 2009 г. страна опустилась на десятки позиций в таких категориях "Индекса глобальной конкурентоспособности", как "прозрачность политики" (минус 40 позиций), "конкурентоспособность экономики" (- 20 позиций), "использование бюджетных средств" (- 35 позиций), "доверие политической власти" (- 70 позиций). ВВП на душу населения сокращается с каждым годом, безработица растет (28% по результатам 2017 г.). Международные рейтинговые агентства Moody's и S&P понизили рейтинги гособязательств ЮАР до уровня "мусорных".

Неудивительно, что в стране крепнет оппозиция, требующая заканчивать с президентом Зумой. В Южной Африке существуют два вида оппозиции: политическая и экономическая. Политическая представленная двумя партиями - Демократическим альянсом и Партией борцов за экономическую свободу. Поддержка избирателей у них довольно низкая - по последним опросам общественного мнения, каждая из них пользуется поддержкой не более 10-15% избирателей.

У Демальянса есть свои маленькие победы: в результате последних местных выборов они получили большинство в трех городах страны.

Борцы - это радикалы левого толка, только набирающие популярность.
Экономическая оппозиция куда более влиятельна. В ее ряды входят миллиардеры Сифо Питяна, глава золотодобывающей компании AngloGold Ashanti, руководитель телекоммуникационного гиганта Telkom SA Ябу Мабуза, председатель правления Shell South Africa Бонанг Мохале. Все они объединились вокруг Сирила Рамафосы, ставшего в конце декабря новым лидером правящего Африканского национального конгресса.

На партийных выборах Рамафоса победил бывшую жену президента Зумы - Нкозану Дламини-Зуму. Победа имеет большое значение, поскольку по сложившийся в ЮАР традиции глава АНК становится следующим президентом страны, и Рамафоса должен им стать после выборов в 2019 г. Победа Нкозана Дламини-Зумы, у которой от президента Зумы четверо детей, стала бы плевком на могилу Нельсона Манделы, посвятившего свою жизнь борьбе за открытое демократическое общество в Южной Африке. Это понимало большинство партийных делегатов АНК, которую в свое время возглавлял Мандела.
В предвыборной кампании Сирил Рамафоса говорил исключительно о борьбе с коррупцией. Его речам аплодировали 5000 членов партии, многотысячные митинги членов профсоюзных движений и десятки представителей крупных международных корпораций, ведущих или собирающихся вести бизнес в ЮАР.

Рамафоса прошел классический путь ярого борца против апартеида с сопутствующими арестами, тюремными заключениями, пытками, политической и вооруженной борьбой. 

В 2003 г. он ушел из политики и занялся бизнесом. Американское издание Fortune оценивает его состояние в $685 млн.

Рамафоса владеет активами в инвестиционном и банковском бизнесе, ему принадлежит южноафриканская сеть McDonald's и он входит в совет директоров The Coca-Cola Company в ЮАР. Жена Рамафосы - Тшепо Мотсепе - сестра первого чернокожего миллиардера Южной Африки Патриса Мотсепе.

В 2012 г. Рамафоса вернулся в политику, получив пост вице-президента партии при непосредственной поддержке переизбранного на второй срок президента Джейкоба Зумы. Теперь ему предстоит решать судьбу своего покровителя. Когда после победы на партийных выборах у Рамафосы спросили, когда он арестует Зуму, тот дал уклончивый ответ: "Всему свое время".

Судя по всему, Джейкоб Зума повторит судьбу зимбабвийского диктатора Мугабе, свергнутого в результате переворота в прошлом году, но оставленного в покое, да еще с гарантиями неприкосновенности и щедрого финансового обеспечения. Зума не боится за свое будущее. Он даже не против расследования своей предполагаемой коррупционной деятельности. "Внутренний оккупант" Джейкоб Зума спокойно передаст власть ярому антикоррупционеру-миллионеру Рамафосе и уйдет на заслуженную пенсию. Так в Африке побеждают коррупцию.

    Реклама на dsnews.ua