Штаны-телефон, супертелескоп, голограммы. Какие техноновинки ждут нас в 2021 году

В 2021 году нас ждет целая волна новых технологических инноваций — от смартфонов—раскладушек до квантового компьютера

Космический телескоп "Джеймс Уэбб" / asu.edu

Без сомнений 2020 год стал годом потрясений. Одна только пандемия Covid-19 чего стоит. Но если в некоторых областях пандемия помешала технологическому прогрессу, то в других — наоборот.

Человек — существо, отличающееся высоким уровнем адаптивности. Люди не просто сидели по домам, куда их загнал коронавирус, но искали новых решений и возможностей. Как результат, 2021 г. может порадовать нас массой технологических инноваций.

Квантовый компьютер

Квантовый компьютер IBM

Идея квантового компьютера появилась еще в 80-х гг. прошлого века. А сравнительно недавно появились и первые модели квантового компьютера.

По сравнению с ним электронный суперкомпьютер — просто детская игрушка. В отличие от обычных компьютеров, квантовый оперирует не битами, а кубитами информации, которые могут одновременно иметь значения и 0, и 1.

В 2016 г. IBM стала первой компанией, которая открыла доступ к ученым и программистам к квантовому компьютеру с 65-кубитным процессором через облако.

Эта компания также может похвастать крупнейшим парком таких систем — в ее Центре квантовых вычислений их 29.

В 2021 г. IBM намерена создать систему с 127-кубитным процессором, в 2022 г. — с 433-кубитным, а в 2023 г. — с 1121-кубитным.

Помимо нее над аналогичными проектами работают и другие компании. Например, Google, Splunk, Honeywell, Microsoft, AWS.

Кроме того, свое слово уже сказали китайские ученые. В частности, сотрудники Шанхайского университета похвастали своим квантовым компьютером "Цзючжан", который в 10 млрд быстрее, чем "гугловский" компьютер с 54-кубитным процессором Sycamore.

С другой стороны, это все же демонстрационная модель — попытка дать достойный ответ Соединенным Штатам. "Цзючжан" создан, прежде всего для того, чтобы показать свое превосходство над суперкомпьютерами. В то время как тот же Sycamore можно программировать и использовать его колоссальные возможности для решения различных задач. Что, соответственно, привлекает все больше внимания как со стороны различных государственных и исследовательских структур, так и со стороны бизнеса.

В следующем году, по мнению профильных экспертов, рынок будет развиваться еще стремительнее. Согласно прогнозу, опубликованному на сайте Statista, к 2029 г. рынок квантовых вычислений превысит $2,5 млрд. Для сравнения: в 2019 г. это были несчастные $90 млн.

Квантовый компьютер может полностью изменить мир. Его невероятная скорость открывает дорогу к новым достижениям в исследованиях, машинном обучении, создании ИИ, криптографии.

Телескоп Джеймс Уэбб

Космический телеской "Джеймс Уэбб" / NASA

31 октября 2021 г. во французской Гвиане должен состояться запуск нового космического телескопа "Джеймс Уэбб", названного в честь второго главы Национального аэрокосмического агентства США (NASA).

Изначально планировалось, что запуск "Уэбба" будет проведен в марте, но пандемия внесла свои коррективы.

Телескоп — точнее, орбитальная инфракрасная обсерватория — должен заменить трудягу "Хаббла", который остается в космосе с 1990-го года.

Как заявил помощник администратора Управления научных миссий NASA Томас Цурбухен: "Уэбб" — самая сложная космическая обсерватория в мире и наш главный научный приоритет".

"Уэбб", — добавляет научный сотрудник NASA Эрик Смит, — разработан, чтобы дополнить невероятное наследие космических телескопов "Хаббл" и "Спитцер", и наблюдать в инфракрасном спектре за Вселенной, фиксируя каждый этап истории космоса. Обсерватория обнаружит свет галактик первого поколения, которые сформировались в ранней Вселенной после Большого взрыва, и будет изучать атмосферу близлежащих экзопланет на предмет возможных признаков обитаемости".

Да, задача телескопа — это поиск и изучение экзопланет. Причем "Уэбб" сможет засекать "холодные" экзопланеты с температурой до 300 Кельвинов, т.е. с температурой, примерно равной земной.

Область изучения — до 15 световых лет от Земли, или два десятка ближайших к Солнцу звезд.

Кроме того, обсерваторию будут использовать для изучения объектов Солнечной системы, где имеется вода — Европы (спутника Юпитера) и Энцелада (спутника Сатурна).

Hyperloop

Вакуумный поезд Hyperloop / virgin.com

Светлые умы не только заняты изучением космоса, но и двигают колесо прогресса на Земле. И, как в данном случае, — тоже в безвоздушном пространстве.

Речь об одном из самой интригующих и перспективных инноваций — вакуумном поезде Hyperloop.

Путь к успеху у этого проекта был тернистым. Несмотря на обещанную технологическую революцию, которую он может произвести своим появлением, Hyperloop, расхваливаемый Илоном Маском, хронически сталкивался с нехваткой финансирования.

Процесс пошел, когда проект выкупила компания еще одного миллиардера-визионера Ричарда Брэнсона — Virgin. Сперва он привлек $50 млн инвестиций, а в 2019 г. — еще $172 млн.

Это позволило компании довести проект до ума, проведя, по меньшей мере, 400 испытаний. А 8 ноября состоялась первая поездка вакуумного поезда с пассажирами — техническим директором Hyperloop Джошем Гигелем и главой отдела обслуживания пассажиров Сарой Лучиан.

Успешное испытание добавляет компании оптимизма в плане перспектив внедрения этого нового вида транспорта, уже сейчас способного достигать скорости в 385 км в час — на уровне маглева и поездов-пуль, а в перспективе — более тысячи км в час.

Еще в 2017 г. в компании прогнозировали, что работающий Hyperloop появится по всему миру к концу 2020 г. Позднее срок перенесли на 2021 г., ориентируясь на готовность технологии к серийному производству.

Как видим, 8 ноября Virgin Hyperloop доказала, что ее творение уже способно на это.

Так что и прогноз на 2021 г. может оказаться реальностью, хотя бы отчасти. По крайней мере, это испытание может побудить правительства заключать с компанией договора на строительство Hyperloop.

Пятое поколение мобильной связи

Ведущие производители смартфонов переходят на 5G
Ведущие производители смартфонов переходят на 5G / EPA/UPG

Развитие сети 5G началось уже давно, но на запланированный масштабный ее запуск негативно повлияла пандемия Covid-19.

В то же время, именно миграция работников на удаленку способствует развитию более продвинутой связи. Поэтому ожидается, что именно в 2021 г. 5G станет действительно массовой.

Ведущие производители смартфонов — Samsung, Apple, Xiaomi и Motorola — или уже начали, или готовятся выпускать телефоны с 5G.

Качественный рывок в этом направлении приведет не только к тому, что можно будет быстрее загружать веб-страницы или смотреть Netflix на телефоне, но и повысит мобильность юзера. Что станет огромным плюсом, если только пандемии в следующем году придет конец.

Также 5G простимулирует развитие таких технологий, как дополненная и виртуальная реальность, а также игровых платформ вроде Google Stadia или NVidia GeForce Now.

В то же время, 5G — это удар по кабельным и оптоволоконным сетям. Т.е. рынок ожидает новая трансформация.

Wi-Fi 6

Wi-Fi 6 увеличит скорость на 30%/ habr.com

Если 5G — это удар, то новое поколение беспроводной связи — Wi-Fi 6 — способно похоронить проводную сестру. Скорость Wi-Fi 6 вырастет на немаленькие 30%.

Запуск Wi-Fi 6, как ожидается, может состояться также в следующем году. Хотя многие скептически относятся к таким срокам, не меньше людей, в том числе профильных экспертов, полагают, что это реально.

Как и в случае с 5G, на развитии Wi-Fi 6 благотворно может повлиять как раз пандемия коронавируса.

Большая скорость локальной беспроводной связи также станет инструментом для возмещения потерь, которые бизнес понес в текущем году.

Взять те же отели. Wi-Fi 6 дает возможность нарастить коммуникационный потенциал, в том числе обеспечив клиентов более качественным интернетом, к которому они смогут подключить больше гаджетов.

Есть здесь и неоспоримый бытовой плюс: локальная беспроводная связь поспособствует росту продаж различной смарт-техники, вроде умных колонок, термостатов, дверных замков и т.п., дав новый толчок развитию интернета вещей и, как следствие, "поумнению" жилищ.

Телефоны-раскладушки

Новый телефон "раскладушка" Samsung Galaxy Fold 2
Новый телефон "раскладушка" Samsung Galaxy Fold 2 / EPA/UPG

Все новое — хорошо забытое старое, как известно. Вот так и со складными телефонами, которые уже вновь начали появляться на рынке, а в 2021 г., по мнению экспертов, будет настоящий бум.

На первый взгляд, телефоны-раскладушки не походят на техническую новинку. Однако речь идет не гаджетах из эпохи до смартфонов, а об адаптации этой успешной технологии под новые реалии.

Гаджеты с огромными экранами уже притомили потребителей. И как раз более продвинутые и быстрые типы связи делают в их глазах привлекательнее те телефоны и планшеты, которые можно сложить и уместить в кармашке.

Уже сейчас растет популярность такого плана гаджетов от компаний Microsoft и Samsung — Microsoft Surface Duo и Samsung Galaxy Fold 2.

Нельзя сказать, что "раскладушки" вытеснят классические смартфоны с большими экранами, но они привнесут существенное разнообразие рынку.

Голограммы

Общение через голограммы — это будущее / Carlo/siliconrepublic.com

Пандемия привела к стремительному росту популярности инструментов, вроде Zoom и Google Meet, позволяющих удаленщикам хотя бы виртуально продолжать работу с коллегами.

Некоторые офисы даже проводили совещания весьма оригинальным способом. К примеру, собирались всей компанией в популярной вестерн-игре Red Dead Online.

Такая вот иллюзия личного присутствия, пусть и через аватары.

Однако режим видеоконференций или сборище в онлайн-играх — не предел мечтаний. На очереди "Звездные войны", а если точнее — использование для общения голограмм.

Эти технологии в последнее время появляются все чаще. Например, в сфере рекламы.

И, по данным СМИ, над созданием мобильных гаджетов, способных формировать голографические — трехмерные — изображения, уже работают такие лидеры техноиндустрии, как Apple и Amazon.

Первые такие гаджеты, ожидаемо полные багов и далекие от совершенства, но вполне рабочие, могут появиться в 2021 г.

Общение через голограммы — это будущее. По мнению специалистов компании IBM, уже через пять лет можно будет общаться посредством голограмм в реальном времени.

Персональный 3D-принтер

В 2021 г. число персональных 3D-принтеров резко возрастет / tctmagazine.com

3D-печатью уже никого не удивишь. Эта технология используется едва ли не повсюду — и в науке, и в строительстве, и в кинематографе.

Например, киношники, чтобы красиво уничтожить легендарный Aston Martin DB5 в фильме о Джеймсе Бонде "Скайфолл", напечатали три копии этого авто, пусть и втрое меньшего размера.

Те, кто видел картину, получилось эффектно, не правда ли?

С помощью соответствующих принтеров разного размера уже делают игрушки, оружие, человеческие органы, строят дома.

И 3D-принтеры становятся все доступнее. Хотя они стоят далеко не в каждом доме, как еще не так давно обычные — струйные или лазерные.

Впрочем, есть мнение, что в 2021 г. число персональных 3D-принтеров резко возрастет. Следовательно, вырастут возможности и у простых людей: кто-то сможет запустить симпатичный домашний бизнес, кто-то будет развлекаться печатью различных игрушек и вещей; а кто-то — оружия. Это уже звоночек для правоохранительных органов.

Хирургическая лазерная "сварка"

В 2021 году медики смогут вооружиться революционным прибором — лазерной ручкой, способной закрывать раны.

Также в следующем году медики по всему миру — в тех странах, правительства или руководство учреждений которых не скупятся на покупку новейших технологий — могут вооружиться революционным прибором — лазерной ручкой, способной закрывать раны.

Это альтернатива иголке и нитке. Над этой технологией ученые работали десятки лет. Для сшивания ран ранее использовали углекислотные лазеры, однако была проблемка — нельзя было контролировать температуру.

Физики из Тель-Авивского университета ее решили. Они разработали оптоволоконный лазер, температуру которого можно контролировать и без каких—либо проблем производить "лазерную сварку" краев раны.

Умная одежда

Технокомпания Google Advanced Technology and Projects (ATAP) и известный производитель одежды Leviʼs работают над проектом, который носит название Project Jacquard — в честь создателя одного из типов ткацкого станка.

Этот проект также называют Google Smart Cloth. Из названия можно понять, что речь идет о некой "умной ткани". Почему же она умная?

Google Smart Cloth, или "интерактивный текстиль", как отметили в ATAP, — действительно революционная технология.

Вшивая токопроводящие нити в текстиль, ее создатели хотят дать нам возможность звонить или отправлять сообщения прямо через джинсы или куртку. Да и не только через свой гардероб, но и другие объекты из ткани, вроде ковров или штор.

Кроме того, "умная одежда" сможет отслеживать состояние здоровья человека и присылать разные уведомления в случае возникновения каких-либо проблем.