• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Прощайте, братья по оружию!

Реклама на dsnews.ua

25–26 марта в Киеве побывал министр иностранных дел Македонии Слободан Чашуле. Представители стран, связанных долгосрочным договором на поставку военной техники, заверили мир в том, что Украина не поставляет Македонии никакого оружия. Это очередная победа американских дипломатов, вновь вытеснивших с рынка серьезного конкурента.

Что же тут криминального?
Всего Македонии было продано 12 вертолетов Ми-24, четыре Ми-8, три Ми-17 и четыре самолета Су-25. К тому же в страну завезли 31 танк Т-72 и 20 бронетранспортеров, которые, по утверждению Украины, были не проданы, а всего лишь отремонтированы и модернизированы у нас.

Едва ли не впервые за годы независимости Киев продемонстрировал миру свою политическую состоятельность, заполучив репутацию серьезного и стабильного партнера. Не говоря уже о простой истине: торговые операции на рынке вооружений чрезвычайно прибыльны.

Выиграть оружейный тендер в стране бывшего соцлагеря — задача нереальная: и Польша, и Венгрия, и Болгария озабочены подтверждением преданности своим новым североатлантическим партнерам, причем не словом, а делом, то есть материальной поддержкой оборонной промышленности западных стран. Со Скопье же дела шли отлично: вдобавок к выгодному экспорту Украина собиралась строить в Македонии завод по модернизации бэтээров и танков.

В 1998 г. Украина и Македония подписали соглашение о дружбе и сотрудничестве, четвертая статья которого оговаривает, что ответом на любые посягательства на территориальную целостность партнера будет дружеская помощь; договор от 2000 г. — юридическое основание для поставок оружия. Это не нравилось многим на Западе. Там не ограничились блокировкой любых попыток региональной солидарности со стороны Греции и Болгарии и запретили Киеву оказывать военную помощь Скопье. Накануне операции по разоружению албанских боевиков Запад потребовал прекратить поставки оружия. В Брюсселе украинским представителям заявили, что Македония закупает оружие отнюдь не для своих военных, а для полиции, которая может использовать его против албанских боевиков. Казалось бы, что здесь незаконного?

"Второй Талибан"
Македония долгое время считалась образцом демократического многонационального государства на Балканах. После референдума о независимости в сентябре 1991 г. новые власти Скопье сделали ставку на Запад, и на сербской границе появились американские войска. Сербия и Черногория тогда отказались признать право страны на часть имущества бывшей федерации — прежде всего военного, и первому президенту Киро Глигорову пришлось с этим согласиться. Македонская армия, насчитывающая до 10 тысяч военнослужащих, лишь в 1999 г. закупила танки и гаубицы у Болгарии, получив устаревшие бронетранспортеры из Америки, а джипы и оборудование для госпиталей — из Германии. Сегодня в армии около 22 тысяч бойцов, 15 танков Т-55 и 50 бэтээров плюс то, что продала Украина.

Для сравнения, не совсем, мягко говоря, законная организация — Национально-освободительная армия Македонии (НОАМ), — насчитывающая до двух тысяч бойцов, вооружена автоматами, пулеметами, гранатометами, минометами, противотанковыми реактивными ракетами. Они могут нарастить силы практически в любой момент за счет соратников из Косово — те легко проберутся через границы, ведь их защиты международное сообщество так и не обеспечило, несмотря на то, что во время косовского конфликта страна стала тылом НАТО: ее аэродромы, казармы и дороги наполнились военными альянса. Между тем его позиция в отношении Македонии постепенно менялась. Заявления о территориальной целостности страны и четкая характеристика НОАМ как "убийц с гор", данная главой Североатлантического альянса Джорджем Робертсоном, сменились осторожными призывами провести прямые переговоры с албанскими боевиками. Их поддержала западная пресса, предлагавшая не употреблять по отношению к боевикам слово "террористы".

Реклама на dsnews.ua

Глава официально признанной в Македонии албанской партии Имар Имери обратился к Москве и Киеву с такими словами: "Разоружение станет реальным только тогда,.. когда прекратятся военные поставки из Украины, России и из славянского мира в целом". Призыв, сравнимый с истерическими заявлениями Усамы бен Ладена. В марте прошлого года македонский премьер Любчо Георгиевски обвинил НАТО в создании на Балканах "второго Талибана". А посол Македонии в России Димитар Димитров, оценивая роль международного сообщества в урегулировании конфликта, заявил: "Вместо того, чтобы разоружить боевиков, они занялись нашей конституцией... При этом Македонию лишили права бороться с террористами. Эмиссары Запада даже съездили в Украину, Грецию и Болгарию, настояв на прекращении продажи нам оружия".

Очевидно, раз Запад запретил Македонии проводить самостоятельную политику в области обороны, за безопасность в стране должен отвечать Североатлантический альянс. Но, как объяснили "ДС" в Македонской миссии НАТО, это представительство занято лишь тыловой поддержкой коллег в соседнем Косово. Так, когда силы НОАМ напали на Тетово, немецкие военные были в срочном порядке выведены из Македонии — мол, не было у них мандата на боевые действия на стороне македонской армии.

О неискренности и кощунстве
Украинское руководство сопротивлялось давлению США, но вскоре Вашингтону подоспела помощь. Последовала серия газетных публикаций. Киев в очередной раз обвинили в торговле оружием со странами, на которые наложено эмбарго Совбеза. Самый близкий друг Украины в НАТО — Польша в середине февраля присоединилась к общему хору. Как сообщили польские дипломаты, многие страны альянса вообще не хотят сотрудничать с Украиной до тех пор, пока она будет продавать оружие Македонии. А ведь делается это — какое кощунство! — накануне пятой годовщины подписания Хартии об особом партнерстве с НАТО.

Киев предупредил, что перестанет поставлять оружие лишь в том случае, если США и ЕС прекратят помощь албанским боевикам и разоружат их. Но к нашим условиям никто не прислушивался. В августе прошлого года глава МИД Украины Анатолий Зленко на мирных переговорах в македонском Охриде пообещал не поставлять оружие стране до тех пор, пока там не восстановится мир. Где же логика? Зачем оружие мирной стране? И почему оно не нужно тем, кто защищает территориальную целостность?

Нынче поговаривают о том, что от прекращения военного сотрудничества с Македонией зависит участие Украины в ноябрьском саммите НАТО в Праге. Наш МИД такие сообщения опровергает: ведь мы не подвержены действию санкций или эмбарго Совбеза ООН. И все же такой политический шантаж кажется вполне реальным продолжением политики перевоспитания Киева. Вот только проблема в том, что теперь оружие в Македонию будет поставлять кто-то другой.

    Реклама на dsnews.ua