• USD 39.5
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

"Оранжевые" пропорции

Реклама на dsnews.ua

Завтра "оранжевое" большинство впервые сможет реальным голосованием подтвердить действительное существование коалиции. На заседании парламента должны решаться, по выражению самих подписантов, "второстепенные вопросы раздела сфер ответственности", иными словами — Раде будет предложено утвердить пакет коалиционных кадровых предложений. Все кадровые вопросы уже решены, и голосование, скорее всего, пройдет гладко, но принципы работы парламентско-правительственного большинства оставляют возможность для внутренних раздоров, вплоть до развала коалиции. Уже завтра фамилия "Тимошенко" прозвучит в ВР в качестве предложенной Президентом кандидатуры премьера. Между сентябрьской отставкой и теперешним триумфом г-жи Тимошенко прошло менее 9 месяцев, но лидер БЮТ возвращается в Кабмин, значительно укрепив свои позиции. За ней стоит первая по численности фракция большинства, что обеспечивает ей 9 министерских портфелей в новом правительстве.

Второе пришествие Тимошенко
В январе прошлого года премьер Юлия Тимошенко смогла провести в исполнительную власть лишь одного бютовца — Александра Турчинова, который занял должность главы СБУ. В первом "оранжевом" правительстве у Юлии Владимировны не было ни одного своего министра и их пришлось вербовать в стане "нашеукраинцев", в частности — ПРП: на сторону Юлии Тимошенко перешли вице-премьер Николай Томенко и министр экономики Сергей Терехин.

Сегодня премьеру удалось выторговать для себя практически весь экономический сектор правительства: министерства финансов (кстати, очень хочет подсидеть Виктора Пинзеника нардеп и банкир Сергей Буряк), экономики, топлива и энергетики, угольной промышленности, а также АПК. С такими рычагами влияния Юлия Владимировна вряд ли будет ограничена в свободе действий на ниве создания "украинского экономического чуда". Особенно г-жу Тимошенко должно порадовать обретение долгожданного контроля над ТЭК, к которому она всегда была неравнодушна. Кстати, лидер БЮТ уже обнародовала свои планы пересмотра российско-украинских газовых соглашений.

Ко двору бютовскому экономическому правительственному сектору придется и квота на пост председателя ФГИУ: Юлия Владимировна сможет вернуться к полюбившейся ей теме приватизации, точнее — реприватизации. БЮТ также будет нести ответственность еще за несколько сфер внутренней политики. Соратники Юлии Тимошенко займут должности министров строительства, архитектуры и ЖКХ, здраво- охранения, культуры, чрезвычайных ситуаций и главы Госкомитета по телерадиовещанию. Бютовскую "оккупацию" исполнительной власти должны усилить также кресло первого вице-спикера ВР, на которое претендует Николай Томенко, и лидерство в 11 парламентских комитетах. Это, несомненно, плата за неудобство терпеть в председателях ВР Петра Порошенко.

Утешительные призы для СПУ
Личные амбиции Александра Мороза были принесены в жертву "демократической" коалиции. Однако, скорее всего, не идеалы майданного братства подвигли Александра Александровича отказаться от вожделенного спикерского кресла, а боязнь раскола фракции и полная утрата социалистической самобытности в оппозиционных объятиях БЮТ. Теперь СПУ останется в "оранжевой" коалиции игроком с "золотой акцией" и даже получит больше постов в новой исполнительной власти, чем прежде.

Соратники Александра Мороза, потеряв аграрное министерство и ФГИУ, сохранили за собой Минобразования и приобрели Минтранс и Минэкологии, а также должности первого вице-премьера (которым, вероятно, станет Иосиф Винский) и омбудсмена. Кроме того, социалисты выторговали право усадить по левую руку г-на Порошенко своего представителя. И если Александр Мороз не страдает излишним самолюбием и не сочтет это место для себя унизительным, то вполне может стать вице-спикером.

Под вопросом остается судьба еще одного министра-социалиста, который в последнее время несколько отдалился от однопартийцев. Речь идет о главном милиционере страны Юрии Луценко, должность которого относится к так называемой квоте Президента. Видимо, прекрасно понимая это, Юрий Витальевич в последнее время демонстрировал большую лояльность к Виктору Ющенко. В межпартийные разборки он вообще не вмешивался, более занимаясь войнами с прокурорами, обижающими президентских чад. Аполитичность министра внутренних дел, видимо, понравилась "нашеукраинцам", и на коалиционных торгах они предложили союзникам оставить г-на Луценко руководить МВД. Категорически против выступил БЮТ, риторически вопросивший: "Почему бандиты до сих пор не в тюрьмах?". По некоторым данным, бютовцев все же удалось уговорить отказаться от "снятия скальпа" с руководителя МВД при условии, что создаваемое Национальное бюро расследований возглавит экс-глава СБУ Александр Турчинов.

Реклама на dsnews.ua

Президентская квота "нашеукраинцев"
Помимо главного милиционера, Виктор Ющенко отстоял за собой право предлагать министров обороны и иностранных дел. Вероятно, Анатолий Гриценко и Борис Тарасюк и далее будут у руля. Кроме того, лично за Президентом остается право на назначение глав госадминистраций, правда, после консультаций с коалицией, что несколько ограничивает новые конституционные права премьера. Тут исчезает нечеткая граница между президентской и "нашеукраинской" квотой во власти, которые, в общем-то, тесно переплетаются.

Блок "Наша Украина" завладел спикерством и 7 парламентскими комитетами, в частности важнейшим — бюджетным, с помощью которого можно "попить крови" у Кабмина. В правительство "НУ" делегирует вице-премьера по региональной политике (им может стать либо поднаторевший в ней Роман Безсмертный, либо остающийся без кресла глава МЧС Виктор Балога) и министров юстиции, промышленной политики, труда и соцполитики, семьи, молодежи и спорта, а также главу Антимонопольного комитета. Практически на всех выше перечисленных постах уже и так находятся "нашеукраинцы", поэтому ротации в этих министерствах если и будут, то незначительные.

Коалиционные ловушки
Несомненно, БЮТ возвращается во власть усиленным составом, но на политическом игровом поле, кроме Президента и "любих друзів", появился еще один фактор, сдерживающий активность Юлии Владимировны. Это коалиционное соглашение, которое все "оранжевые" силы добровольно обязались выполнять. Юлия Тимошенко, на первый взгляд, более всех выигравшая от создания "оранжевой" коалиции, поставила подпись под многими вещами, которые ей не по душе. Так, программа коалиции одновременно считается программой правительства и не будет официально утверждаться в парламенте. Таким образом, новый Кабинет не сможет получить законный иммунитет от отставок на год.

Не полностью прописан в рамках коалиционного соглашения механизм принятия правительственных решений. По сути, сохраняется ситуация, характерная для первого "оранжевого" правительства (когда министры имели возможность публично оппонировать Кабмину и премьеру в частности), хотя своеволие всех членов Кабинета предполагается обуздать "коллегиальностью". В соглашении предусмотрено, что все тактические вопросы сначала будут рассматриваться в правительственных комитетах, а потом уже Кабмин может проголосовать "за" или "против" комитетского варианта. "Против" означает возвращение предложенного решения на доработку. Министр, не согласный с коллегиально принятым решением, отправляется в отставку.

Впрочем, "принцип коллегиальности принятия решений" касается и премьер-министра, так что Юлия Тимошенко должна подумать о создании своего большинства в правительстве. Еще более зависима Юлия Владимировна будет в принятии политических решений (например, в украинско-российских газовых отношениях), так как "государственно и общественно важные вопросы" сначала рассматриваются на уровне коалиции, после чего Кабмин получает четкое указание, как ему поступить. Согласно Конституции правительство не обязано внимать парламентариям, но его непослушание может поставить так мучительно созданную коалицию на грань распада.

Собственно, коалиция стала еще одним центром принятия решений наравне с Президентом и правительством. В ее рамках будут сформированы руководящие органы — совет и общее собрание: ОС решает простым большинством все вопросы, касающиеся кадров и законодательства. Тут фракция БЮТ имеет преимущество, так как владеет преференциями в "оранжевом" большинстве. Однако на голосование общего собрания выносятся только те решения, которые предложит совет коалиции, а в него входят руководители трех фракций и по два представителя от них, но каждая фракция имеет всего один голос. Решения коалиционный совет принимает на основе консенсуса, то есть каждый представитель имеет право вето на то или иное решение, и пока оно не согласовано, то не может выноситься на рассмотрение общего собрания. Таким образом, коалиционеры, имея самые благие намерения, вымостили эффективную дорогу к развалу своего союза.

Сейчас коалиционные договоренности являются не чем иным, как простым джентльменским соглашением, а каждая фракция имеет право в любой момент покинуть ряды большинства. Коалиционеры, как и полтора года назад, поначалу будут придерживаться договоренностей, однако противоречия между главными действующими лицами настолько глубокие, что прошлогодний "черный сентябрь" вполне может повториться. По крайней мере, предпосылки междоусобного конфликта, как и год назад, весьма существенны.

    Реклама на dsnews.ua