• USD 41.1
  • EUR 45.4
  • GBP 53.8
Спецпроекты

Европейский шантаж

Реклама на dsnews.ua
На прошлой неделе на заседании Рабочей группы по вступлению Украины в ВТО было озвучено новое требование ЕС: чтобы вступить во Всемирный торговый клуб, Киев должен обеспечить свободный транзит энергоресурсов в европейском направлении. Евросоюз дал понять, что не прочь получить доступ к управлению нашей газотранспортной системой, чего уже не первый год добивается от нас и Москва. Украине предстоит лавировать между интересами европейцев и россиян.

Как стало известно "ДС", Еврокомиссия настаивает на применении Украиной статьи Генерального соглашения по тарифам и торговле, именуемой "Свобода транзита", как главного правила при прокачке газа по нашей территории в страны Западной и Центральной Европы. На первый взгляд, такое решение Евросоюза выглядит странно: ведь до сегодняшнего дня вопрос обеспечения свободного транзита энергоресурсов (в рамках переговоров о вступлении в ВТО) не выдвигался ни одним из европейских государств. Более того, Украина уже давно обеспечивает свободный транзит энергоресурсов для Евросоюза, подписав Европейскую энергетическую хартию, одним из ключевых пунктов которой является положение "о свободе энергетического транзита по трубопроводам и сетям". Однако "европейская просьба", как считают эксперты, вовсе не является простым напоминанием о необходимости соблюдения Киевом взятых ранее обязательств. Аналитики предполагают, что, говоря о свободном транзите энергоресурсов, ЕС намекает на свое желание получить доступ к нашим транспортным мощностям, то есть магистральным трубопроводам (пропускная способность системы на входе составляет 290 млрд куб. м в год, на выходе — порядка 175 млрд куб. м). "Здесь могут быть два варианта: обеспечение либо доступа к магистральным газопроводам (что менее вероятно), либо к газораспределительным сетям", — уточнил "ДС" руководитель компании "Аналитическая группа "Да Винчи АГ" Анатолий Баронин. По его словам, речь идет о вхождении в состав акционеров украинских предприятий представителей европейских компаний. В частности, участием в подобных проектах могут заинтересоваться немецкий "Эрон", французский "Францгаз" и итальянский "Эни".

Такую возможность оговаривают и ключевые положения упомянутой статьи генсоглашения. Во-первых, в соответствии с документом свобода транзита через территорию договаривающейся стороны (в данном случае Украины) должна осуществляться на условиях, наиболее подходящих для международного транзита других договаривающихся сторон (то есть стран ЕС). Во-вторых, каждая из договаривающихся сторон (в данном случае Украина) должна предоставлять товарам (энергоресурсам), которые идут транзитом через ее территорию, максимально благоприятный режим. Понятно, что для выполнения этих положений Украина и страны Евросоюза попросту не смогут совместно определять условия транзита энергоресурсов через нашу территорию без совместного управления отечественными транспортными мощностями. Как считают аналитики, "для свободного доступа ЕС к транзиту энергоресурсов через нашу территорию необходимо создавать совместное предприятие по управлению украинскими нефте- и газотранспортной системами. Одной из главных причин, по которой Украине было предложено предоставить свободный доступ к транзиту углеводородов (де-факто в обмен на вступление в ВТО), является гарантия, что Европа не останется без газа, как это могло произойти в декабре 2005 г. (Тогда Киев и Москва вели переговоры о ценах на газ, в течение которых "Газпром" сократил Украине поставки, вынудив нас отбирать на свои нужды поставляемое в Европу голубое топливо. — "ДС".)".

До оглашения нового требования Европейского Союза министр экономики Анатолий Кинах сообщил, что для принятия законодательных актов, необходимых для вступления в ВТО, достаточно месяца работы Верховной Рады. Однако в свете новых требований ЕС процесс интеграции Украины в Торговый клуб снова может быть отложен на неопределенный срок. Организация межгосударственного СП на базе магистральных трубопроводов потребует внесения изменений как минимум в пять законов, которые запрещают изменять форму собственности ГТС. А принимать такие изменения Верховная Рада не готова: в феврале парламент внес изменения в Закон "О трубопроводном транспорте", в соответствии с которыми запрещено предпринимать какие-либо действия с активами предприятий, эксплуатирующих ГТС.

До сих пор позиция Украины в этом вопросе остается неизменной. "Мы не хотим быть единственной страной — членом ВТО, принявшей такое условие. Давайте, пусть все под этим подпишутся", — сообщил по итогам заседания Рабочей группы посол Украины при Европейском Союзе Роман Шпек. Но при этом эксперты отмечают, что если Украина не вступит в торговую организацию в 2007 г., то в дальнейшем этот процесс может быть осложнен предполагаемым изменением составов Рабочей группы и стран — членов ВТО. Это означает, что Киев будет вынужден вести дополнительные переговоры с новыми государствами, у которых наверняка возникнут иные требования.

Аналитики полагают, что при подобных обстоятельствах Украина может решиться на жертвоприношение Евросоюзу магистральных трубопроводов. В определенной степени такой шаг можно даже назвать выгодным Киеву, ведь на поддержание 37 тыс. км газовых магистральных труб необходимо ежегодно тратить порядка $0,5 млрд, а на модернизацию — около $3 млрд. А этих денег у НАК "Нафтогаз України", эксплуатирующей ГТС, как правило, нет. "Если Киев пойдет на уступки Евросоюзу, то, вполне вероятно, столкнется с теми же проблемами, которые возникли в 2002 году. (Тогда между Россией и Украиной было подписано соглашение о создании "Международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины", но "Газпром" и "Нафтогаз" не смогли договориться о долях в консорциуме, а также о возможности участия в нем европейских инвесторов. — "ДС".) Сегодня количество европейских участников консорциума может быть неограниченным: чем больше их будет, тем либеральнее станет рынок, — говорит руководитель аналитической группы "Да Винчи АГ" Анатолий Баронин. — Однако это явно встретит сопротивление со стороны Москвы. Ведь конечной целью Европы является не столько допуск европейских компаний к украинской ГТС, сколько снижение роли "Газпрома" в системе транзита и поставок через территорию Украины". На сегодняшний день ежегодный транзит газа через нашу страну составляет 120 млрд куб. м — это более 80% от общего экспорта "Газпрома" в Европу, а потому в вопросах доли участия в консорциуме Москва займет непримиримую позицию: ей будет интересен как минимум блокирующий пакет акций предприятия, а в идеале — контрольный.

Эксперты не исключают, что не менее жесткую позицию может занять и Евросоюз. Полгода назад ЕС выдвигал аналогичные требования к России. От Кремля хотели получить разрешение на допуск европейских компаний к транспортировке газа по российской территории. Выполнить это требование Москва отказалась. Однако процесс продвижения РФ в ВТО от этого не затормозился, и об "энергетическом условии" попросту забыли. Но надеяться на то, что европейцы проявят аналогичную мягкость и в отношении Украины, аналитики не советуют: ведь в отличие от Киева Белокаменная как основной поставщик энергоресурсов на европейский рынок имеет куда более весомые аргументы в любых переговорах. А потому в ближайшее время за украинскую трубу может разгореться нешуточная борьба.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua