Время всеобщего праздника
Налоговики потерпели поражение в борьбе с минимизаторами. Выявляя используемую предприятием схему ухода от уплаты налогов, фискалы не в состоянии взыскать в бюджет требуемую сумму. Главными помощниками бизнеса по части экономии на налогах в последнее время стали суды, которые не отказываются принимать от субъектов хозяйствования веские аргументы, на основании которых и выносятся "антиналоговые" решения. Призвать к ответу сговорчивых судей невозможно.
500-миллионный недобор
Недавно ГНАУ подвела итоги документальных проверок компаний, проведенных ее подразделением аудита юридических лиц в январе–августе этого года. Согласно приведенным в отчете данным компаниям было начислено еще 2,4 млрд грн., что оказалось на 500 млн грн. меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Показатель доначислений снизился с 8,58% в 2006 г. (за восемь месяцев собрано 33,8 млрд грн.) до 5,77% в 2007 г. (41,57 млрд грн.). И это в ситуации, когда подопечные Анатолия Брезвина частенько не выполняли плана по наполнению казны. Эта ситуация не на шутку обеспокоила Министерство финансов, которому сейчас приходится считать буквально каждую бюджетную копейку. По данным Минэкономики, дефицит госбюджета по итогам января–сентября возрос до 2,8 млрд грн. (0,6% ВВП), тогда как к сентябрю он составлял лишь 0,2 млрд грн. (0,05% ВВП).
На коллегии Государственной налоговой администрации, состоявшейся на прошлой неделе, первый вице-премьер, министр финансов Николай Азаров заявил, что приоритетом работы ГНАУ в ближайшем будущем должно стать выявление схем уклонения от уплаты налогов. "Речь идет не об увеличении налоговой нагрузки, а об улучшении администрирования. Минимизация налоговых обязательств в рамках закона — это право налогоплательщиков. Но если это выходит за границы закона, вы должны с этим бороться", — поставил задачу руководству ГНАУ Николай Янович.
А судьи кто?
Впрочем, указания г-на Азарова явно отстают от жизни: проблема не в том, что налоговики не видят минимизационных схем, а в том, что попросту бессильны их не только перекрыть, но и заставить минимизаторов платить больше. Чтобы избежать нежелательных налоговых расходов, предприятия спешат заручиться судебными решениями, которые запрещают ГНАУ или Гостаможне взимать с них налоги. По мнению руководства фискальных органов, подобные решения судов преимущественно противоправны и принимались судьями под влиянием материальной мотивации. Одним из ярчайших подтверждений тому сотрудники центрального аппарата ГНАУ назвали уклонение от уплаты НДС при импорте товаров. По этой схеме физическое лицо — субъект предпринимательской деятельности заключает с другим предприятием договор комиссии на покупку и ввоз в Украину партии товара. Поскольку получателем товара является субъект предпринимательской деятельности, работающий на едином налоге, при таможенном оформлении с его товаров не взимается НДС. При этом товара в страну ввозят на суммы, значительно превышающие объем предельной выручки для "упрощенца" (до 500 тыс. грн. в год). При попытке сотрудников ГНАУ доначислить НДС к уплате по результатам проверок частник подает в суд иск о запрете взимать с него НДС на том основании, что он является плательщиком единого налога. И суд этот иск удовлетворяет. "Согласно закону об НДС все импортеры, даже работающие на едином налоге, обязаны зарегистрироваться плательщиками НДС и уплачивать его, однако суд проигнорировал эту норму. Кроме того, в суде не обращают внимания на тот факт, что выручка истца явно превышает лимит в 500 тыс. грн.", — говорит сотрудник центрального аппарата ГНАУ. "Впервые такую схему применили в 2004 году. Однако это был единичный случай и объемы импорта тогда были куда меньшими. Использование схемы активизировали с начала этого года. В результате в страну ввезли импорта на сумму около 1,5 млрд грн. Ущерб государства от неуплаченного НДС на сегодня составил 364 млн грн. В Одессе по такой схеме сейчас работают несколько СПД. Весь товар поступает на рынок "Седьмой километр". При этом у сотрудников налоговой есть основания считать, что за схемой стоит один человек. Решения судей, вероятнее всего, принимались под влиянием взяток", — говорит сопредседатель межфракционного депутатского объединения "Контрабанде — стоп" депутат Верховной Рады пятого созыва Игорь Рыбаков.
В ГНАУ уверены, что судьи, выносившие решения в пользу фирм-истцов, должны быть привлечены к ответственности за вынесение заведомо неправомерного решения (соответствующая статья имеется в Уголовном кодексе и предусматривает ответственность в виде ограничения или лишения свободы сроком до 5 лет) или за взяточничество. Однако, по мнению юристов, вероятность такого развития событий очень мала. "Ни один судья не принимает решения, которое не было бы достаточно подкреплено законодательными нормами", — говорит адвокат юридической фирмы "Паритет" Борис Даневич. На взятках же в нашей стране почему-то ловят лишь попавших в немилость политиков или представителей власти. Подчистить ряды представителей Фемиды мог бы Высший совет юстиции, по распоряжению которого нерадивый судья может быть лишен должности решением органа, который его избрал или назначил. Такое предложение вносится на основании рекомендаций соответствующей квалификационной комиссии судей по результатам дисциплинарного производства в отношении судьи. Но, по свидетельству киевских адвокатов, квалификационные комиссии разбирают подобные дела годами.
Контора пишет
Судебные решения одинаково хорошо помогают недоплачивать в казну и представителям крупного бизнеса, на что недавно обратил внимание Президент. В своем письме на имя Генпрокурора он просит исполнительную власть принять меры по борьбе с уклонением от уплаты НДС при импорте сырой нефти. Компании в счет уплаты импортного НДС предоставляют таможне налоговые векселя. А после истечения срока их погашения предъявляют таможне судебное решение, согласно которому импортер нефти освобождается от уплаты НДС. При этом предприятия, покупающие нефть у импортера, уплачивают НДС и, соответственно, получают право на его возмещение. Не хуже главы государства в схемах уклонения от уплаты налогов разбирается и Генеральный прокурор, также проявивший свои познания в письме на имя Президента. Правда, в данном случае помощниками минимизаторов выступают уже не судьи, а сами таможенники. Закон "О развитии автомобильной промышленности Украины" устанавливает льготы при ввозе комплектующих для автомобилей. Пользуясь этой нормой, некоторые импортеры специально снимают с готовых автомобилей некоторые детали и декларируют их как узлы и комплектующие. Минимизаторов не смущает тот факт, что, согласно закону, автомобили без фар, бамперов, сидений и стоп-сигналов считаются готовыми и не могут ввозиться как комплектующие. Однако таможенники на местах попросту закрывают на это глаза. Помимо этого, ввозя автомобили как комплектующие, импортеры также при попустительстве таможенников значительно занижают таможенную стоимость импорта и, соответственно, налоговые обязательства. А снятые с автомобилей детали ввозятся через СПД-единоналожников, и поэтому при их импорте не уплачивается НДС.
По мнению экспертов, перебрасывание письмами между Секретариатом Президента, Генеральной прокуратурой, ГНАУ и Кабинетом Министров свидетельствует лишь о том, что ни один из органов власти не намерен всерьез бороться с массовыми уклонениями, а привлечение к этому процессу судов лишь усилит позиции минимизаторов.