Кланирование правосудия. Василий Онопенко отдал судейских на откуп Секретариату Президента
Вскоре в судебном корпусе состоятся два события, которые окончательно укрепят монополию на эту ветвь власти. После избрания председателя Высшего хозяйственного суда и обновления Высшего совета юстиции главным рулевым судебной системы может стать Игорь Пукшин. Заместитель главы Секретариата Президента от имени Виктора Ющенко менее чем за год отбил у главы Верховного суда контрольный пакет акций ЗАО "Судебная ветвь власти Украины".
Битвы за ВСЮ
В октябре главе Высшего совета юстиции Лидии Изовитовой исполнилось 60 лет. А на прошлой неделе начальник Главного управления госслужбы Тимофей Мотренко сообщил ей, что она как госслужащая больше не может работать на своем посту, так как достигла предельного возраста: согласно Закону "О государственной службе" 55 лет плюс еще пять лет разрешенной отсрочки. Лидия Изовитова решила стоять на своем, мол, ее пост выборный, потому она не будет его покидать.
Также в ближайшее время состоится назначение главы Высшего хозяйственного суда Украины. Его "товарооборот" позволяет считать ВХСУ самым привлекательным судом страны. Именно благодаря его решениям Юлия Тимошенко сняла миллиардные долги со своей корпорации ЕЭСУ, как только стала премьер-министром в 2005 г. (глава суда Дмитрий Притыка после отставки ушел в парламент по списку БЮТ, правда, потом оказался перебежчиком).
В обоих случаях плетутся сложные интриги. Секретариат Президента и глава Верховного суда Украины (ВСУ) Василий Онопенко считают своим долгом очистить этот орган от остатков влияния Виктора Медведчука. Лидия Изовитова в 2004 г. стала зампредседателя совета именно с помощью тогдашнего главы президентской администрации, а весной этого года возглавила его практически одновременно с тем, как г-н Медведчук добился через суд своего восстановления членом ВСЮ и начал сотрудничать с Партией регионов. Тогда же антикризисная коалиция в парламенте приняла изменения в законы, по которым Высший совет юстиции, накладывающий взыскания на проштрафившихся судей и прокуроров, наделялся дополнительным правом назначать судей на административные должности (председателей судов и их заместителей). Это было сделано в те три дня между "роспускными" указами Президента, когда Виктор Ющенко разрешил парламенту принять неотложные законы.
В ответ гарант Конституции своим указом в пику "антикризисникам" этим правом наделил себя. А ряд подконтрольных Василию Онопенко членов совета вместе с главой ВСУ просто перестали ходить на заседания Совета юстиции, лишив его кворума и возможности принимать любые решения. Сейчас позиция г-на Онопенко и СП, озвученная Игорем Пукшиным, сводится к тому, чтобы переизбрать полностью весь состав совета. Однако сделать это очень сложно. Скорее всего, действующих членов совета "обработают" до полной потери памяти о Викторе Медведчуке и будет назначен новый — лояльный к новой власти — и. о. главы ВСЮ. Предложение освободить должность г-же Изовитовой уже сделано.
Менее публичная, но более ожесточенная борьба идет за ВХСУ. Ее перипетии и предшествовавшие войны за другие суды позволяют говорить о том, что Игорь Пукшин против воли Василия Онопенко замкнул на себе решения кадровых вопросов среди судей, фактически возглавив судебную иерархию.
Высшее хозяйственное образование
Игорь Пукшин стал зампредседателя СП в октябре прошлого года. Новоиспеченный глава Секретариата Виктор Балога передал ему юридический фронт работ, который ранее курировал советник Президента Николай Полуденный. Тот не лучшим образом отстаивал позиции Виктора Ющенко в войне указов с Кабмином. Для большей ясности также был издан указ Президента, которым все кадровые вопросы по судьям должны были проходить через Игоря Геляровича, активного и достаточно известного адвоката со своим юридическим бизнесом (компания "Пукшин и партнеры", переименованная в "Юридические советники" после его прихода в Секретариат). Игорь Пукшин усилил свои позиции, приведя с собой работников своей фирмы. Например, его "правая рука" Руслан Кирилюк возглавил отдел представительства интересов Президента в судах, созданный при СП.
Формально гарант Конституции наделен полномочиями назначать судей на первые пять лет работы, а Верховная Рада — бессрочно после первого срока. Также Президент переводит судей из одного суда в другой, назначает их на административные должности, расформировывает и создает суды (по согласованию с Кабмином), определяет их штатное расписание. Это означает, что он в любой момент может лишить насиженного места чуть ли не любого судью Украины (за исключением высших судов). И весь этот объем полномочий глава СП передал Игорю Пукшину. В итоге в стране сложилась немыслимая в кучмовские годы ситуация. "Адвокат назначает судей — белую кость правосудия!" — охарактеризовал ее один из бывших судей Высшего суда ("Наша Украина").
Далее последовала борьба за сверхрентабельные хозсуды. Около полугода назад закончились полномочия председателей Львовского, Донецкого, Днепропетровского, Одесского, Крымского апелляционных и Киевского городского хозсудов (КХС). О важности последнего говорит то, что именно в столице прописаны крупнейшие предприятия Украины. Возможно, поэтому он и был избран для атаки. Документы на назначение новых глав судов по всей форме были поданы в СП, однако под разными предлогами завернуты всем пакетом. После второй неудачной подачи всего пакета кандидату на должность председателя КХС Василию Мельнику дали понять, что проблема заключается в его кандидатуре и чтобы он, как человек известный своей взвешенностью и конструктивностью, отказался от претензий на пост. За этим незамедлительно последовало утверждение остальных судей из пакета (кроме крымского, где был назначен новый глава). А КХС возглавил Василий Саранюк, которого в юридических кругах считают другом и партнером Игоря Пукшина. Сразу после назначения судьями Киевского хозсуда стали помощница г-на Саранюка, а также родственница Игоря Геляровича Людмила Пукшин.
Сейчас ведется жесточайшая борьба за Высший хозсуд. На днях его председателю Сергею Демченко исполняется 65 лет. Уже известен главный претендент на эту должность — Наталья Яценко, которая недавно была назначена и. о. первого заместителя главы суда благодаря президентскому указу. По неофициальным данным, в утверждении ее на этом посту очень заинтересованы Виталий Гайдук и Сергей Тарута (ИСД). Между тем, по мнению источника "ДС", свою кандидатуру на этот пост будет лоббировать и Юлия Тимошенко. Ее креатурами (вернее, креатурой Игоря Коломойского) источник считает судью ВХСУ Анатолия Осетинского и бывшего главу хозяйственной палаты Верховного суда Ивана Шицкого. На кого из них падет выбор Игоря Пукшина, большой вопрос. Бывший секретарь Совбеза Виталий Гайдук и Игорь Коломойский считаются олигархами, близкими и Президенту, и Юлии Тимошенко. Возможно, что г-н Коломойский ближе г-ну Пукшину, который помогал "Привату" в деле с Никопольским ферросплавным заводом в 2005 г., а позже в борьбе с Александром Роднянским за "1+1".
Перекланировка
В настоящее время в системе правосудия есть два мощных игрока — Игорь Пукшин и Василий Онопенко. Последний действует не один. Зять главы ВСУ Евгений Корнейчук после избрания тестя главой Верховного суда принял на себя руководство Украинской социал-демократической партией. Сейчас он как кандидат в нардепы от БЮТ считается наиболее вероятным претендентом на пост министра юстиции в "оранжевой" коалиции.
Источник "ДС" утверждает, что июньское заявление Василия Онопенко о "беспрецедентном вмешательстве" политиков в работу судей было адресовано не только Кабмину и парламенту, но и Секретариату Президента. Однако глава ВСУ не выдержал аппаратной борьбы, и сегодня СП диктует ему кадровые решения. Не помогло даже вмешательство Высшего суда Украины. Конституционный суд месяц назад признал неконституционным право Президента назначать председателей судов, однако даже после этого СП выпустил несколько указов о назначении судей.
Летом ряд граждан попытались оспорить президентские указы о его праве назначать и. о. глав судов. Но иски были отклонены судами первой инстанции. Один из истцов, адвокат Виталий Васылык, рассчитывает на адекватное рассмотрение дела только в Верховном суде Василия Онопенко. Он считает, что в настоящее время система правосудия — самая бесправная среди украинских ветвей власти. "И мы пока имеем лишь ситуативные движения конкретных персоналий, которые похожи на все что угодно, но только не на реальное желание начать и провести судебную реформу", — говорит он. Только в модернизации судебной системы может быть выход из происходящей ныне приватизации правосудия.