• USD 41.2
  • EUR 45
  • GBP 53.8
Спецпроекты

НБУ отмахнулся от заемщиков

Реклама на dsnews.ua

Нацбанк решил переложить контроль над правильностью расчета эффективной ставки по потребкредитам и информированием о ней заемщиков на другое надзорное ведомство. Эксперты не сомневаются, что тем самым регулятор мягко ставит точку в нашумевшей кампании по борьбе с надувательством банковских клиентов.

В свое время за права заемщиков вступился сам же Нацбанк. Постановлением (№168) он ввел понятие реальной процентной ставки, которая включает в себя не только голый процент по кредиту, но и все банковские комиссии, а также платежи третьим лицам (за услуги страховщиков, нотариусов, оценщиков и т. д.). Финансистов обязали детализировать перед заемщиками все возможные случаи взыскания штрафов и пени, и запретили брать плату за "операции в свою пользу" (прием платежей, ведение дела, учет задолженности потребителя и т. п.). Заварив кашу, ведомство Владимира Стельмаха хочет передать почетное право расхлебывать ее Государственному комитету по вопросам технического регулирования и потребительской политики. "Контроль над полнотой раскрытия информации банками о стоимости кредитов — это не регулирование банковского сектора, и он не обеспечивает защиту интересов вкладчиков, что является функцией НБУ. Если Госпотребстандарт не станет защищать права потребителей, а будет надеяться, что этой функцией начнет заниматься кто-то другой, например Госфинуслуг или НБУ, то реального результата достичь не удастся", — заявил на прошлой неделе исполнительный директор, глава Дирекции по банковскому регулированию и надзору НБУ Александр Киреев.

Предложение центробанка выглядит вполне логично. Во-первых, у него для качественного и глубокого контроля над выполнением требований по раскрытию полной информации об эффективной кредитной ставке попросту не хватает персонала. Большая часть нарушений происходит при выдаче "мелкокалиберных" кредитов в торговых точках и небольших филиалах, до которых у нацбанковских контролеров не доходят руки. "Случаи штрафования банков за невыполнение требований постановления, предписывающего информировать клиента о реальной ставке, нам неизвестны", — говорит первый заместитель председателя совета директоров Дельта Банка Елена Попова.

Во-вторых, Закон "О защите прав потребителей" действительно возлагает обязанности в части контроля корректности взаимоотношений между кредиторами и заемщиками на Госпотребстандарт. Ведомство должно мониторить этот вопрос в отношении банков, кредитных союзов и прочих компаний, которые активно занимаются потребкредитованием. Правда, Госпотребстандарт не обязан и фактически не имеет права проводить проверки в банках, а может лишь реагировать на жалобы граждан и факты нарушения потребительских прав. И в ответ на предложение г-на Киреева руководство Госпотребстандарта лишь выразило недоумение.

"НБУ понимает, что принятое им постановление сырое, отсюда весь сыр-бор и попытки снять с себя ответственность за кредитный грабеж населения", — считает зампред крупного столичного банка. Изменить ситуацию, по мнению финансистов, возможно лишь созданием четкой схемы кредитных отношений между финучреждениями и заемщиками вплоть до нормативно закрепленного ограничения перечня видов комиссий по кредитам и установления их граничных пределов. "В государстве есть один орган, контролирующий банковский сектор — НБУ, — считает председатель правления Родовид-Банка Денис Горбуненко. — Нужна ли еще одна организация, которая будет контролировать этот процесс? На мой взгляд, правильным решением было бы создание общественных организаций, которые спонсируются ведущими игроками рынка и выполняют функцию общественного регулятора на основе Закона "О защите прав потребителей".

    Реклама на dsnews.ua