Вожделенный градус. Производители алкоголя продолжают бредить спиртзаводами
Украинские водочники имеют новый аргумент в борьбе за контроль над спиртзаводами. Они заявили, что теневики довели свою долю до 24% и продолжают наступать. Профильная ассоциация СОВАТ тут же обвинила в махинациях с неучтенным спиртом государственные предприятия.
Производители крепкого алкоголя нашли очередной повод вернуться к излюбленной теме приватизации спиртзаводов. СОВАТ, подводя итоги работы отрасли за девять месяцев нынешнего года, зафиксировала увеличение доли теневого оборота водки с прошлогодних 18 до 24%. Цифра обеспокоила исследователей, так как в последние годы данный показатель не только не рос, но и, наоборот, снижался на 2–3% за сезон. "Минимальная стоимость водки, при которой ее легальное изготовление остается рентабельным, на сегодняшний день составляет 11 грн. 15 коп. за бутылку 0,5 л, тогда как в отечественной рознице достаточно много товара по 6–8 грн.", — рассказывают в ассоциации.
Президент СОВАТ Владимир Демчак полагает, что укрепление позиций теневиков напрямую связано с увеличением поставок на рынок неучтенного спирта. Схемы для отрасли, которая еще помнит времена преобладания теневого производства над легальным, в общем, не новы — псевдоэкспорт, изменение "статуса" спирта с пищевого, к примеру, на технический или парфюмерный и пр. Стоит отметить, что многие уважаемые сегодня изготовители начинали именно как "парфюмеры", однако впоследствии законодательные и экономические факторы сделали опыты со спиртом невыгодными, что и способствовало резкому сокращению бизнеса нелегалов. Но в течение нынешнего года расценки на спирт выросли почти в два раза — с 36 до 62 грн. за литр. Поэтому торговать неучтенной продукцией имеющим к ней доступ заводчанам стало намного выгоднее. Председатель совета директоров "Nemiroff холдинг" Александр Глусь считает, что весьма эффективным способом борьбы с теневым оборотом алкоголя мог бы стать возврат к практике минимальных цен, отмененных правительством Юлии Тимошенко в 2005 г. "Мы рассчитываем, что минимальные цены будут закреплены на законодательном уровне новым составом ВР", — говорит г-н Глусь.
Владимир Демчак не исключает, что в пользу теневого сегмента сработало и послабление госконтроля над отраслью. "Мы уже направили соответствующее письмо на имя первого вице-премьера Николая Азарова с просьбой ужесточить проверки предприятий", — добавляет он.
Но главное, над чем сейчас работают водочники, — это воскрешение вопроса о возможном разгосударствлении спиртзаводов. Несколько лет назад они уже пытались заполучить контроль над сырьевыми предприятиями, но тогда их усилия так и не увенчались успехом. Более того, производителям алкоголя пришлось смириться с перманентными попытками "Укрспирта" повысить цены на сырье, хотя, столкнувшись с этим явлением впервые, они устроили громкий скандал и грозились даже перейти на закупки импортного спирта.
Владимир Демчак уверен, что в этот раз ситуация обернется в их пользу. "Мы уже разработали проект закона о разгосударствлении спиртзаводов и сейчас ведем переговоры с депутатами. Параллельно ассоциация направила письмо на имя Президента Виктора Ющенко с просьбой изучить ситуацию в отрасли и разрешить приватизацию сырьевых предприятий. СОВАТ рассчитывает, что этот процесс начнется уже летом 2008 года", — утверждает г-н Демчак.
Похоже, водочникам все-таки удалось найти общий язык и с "Укрспиртом". В этом году они добились от концерна разрешения более тесно сотрудничать с производителями алкоголя. Последние, к примеру, могут закупать для спиртзаводов большие партии зерна, чтобы зафиксировать цены на сырье хотя бы на нынешнем уровне. Сейчас ведутся переговоры о возможной схеме приватизации предприятий. "В "Укрспирте" есть разумные люди, которые не хуже нас понимают необходимость ликвидации госмонополии в отрасли. Ведь на сегодняшний день основные фонды большинства заводов существенно изношены, оборудование устарело, что не позволяет выйти на приемлемую себестоимость спирта. Между тем только техническое перевооружение позволило бы существенно снизить цены", — говорит Владимир Демчак. Он оценивает размер инвестиций, необходимых для переоборудования предприятий, в $50–70 млн, добавляя, что подобные средства государство вряд ли выделит. В самом "Укрспирте" тему возможной приватизации комментировать отказались, подтвердив факт активного сотрудничества с СОВАТ по поводу взаимодействия спиртовых и ликероводочных заводов.
Производители крепкого алкоголя заявляют, что вопрос собственности на сырьевые предприятия требует решения в самое ближайшее время. "Из-за неэффективного управления стоимость спирта постоянно растет, что негативно сказывается на конкурентных преимуществах украинского алкоголя, в том числе и на внешних рынках", — утверждает директор по маркетингу ЛВЗ "Хортица" Сергей Величко. По его словам, водочные компании готовы вкладывать нужные средства в переоборудования спиртзаводов, так как кровно заинтересованы в получении дешевого и качественного сырья. Александр Глусь отмечает, что производители заинтересованы не только в приватизации спиртзаводов, но и в допуске частного капитала в отрасль, так как не исключено, что компании предпочтут покупке устаревших сырьевых предприятий строительство новых.
Владимир Демчак добавляет, что в этом году наш алкоголь утратил ценовое преимущество на европейском и российском рынках. Пока его спасает репутация, однако в будущем возможно сокращение экспортных поставок. Эксперт также уверен, что именно дорогой спирт не позволяет водочникам наращивать продажи на внешних рынках — уже несколько лет они не могут преодолеть уровень в 10 млн декалитров, хотя теоретически могли бы поставлять в три раза больше. Учитывая, что внутренний рынок, достигнув емкости в 32 млн дал, фактически прекратил свой рост, экспортные поставки являются на сегодняшний день одним из наиболее важных стратегических направлений для водочников. "Чтобы нивелировать ценовые риски, производители алкоголя будут вынуждены искать способы закупки более дешевого импортного спирта. Если это произойдет, Украина вообще может потерять спиртовую отрасль", — резюмирует г-н Глусь.
Украинская водка на внешних рынках действительно стоит чуть дороже местных брэндов. К примеру, в Польше бутылка нашего спиртного продается по 20–22 злотых (40–44 грн.), что на 15–20% превышает цены на продукцию локальных ТМ, но на 20% ниже стоимости мировых брэндов (Absolut, Finlandia и др.). Аналогичная ситуация в Германии, где бутылка водки оценивается в 7–8 евро, и в России (150 руб. за 0,5л). Однако экспортеры поясняют подобную ценовую политику не столько высокой себестоимостью своей продукции, сколько налоговой политикой перечисленных стран и позиционированием украинских брэндов. "Выставить нашу водку по цене местной — это значит претендовать на перенасыщенный и очень конкурентный сегмент, добиться успехов в котором крайне сложно", — пояснили в одной из компаний. Поэтому напрашивается очень простой вывод: все стенания водочников направлены исключительно на лоббирование приватизации спиртовой отрасли.