• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.7
Спецпроекты

Не до рейтингов. Почему Зеленский решился на усиление мобилизации

Раньше действующий президент боялся выступать драйвером мобилизации из опасений за рейтинг. Но сейчас, похоже, более важны другие соображения

Реклама на dsnews.ua

На следующей неделе ожидается принятие закона о мобилизации. "Этот законопроект уже прошел обсуждение в комитете Верховной Рады, сейчас готовится сравнительная таблица ко второму чтению. Я очень надеюсь, что на ближайшем заседании Верховной Рады этот законопроект будет внесен в зал", — объявил в эфире телемарафона спикер парламента Руслан Стефанчук.

Сам по себе этот закон не означает усиления мобилизации. Он лишь дает такую возможность верховному главнокомандующему. А воспользуется ли ею Владимир Зеленский — это совсем другой вопрос. За последние два месяца настроения на Банковой заметно изменились.

Новые веяния

Если верить Стефанчуку, то сейчас Зеленский настроен решительно. Председатель Верховной Рады напомнил, что 2 апреля президент подписал сразу три закона, принятых парламентом: о снижении возраста для мобилизации с 27 до 25 лет; об усовершенствовании реестра военнообязанных; об отмене категории "ограниченно годных к военной службе".

"И сейчас мы работаем фактически над четвертым законопроектом. Это изменения в закон о мобилизации, где четко будут установлены критерии справедливости относительно выполнения гражданами Украины своей обязанности защищать Родину, — заявил Стефанчук. — Еще раз подчеркну, я убежден, что у нас будет потенциал на ближайшие заседания Верховной Рады вынести его в зал".

Эвфемизм "у нас будет потенциал" означает, что Банковая поднажмет на "слуг народа" и других лояльных нардепов, чтобы хватило голосов. Ибо поставить проект на голосование, не обеспечив ему поддержки, означает его похоронить. А это сейчас противоречит намерениям Зеленского.

С опозданием почти на 10 месяцев

Реклама на dsnews.ua

Наиболее четко о перемене настроений на Банковой свидетельствует подписание Зеленским закона о снижении возраста для мобилизации с 27 до 25 лет. Соответствующий законопроект №9281 был разработан Кабмином еще 11 месяцев назад по инициативе главнокомандующего ВСУ Валерия Залужного. Закон был принят 30 мая 2023 года конституционным большинством — его поддержали 304 депутата. 5 июня закон был подписан Стефанчуком и передан на подпись Зеленскому. Где и застрял почти на 10 месяцев.

Это было, пожалуй, первое очевидное доказательство конфликта между Зеленским и Залужным. Главнокомандующий настаивал, что армии необходимо молодое пополнение, а верховный главнокомандующий хотел без этого обойтись, чтобы не пострадал рейтинг.

В дальнейшем тема мобилизации была одним из главных источников напряжения между политическим и военным руководством, что в конце концов привело к увольнению Залужного 8 февраля. Но теперь на Банковой концепция поменялась, и 2 апреля Зеленский подписал закон, инициированный Залужным.

4 апреля закон вступил в силу. Генштаб ВСУ сообщил, что с этого момента территориальными центрами комплектования будет осуществляться вызов граждан, которые состояли на воинском учете призывников и достигли 25-летнего возраста, для уточнения учетных данных, прохождения медицинского осмотра и оформления соответствующих военно-учетных документов.

Ранее возрастной диапазон для мобилизации составлял 33 года (с 27 до 59 лет). Теперь он увеличился на два года, или на 6%. Впрочем, нынешнее поколение 25-26-летних приходится на демографическую яму. Если взять последний ежегодник Госстата, то на начало 2022 года в Украине было 416 тысяч 23-24-летних мужчин (сейчас они 25-26-летние). Это лишь 4,3% по сравнению c тогдашним числом мужчин в возрасте 25-57 лет (сейчас им 27-59 лет) — 9 млн 667 тыс.

Но для армии, конечно, молодое пополнение — наиболее ценное. Молодые воины более сильны и выносливы, гораздо реже страдают хроническими болячками. Не менее важно, что они легче и быстрее поддаются обучению и более способны овладевать всевозможной техникой.

В какой мере будет задействован этот резерв — это сейчас зависит исключительно от планов верховного главнокомандующего. Для этого Зеленскому не нужно объявлять никаких новых волн мобилизации — достаточно воспользоваться возможностями, которые дает закон.

Конец сомнений

Второй закон, упомянутый Стефанчуком, это законопроект №10062 "О внесении изменений в некоторые законы Украины насчет усовершенствования порядка обработки и использования данных в государственных реестрах для воинского учета и обретения статуса ветерана войны во время действия военного положения". В медиа его обычно называют законом о создании электронного кабинета военнообязанного. Но сам по себе этот е-кабинет не поможет мобилизации.

Для ТЦК важнее то, что закон позволит усовершенствовать Единый государственный реестр призывников, военнообязанных и резервистов путем налаживания взаимодействия с другими госреестрами. Теперь Минобороны как держатель упомянутого реестра сможет получать персональную информацию о мужчинах в возрасте от 18 до 59 лет из реестров Минюста, МВД, МОН, ЦИК, налоговой, миграционной и пограничной служб, Единого реестра досудебных расследований и всех прочих госреестров.

Этот закон был принят 16 января, подписан Стефанчуком и передан на подпись Зеленскому 7 февраля, где пролежал почти два месяца. И если теперь Зеленский все же подписал его — то, наверное, для того, чтобы его использовать.

Третий закон — это законопроект №10313 "О внесении изменений в некоторые законы Украины насчет обеспечения прав военнослужащих и полицейских на социальную защиту". Он отменил категорию "ограниченно годных к военной службе". Закон вступит в силу 4 мая. Как разъясняет Минобороны, граждане, которые были признаны "ограниченно годными", должны будут повторно пройти военно-врачебную комиссию в течение 9 месяцев, то есть до 4 февраля 2025 года.

Этот закон был принят 21 марта, направлен на подпись Зеленскому 29 марта — и подписан 2 апреля, то есть всего лишь через четыре дня — можно сказать, практически мгновенно. Похоже, в самом деле время сомнений уже прошло.

О том же свидетельствует и развитие событий вокруг большого законопроекта о мобилизации — №10449 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по отдельным вопросам прохождения военной службы, мобилизации и воинского учета". Он был принят в первом чтении 7 февраля, получив поддержку 243 нардепов. На следующий день случилась отставка Залужного, и судьба закона выглядела печально.

Ситуация усугубилась к концу февраля, когда стало известно, что депутаты подали 4269 правок. В том числе (как подсчитали некоторые члены профильного комитета) фракция партии "Слуга народа" — 1818, "Голос" — 438, "Батьківщина" — 359, осколки ОПЗЖ — 336, "Европейская солидарность" — 331 правку (из них отозвала 92), внефракционные — 261, "За майбутнє" — 206, группа Разумкова — 178, "Довіра" — 176.

Тогда звучали опасения, что подготовка проекта ко второму чтению будет умышленно затягиваться. Однако затем комитет показал хорошо организованную работу и 29 марта завершил рассмотрение депутатских правок. В ближайшие дни ожидаются заседания комитета, где будет составлена сравнительная таблица с депутатскими и комитетскими правками. И далее проект может быть вынесен на голосование Рады 10 апреля.

Конечно, у "слуг народа" сейчас большой дефицит голосов. По последним данным "Украинской правды", фракционное ядро (то есть депутаты, которые стабильно приходят на заседание и готовы голосовать командой) сжалось до 150 "слуг".

С другой стороны, Банковая умеет находить аргументы не только для "слуг народа", но и для других фракций и групп, когда законопроект ей по-настоящему важен. А сейчас у Зеленского есть даже не одна, а три причины желать положительного голосования по этому проекту.

Уже не до рейтингов

Раньше Зеленский боялся выступать драйвером мобилизации из опасений за рейтинг. Но сейчас, похоже, уже не до рейтингов. Точнее, ситуация такова, что, если пытаться обойтись без усиления мобилизации, то можно больше потерять, чем выиграть.

Первая причина — это то, что есть уже сейчас наблюдается реальный дефицит воинов в ВСУ. За два месяца после увольнения Залужного ситуация на фронте не только не улучшилась, но и заметно ухудшилась. Если обвалится фронт, то все рейтинги пойдут коту под хвост.

Вторая причина — это то, что готовит враг. 3 апреля Владимир Зеленский на совместной пресс-конференции с президентом Финляндии Александером Стуббом заявил, что Россия "на 1 июня готовит мобилизацию 300 тысяч дополнительных военных". Добавим, что для этого не нужно объявлять дополнительную мобилизацию — тот же результат можно получить набором контрактников (в частности, среди солдат срочной службы).

А третья причина — это месседжи от западных партнеров. В американских и европейских медиа за последние пару месяцев появилось множество публикаций о том, что у нас большие проблемы с мобилизацией. В то же время на Западе все чаще и громче звучит мысль, что нет смысла помогать Украине, если украинцы сами не хотят воевать.

В июне предстоят выборы в Европарламент, и как раз сейчас начинается избирательная кампания. "Понимаете, ключевой вопрос сейчас, который очень часто возникает в Европе, — почему мы будем выделять оружие, когда они людей не могут мобилизовать? Это проблема", — заявил в интервью rbc.ua глава комитета Рады по вопросам свободы слова Ярослав Юрчишин.

В США этот вопрос может стать дополнительной зацепкой для всех, кто пытается затормозить, сократить или вообще прекратить американскую помощь Украине. К тому же Белый дом и Конгресс имеют возможность непублично увязывать объемы помощи с темпами мобилизации.

Поэтому можно предположить, что если закон о мобилизации примут, то он будет использован в максимальной мере, как и три закона, подписанных Зеленским 2 апреля.

    Реклама на dsnews.ua