• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Авторский дар

Реклама на dsnews.ua

Если до победы Русланы на "Евровидении" спрос на украинскую музыку за рубежом рос медленными темпами, то со второй половины 2004 г. в ряде стран появилась мода на украинский поп, рок и фолк. В некоторых странах Европы говорят о настоящем буме спроса на украинских исполнителей. К традиционному рынку стран СНГ, где меломаны давно "подсели" на песни "ВВ", "Океана Эльзы" и некоторых других отечественных исполнителей, добавилась Восточная Европа, где объемы звучания украинских произведений на радио возросли в три-четыре раза, и даже некоторые страны, где отечественная музыка воспринимается как экзотика. Например, Япония. По подсчетам "Украинского музыкального альянса", объемы "прокрутки" украинской музыки в Чехии, Польше, Литве значительно выше аналогичных показателей вышеупомянутых стран в эфире украинских радиостанций. В России украинские исполнители пользуются еще большей популярностью: по данным сайта tophit.ru, за 2005 г. песни группы "ВИА Гра" звучали в российском эфире более 282 тыс. раз, а Таисия Повалий "спела" для российских слушателей 253 тыс. раз. Однако подобный спрос на украинскую музыку приносит отечественным музыкантам исключительно моральное удовлетворение, никак не сказываясь на их заработках. При этом система сбора платы за использование смежных музыкальных прав (исполнителей и авторов фонограмм) в Украине, работает уже несколько лет.

Плата за голос

"Мы долго не могли понять, почему иностранные артисты так редко выпускают альбомы, — рассказывает Александр Сидоренко (Фоззи), участник группы "Танок на майданi Конго". — А дело в том, что на западных исполнителей работают группы юристов, которые "выжимают" деньги из всего, из чего только возможно. Приятно, что подобная система появляется и у нас, мы были приятно удивлены, когда получили 2 тыс. грн. за то, что где-то в Украине звучали наши песни".

В нашей стране сбором отчислений за использование смежных прав на основе соответствующих свидетельств, выданных Государственным департаментом интеллектуальной собственности, занимаются "Украинская лига музыкальных прав" (кафе, бары, рестораны, транспорт, дискотеки), "Украинский музыкальный альянс" (радио, ТВ), а также Всеукраинское объединение субъектов авторских и смежных прав "Оберег" (кабельное ТВ и частично кафе, бары, радиоэфиры). Схема работы подобных организаций такова: телеканалы, радиостанции, кафе, бары, рестораны, дискотеки, транспортные компании и прочие заведения, в которых звучит "не живая" музыка, перечисляют за "прокрутку" произведений определенный процент от доходов, полученных с того вида деятельности, в процессе которого осуществляется использование объектов смежных прав (согласно Постановлению Кабмина №71 от 18.01.2003 г., это 1% доходов для кафе, баров, ресторанов и 2% — для телеканалов и радиостанций). Далее собранные средства распределяются правообладателям в зависимости от их доли в общем объеме прокрученных произведений. Но данная схема оказывается бессмысленной, когда речь заходит о сборах за использование украинских музыкальных произведений на иностранных рынках.

"Законодательная база по части авторских прав ни в одной постсоветской стране не отработана, а то и вовсе отсутствует. И нет разницы, кто "крутит" песни — телевидение или кафе", — заявляет Игорь Лихута, продюсер Таисии Повалий. Потому украинские музыканты и исполнители, популярные за рубежом, предпочитают заключать договоры о продаже авторских прав на российском рынке напрямую с российскими звукозаписывающими компаниями. "Все моменты, связанные с авторскими и смежными правами, использованием произведений, обязательно оговариваются в контрактах, которые подписываются с компаниями, распространяющими музыку "Океана Эльзы" на соответствующих территориях", — отмечает Марко Маркович, PR-директор группы "Океан Эльзы". По его словам, работать с Россией напрямую артистам гораздо выгоднее, ведь российские организации, осуществляющие сборы за использование авторских и смежных прав, к "своим" гораздо щедрее.

Остальным украинским артистам, не имеющим представителей на территории иностранных государств, остается уповать на деятельность организаций по коллективному управлению смежными правами. Но "выбить" деньги за использование украинских смежных музыкальных прав из российских организаций Украине практически невозможно.

Дело в том, что общественные организации могут заключать друг с другом два типа договоров о взаимном представительстве организаций коллективного управления (по международной классификации, типа А и В). Договор типа В предполагает, что обе стороны оставляют собранные за использование авторских и смежных прав средства у себя, обмениваясь лишь базами данных. Такие договоры заключают, в основном, те страны, которые уверены в примерно равных объемах сборов. Через несколько лет такого сотрудничества, как правило, заключается договор типа А, согласно которому все собранные средства переводятся из одной страны в другую, независимо от того, какую сумму собрала каждая сторона.

Реклама на dsnews.ua

Украинские же организации, начавшие осуществлять сборы с 2004 г., пока что заключили договоры далеко не со всеми странами, а договоры типа А вообще имеют только с Россией. При этом "Украинский музыкальный альянс" и "Оберег" оптимистически ждут от России каких-то перечислений в первой половине 2006 г.

Распределение собранных средств у разных стран и организаций происходит по-разному. Многие, в том числе и Россия, распределяют собранные средства между правообладателями не поквартально, как это делает Украина, а один раз в год. "В прошлом году мы заключили договоры с обществами по коллективному управлению России, Голландии, Литвы, Латвии, — рассказал "ВД" Игнат Бережный, директор ОП "Украинский музыкальный альянс". — Однако из-за различий в схемах и принципах распределения на сегодняшний день из-за границы никаких средств не получали. Из России, например, ожидаем поступлений в первой половине 2006 г. Какая это будет сумма — сказать сложно, но, думаю, исчисляться она будет тысячами или несколькими десятками тысяч гривен. В свою очередь, наша организация начала выплачивать часть собранных средств российским и голландским обществам по коллективному управлению смежными правами".

Даже если отечественные исполнители и дождутся каких-то поступлений из-за границы, выяснить, не занижены ли они, не представляется возможным, поскольку собственной системы мониторинга за тем, сколько раз "крутились" в иностранном эфире украинские песни, у "Украинского музыкального альянса" нет. Отчеты же, предоставленные "Российской фонографической ассоциацией" (российская организация по коллективному управлению авторскими и смежными правами, далее — РФА) лишь подтвердят правильность перечисленных сумм, если таковые будут.

А вот "Украинская лига музыкальных прав" на поступления от России уже не надеется. Россияне с удовольствием получают украинские отчисления за публичную прокрутку своих исполнителей, однако перечислять какие-либо деньги Украине не намерены, аргументируя это тем, что, мол, украинских исполнителей в России не слушают.

Однако думается, дело в другом. Просто выяснять, какие украинские композиции сколько раз звучали в российских барах и ресторанах, никто особо не желает. "Мы периодически отсылаем в РФА запросы относительно того, не начислены ли Украине какие-либо средства за публичную "прокрутку" произведений украинских исполнителей, — делится Алексей Гуменчук, директор ОП "Украинская лига музыкальных прав". — Пока что россияне наших денег не нашли, поэтому формально у нас нет повода предъявлять претензии. С остальными странами пока что у нас заключены договоры типа В. Конечно, мы ведем переписку о том, чтобы заключить договор типа А, но без государственной поддержки это сложно".

Государство ни при чем

У иностранцев нет оснований не платить украинским артистам сборы за использование их смежных музыкальных прав. Непосредственно в Украине авторские и смежные права защищены законом "Об авторском праве и смежных правах". Что же касается отношений в этой сфере между государствами, то Украина ратифицировала целый ряд международных конвенций (в частности, Мировую конвенцию об авторском праве 1952 г. и Бернскую конвенцию 1971 г.), а также подписала несколько международных договоров и соглашений на высшем уровне.

"На международном законодательном уровне система сборов за использование авторских и смежных прав в Украине отрегулирована, — утверждает Тамара Давиденко, начальник отдела по вопросам авторского права и смежных прав Государственного департамента интеллектуальной собственности. — Международные договоры заключены, система сборов налажена, а оплата иностранными государствами должна осуществляться на основании договоров между авторскими организациями. Если же какая-то страна не платит нашим артистам, все вопросы должны решаться в частном судебном порядке".

Другими словами, с законодательной защитой смежных музыкальных прав у украинских артистов все вроде нормально. Другое дело, что механизм сборов за смежные права на практике de-facto не определен. Впрочем, на государственную поддержку в этом плане никто особо не рассчитывает. "Проблема в том, что со стороны Украины на уплате отчислений за смежные права никто не настаивает, — говорит Эдуард Клим, музыкальный продюсер, генеральный директор рекординговой компании "Лавина Мьюзик". — Конечно, настаивать должно не государство, такие вопросы нужно решать на уровне организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами. Но позиция государства должна быть как-то озвучена, потому что пока на государственном уровне это умалчивается, организациям по управлению правами очень сложно. А в России никто особо не беспокоится о том, чтобы отслеживать "прокрутку" украинских песен в эфире и публичных местах и предоставлять какие-то отчеты, ведь официальной позиции нашего государства нет, поэтому вроде бы нет и проблемы".

По словам Эдуарда Клима, чтобы система сборов за использование смежных прав работала не только на зарубежные страны, но и в обратном направлении, на Украину, необходимо сначала навести порядок в украинском эфире, поставив отечественных и российских исполнителей в равные условия. Сейчас для того, чтобы появиться в жесткой ротации на ТВ, в 90% случаев украинские музыканты должны платить, в то время как российских исполнителей "берут" бесплатно. "Между тем политика канала М1 показала: сдвиг в сторону украинского исполнителя никакого ущерба бизнесу не приносит. Таким образом, мы лишь уменьшим отток денег из страны и увеличим доходы людей, которые тут живут и создают музыку. Пока же все происходит в антинациональном режиме", — уверен Эдуард Клим.

"Надеюсь, в 2006-2007 гг. мы заключим договоры типа А со всеми странами, — поделился планами Сергей Ступак, глава Всеукраинского объединения субъектов авторских и смежных прав "Оберег". — Но мы не ожидаем поступлений внушительных сумм, поскольку сегодня в Украине иностранной музыки значительно больше, чем украинского продукта за рубежом. И это большая проблема, которая должна решаться на общегосударственном уровне. В целом мы можем рассчитывать на какие-то сборы в Польше, Чехии, также существует тенденция увеличения объема использования нашей музыки в России".

Впрочем, объемы недополученных поступлений от иностранных исполнителей можно называть лишь ориентировочно. К примеру, в 2005 г. японцы собрали $15 тыс. отчислений за то, что украинские песни звучали в их теле- и радиоэфирах и публичных местах. Данная сумма, хотя формально и принадлежит Украине, фактически находится в Японии. И когда украинским исполнителям стоит ожидать перечислений от зарубежных стран, не может спрогнозировать никто. Как минимум для этого нужно, чтобы организации по коллективному управлению твердо стали на ноги и их сборы начали исчисляться не сотнями тысяч гривен, а хотя бы миллионами. Только тогда можно будет предъявлять претензии и выяснять отношения с другими странами. Для сравнения: в Чехии подобные организации собирают EUR10 млн, в Голландии — EUR50 млн, в Германии — EUR64 млн. В России сборы пока поменьше, но тоже значительно превышают украинские: в одном только Санкт-Петербурге РФА ежемесячно собирает порядка 500 тыс. рублей ($17 тыс.).

Еще одна проблема заключается в том, что Украина взялась за проблему не с той стороны: вместо того, чтобы заключать договоры типа А со странами Центральной и Восточной Европы, где украинская музыка пользуется популярностью, украинские сборщики кинулись договариваться с Россией, которую вполне устраивает сложившееся status-quo и которая не горит желанием разбираться с небольшими объемами прокрутки украинских произведений. Потому денег за смежные музыкальные права Украине не видать еще долго. Тем же артистам, которые уверены в популярности собственной музыки за рубежом, можно посоветовать только одно: заводить собственных представителей на территориях иностранных государств и работать по авторским и смежным правам напрямую с ними. Ибо зарубежные организации по коллективному управлению смежными правами перечислять Украине деньги пока не спешат.

    Реклама на dsnews.ua