Чертов инженер
Французским школьникам на уроках истории рассказывают национальную байку. Однажды к Наполеону Бонапарту пришел инженер и представил проект парохода. "Какая-то железка поплывет?! Без парусов?! Да вы считаете меня дураком!" — возмутился император и велел инженеру убираться со своими чертежами. Спустя годы в ссылку на остров Св. Елены низверженного императора англичане отправляли уже на пароходе. Наполеон окинул взглядом техническую новинку, вспомнил, как прогнал инженера, и произнес: "Вот главная причина моего поражения!". Можно только фантазировать, в каком мире мы могли бы жить, если бы флот Наполеона использовал технологию парового двигателя.
Украинские политики, как ни странно, тоже иногда признают свои ошибки. На прошлой неделе главные герои оранжевой революции публично посыпали головы пеплом по поводу поражений "послемайданной пятилетки". И оказались в этом зеркально похожи. Виктор Ющенко перед телекамерами объявил своим главным просчетом ставку на команду, пришедшую к власти вместе с ним. "Я был очень наивным, начиная с того, что я думал, что люди, стоявшие за моей спиной на Майдане, будут мыслить, как я. Думал, что вот перенеси их с Майдана в кресла — и мы получим второй прорыв. К сожалению, нет, — досадовал президент. — Поверьте, пока не проверишь в бою, трудно давать оценки через Майдан другим политикам. Мое разочарование такое же, как и ваше". Юлия Тимошенко в своем признании, распространенном в печатной форме, тоже назвала "причиной всех бед" бывших соратников. "Майдан не был напрасным, он был настоящей революцией духа, но я точно поняла, что было большой ошибкой самое важное в жизни дело возрождения сильной Украины кому-то перепоручать. Хочешь что-то сделать высококлассно — сделай сам".
Как говорил Бернард Шоу, единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков. Украинские политики смирились с необходимостью признавать свои ошибки, но в поисках ответа на вопрос "Кто виноват?" обнаруживают только "инженеров", якобы пытающихся сделать из них дураков. Это явно легче, чем признать, что проворонил проект парохода.