Виртуально-кофейный бизнес
Основной вопрос, возникающий у бизнесмена, решившего отказаться от аренды железобетонного "мешка": как это отразится на его бизнесе, что скажут партнеры, клиенты, сотрудники. Вот журналисты "ВД" и решили выяснить, кому на Руси работать хорошо, используя схему "ни кола ни двора".
В украинской практике виртуальным офисом называют все что угодно: и услуги call-центра, и веб-сайт компании, и интернетмагазин и пр. Однако это лишь его составляющие, как раз и позволяющие вести бизнес, не арендуя "золотые" квадратные метры. Отсутствие у компании реального офиса — вот ключевое отличие, характеризующее данную бизнес-схему. Однако существует несколько основных вариаций на тему.
У кого-то бизнес строится по принципу: "звоните мне на мобильный, а встречаться мы с вами будем в моем любимом ресторане" (он же — и своеобразный форпост данной компании). Такой способ ведения дел получил название "кофейный бизнес". Но, кроме названия, за бизнесменами-"кофеманами" закрепилась и дурная слава, что напрямую связано с "бесплотностью" фирмы. По мнению Елены Деревянко, управляющего партнера агентства PR-Service, (штат — 18 чел.), основной недостаток "виртуально-кофейной" схемы — ущербный имидж. Компаниям традиционного типа сложно принять такой формат работы своего поставщика или подрядчика. В итоге они отдают предпочтение партнерам, внушающим им доверие. Хотя учредители "кофейной" организации, выбирая подобную бизнес-схему, ни о чем крамольном, а-ля прокинуть партнера, может быть, и не помышляли.
Так, первой "случайной находкой" журналистов "ВД" оказался Валентин Словин, создатель и директор киевской компании "Благовещенские мастерские" (изготовление фамильных крестов, штат — 10 чел.). О нем "ВД" писала в №3-4 2007 г. в статье "Крестоугодное дело". Сотрудники данной компании рассредоточены по всей территории Украины. И дело вовсе не в том, что у предпринимателя не хватает денег на офис или он предпочитает работать в "тени". Просто-напросто найти в одном городе специалистов, которые могли бы выполнить весь спектр необходимых работ, нереально. В итоге общаются сотрудники по телефону, эскизы согласовывают по интернету, а готовые изделия передают через курьерские службы.
Брент Дэвид, креативный директор маркетинговой компании Pulse (штат — более 1000 чел.), также поддерживает идею виртуального офиса: "Благодаря этому способу ведения бизнеса можно использовать таланты и способности людей, отсутствующих в географической зоне проекта. Также виртуальный офис позволяет одинаково мыслящим людям работать независимо друг от друга, вплоть до конечного результата. Ну, и как бонус: вы не платите за помещение, а сотрудники могут работать в комфортной обстановке у себя дома".
На практике компания Pulse активно применяет данную схему и часто привлекает маркетологов, дизайнеров, креативщиков со всего мира по принципу их востребованности. К примеру, недавно был завершен масштабный дизайн-проект для нового киевского отеля Hyatt Regency. Для выполнения проекта была сформирована виртуальная команда из киевских дизайнеров и специалистов из США. Обе стороны конкурировали друг с другом, соревнуясь за лучший результат. В итоге удалось реализовать проект, соответствующий требованиям заказчика.
Однако если вы руководствуетесь принципом "имидж — ничто, офис — все", то и для вас можно найти приемлемый полувиртуальный вариант. В Украине уже появились офисные центры, предлагающие различные арендные пакеты. В зависимости от финансовых возможностей клиент может воспользоваться почасовой арендой офиса, но не менее определенного количества часов в месяц. При оплате такого пакета арендатор получает возможность пользоваться переговорными комнатами, электронным почтовым ящиком, интернетом, услугами секретаря, прямым городским номером с возможностью переадресации звонка и т.д. Причем если это международная офисная сеть, то, оплатив такой сервис в Украине, клиент сможет использовать его в любой точке мира, где присутствуют офисные центры сети. Скорее всего, так выстраивать работу будет выгодно компаниям, решившим малой кровью расширить филиальную сеть. Для потенциального клиента вы — надежный партнер, так как компания наделена всеми атрибутами успешности: узнаваемый почтовый адрес, телефон, помещение.
По словам Валентины Лаврененко, доцента кафедры экономики предприятий КНЭУ, автора учебника "Организационное развитие предприятия", у данной схемы следующие плюсы: гибкость и адаптивность к условиям внешней среды за счет возможности увеличивать/снижать количество специалистов в зависимости от наличия заказов; снижение накладных затрат в связи с отсутствием необходимости постоянно содержать/арендовать офисные помещения и более высокая степень удовлетворения запросов клиентов за счет гибкого формирования состава специалистов. Со стороны может показаться, что бизнесмены должны всеми силами стремиться к такой виртуальной схеме работы. Однако на практике этого не происходит.
Основные минусы обобщил Алексей Подрядчиков, консультант практики стратегического управления компании Apple Consulting (стратегический, финансовый и инвестиционный консалтинг, штат — 16 чел.): "Первый аргумент не в пользу "виртуально-кофейной" компании — отсутствие синергии между членами команды. Общение становится формальным и деловым. Это негативно влияет на командный дух компании. Затраты на информационное обеспечение, ИТ-безопасность, представительские расходы могут превысить синергетический эффект аналогичных статей затрат реального офиса и "скушать" всю экономию на аренде. Для определенных видов деятельности, как уже говорилось, не будет хватать имиджевой составляющей. И, в конце концов, существует угроза бесконтрольности работы сотрудников и их настроений, а соответственно, — и невозможность проконтролировать качество и своевременность результата для клиента".
Подробно описал психологический портрет приверженца виртуальной компании Алексей Шнеер, бизнес-тренер, член правления Киевской ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов: "Владелец виртуального офиса — человек, как правило, предпочитающий оставаться в тени. Для него характерны повышенная тревожность, прижимистость и пренебрежение к внешним эффектам, выдаваемые за стиль жизни. Однако чаще всего это лишь маска, за которой скрывается тревога. Такой человек обычно одевается нарочито демократично: свитер, джинсы, удобная обувь. Ему важно показать свое личное пренебрежение правилами бизнес-этикета". Однако он с удовольствием организует для вас мероприятие (переговоры, бизнес-ланч, встречу, семинар) по всем правилам. В данном случае его рассуждения таковы: "мы делаем реальное дело, и у нас нет ни времени, ни свободных средств на офис с пальмами, но мы понимаем всю важность ритуалов и, если для вас это важно, организуем все в лучшем виде".
Непосредственно дискуссию на тему "Так кому же подходит предложенная бизнес-схема" открыл Алексей Подрядчиков: "Невозможно однозначно сказать, хорошо это или плохо. "Виртуалка" — вещь сугубо индивидуальная и зависит от вида бизнеса. Например, для нашего бизнеса перевешивают минусы, соответственно, — мы такой подход не применяем".
При этом все эксперты сошлись во мнении, что подобная бизнес-модель характерна для компаний на этапе start-up, не располагающих достаточным начальным капиталом для финансирования деятельности. Впоследствии они, как правило, выходят из "виртуальности". Или же она может быть образом жизни, если бизнес не совсем легален (например, написание на заказ рефератов, курсовых, дипломов, диссертаций). Также такую модель успешно применяют компании dotcom-сектора, в рамках проекта могут работать ИТ-специалисты разных стран. Схема приемлема и для консалтинга — этот вариант ведения бизнеса оправдывает себя на ранних стадиях или при объединении косультантов-фрилансеров.
Однако не все опрошенные "ВД" эксперты смогли представить себя сотрудниками виртуального офиса. "В PR-бизнесе, как и в любом другом, очень важно завоевать и оправдать доверие клиента, продемонстрировав всю серьезность намерений. На рынке PR-услуг, увы, еще очень много таких себе "шаманов" — консультантов без легального офиса и штата, предлагающих предприятиям свои знахарские рецепты и снимающих с себя всякую ответственность за результаты воплощения в жизнь их советов, — саркастически подметила Елена Деревянко. — В итоге пострадавшим клиентам даже некуда обратиться. Серьезная компания должна работать по прозрачной модели, понятной и гарантирующей клиентам безопасность".
Виртуальный офис в чистом виде приемлем только на начальной стадии развития бизнеса, а также органично воспринимается в определенных сферах деятельности, например, ИТ или консалтинг.
Используя данную модель, собственник получает возможность экономить на арендной плате, расходных материалах и предоставляет сотрудникам гибкий график работы.
Основные минусы "виртуально-кофейной" схемы — возможная потеря имиджа в глазах партнеров и других игроков данного рынка, а также невозможность проконтролировать выполнение работы.
Применяя схему временной аренды, компания обзаводится атрибутами реального бизнеса и тем самым может завоевать доверие потенциальных клиентов.