ОбезДОЛенное ДЕТСТВО
М есто начальника Харьковского областного управления по делам семьи и молодежи какое-то невезучее. Если предыдущий руководитель поплатился должностью за то, что отправил отдыхать школьников в детский лагерь, то нынешнему грозит увольнение за то, что дети туда не поехали. "В прошлом году в облгосадминистрации уже была ситуация, когда детские путевки в лагеря были закуплены только на ноябрь и декабрь, — рассказывает Наталья Левченко, председатель Харьковской областной комиссии по вопросам молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма. — На этот раз я публично напомнила начальнику областного управления по делам семьи и молодежи о том, что летнее оздоровление должно проходить летом, а не во время учебного года. Поэтому, если ситуация повторится, я буду ставить вопрос о его соответствии занимаемой должности".
А ситуация, скорее всего, повторится. В областном управлении и на этот раз "зависло" более 1 млн грн. Правда, особой вины чиновников в этом нет: тендер на закупку путевок они провели вовремя. А вот претендентов на бюджетный миллион не нашлось.
"ВД" вновь решила вернуться к теме непрозрачности проведения тендеров в Украине, так как тендерные конфликты закрыли этим летом крымские лагеря для украинских детей. В Крыму и Севастополе детских лагерей немного — всего 751, т.е. 4% от общего количества ДОЛов по всей Украине. Но эти четыре процента равны всем четыремстам, если учитывать, что это юг, и дети могут оздоровиться на море. В этом году государство расщедрилось и выделило на детей, которые подпадают под категорию нуждающихся в оздоровлении, аж на одну пятую часть больше, чем в прошлом году, — 760 млн грн. А оказалось, что крымским детлагерям эти миллионы не нужны.
Корреспонденты "ВД" беседовали с представителями облуправлений по делам семьи и молодежи: Киевского, Харьковского и Житомирского. Все они утверждают, что крымские лагеря не пожелали участвовать в их тендерах. "Объявления о тендере мы размещали на портале "Государственные закупки Украины" (единственный веб-сайт, где можно разместить информацию о предстоящем тендере — прим. "ВД"). Но был полный штиль", — рассказывает Николай Пахнин, начальник профильного Харьковского обл-управления. "Почему крымские лагеря не захотели участвовать в нашем тендере — лучше спросить у них, — говорит Мария Власенко, начальник Житомирского областного управления по делам семьи и молодежи. — Заявок из Крыма к нам так и не поступило". "В нашем тендере от Крыма принял участие только ДОЛ "Факел" (г. Керчь). Конечно, он ни в какое сравнение с лагерями ЮБК не идет, — говорит Надежда Татарчук, начальник Киевского областного управления по делам семьи и молодежи. — Крымские лагеря не хотят участвовать в тендере, ведь это просто издевательство: платить сумасшедшие деньги и не выиграть тендер". В аналогичной ситуации оказались и другие регионы Укра- ины. И деньги на оздоровление либо достались детским лагерям Херсонской и Запорожской областей, либо остались в профильных управлениях.
Правда, в Министерстве по делам семьи, молодежи и спорта об этом ничего не знают и полагают, что в тех областях, в которых дети-льготники не поедут на отдых в Крым, на эти цели местные власти предусмотрели недостаточно денег. "Все крымские лагеря, которые хотели участвовать в тендере, — участвовали", — утверждает Наталья Чеботарева, начальник отдела организации оздо- ровления и отдыха детей профильного министерства. Она назвала более 10 крымских лагерей, которые участвовали в тендерах по оздоровлению детей. "ВД" обратилась в эти здравницы, но руководство победившего на одном из государственных тендеров ДОЛ "Факел" (г. Керчь) отказалось отвечать на любые вопросы "ВД", пояснив отказ коммерческой тайной. Зато в других лагерях, которые участвовали в тендере, но не победили, очень эмоционально сообщили, что больше никогда в государственных тендерах принимать участия не будут.
По закону, для того чтобы принять участие в тендере, его участник должен внести подтверждение о своей финансовой состоятельности — поручиться за ДОЛ может либо банк, либо какая-нибудь фирма, но и те, и другие потребуют за поручительство свой процент. Поэтому крымские лагеря участвовать в государственных тендерах не стали, а полностью переключились на работу с Россией. Василий Суббота, директор ДОЛ "Салют", после злополучного тендера Минсемьямолодспорта, начал работать с российской Республикой Башкортостан, благодаря этим заказам ему удается перекрывать затраты на размещение детей работников профильного министерства.
Российские условия проведения тендеров значительно проще: ни за участие в тендере, ни за тендерную документацию ничего платить не надо — достаточно открыть веб-сайт управления, которое проводит тендер, ознакомиться с условиями, подготовить и отправить пакет документов, потратившись только на почтовый перевод. Сотрудничество с Россией открывает перед крымскими здравницами массу перспектив, тем более, их цены — 80-90 грн./сут. (средняя цена на отдых в крымских лагерях этим летом), значительно выигрывают на фоне цен детских здравниц Сочи и Анапы, где стоимость уже достигает $80/сут.
"Мы теперь ни к кому ходить и просить не будем, — рассуждает Игорь Гайкалов, директор ДОЛ "Золотой берег" (г. Евпатория), — пусть теперь к нам едут чиновники и уговаривают принять детей. А мы будем выбирать, что нам выгодно, а что — нет".
Этим летом в крымских лагерях отдыхают преимущественно российские дети, и такая ситуация руководство лагерей вполне устраивает. Что же касается реализации программы по оздоровлению украинских детей, то директора крымских ДОЛов предлагают чиновникам позаботиться о ее выполнении самим. Те же крымские лагеря, которые не могут заполнить места на коммерческой основе, все-таки намерены участвовать в государственных тендерах, однако все попутные затраты на подготовку к ним хотят переложить на плечи детей, уменьшив количество предоставляемых им услуг. В частности, уже сейчас в некоторых оздоровительных лагерях предусматривают питание детей из расчета 16 грн. /сут., и вряд ли на эту сумму им удастся выдержать нормы питания, которые были утверждены Кабмином.
Такая реальность государственных чиновников мало волнует, сегодня им приятнее отчитываться, демонстрируя виртуальные показатели о том, какое количество детей за государственные средства прошло оздоровление, и о том, сколько подобных программ на следующий год им удалось разработать.
После вступления в силу изменений в Закон "О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства" у потенциальных участников тендера появились дополнительные сложности — теперь они должны зарегистрироваться в "Тематическом каталоге участников процедур закупок". Якобы Тендерная палата Украины (ТПУ) создала такую базу данных, чтобы сделать процедуру более прозрачной. Вот только при этом стоимость участия в тендере возросла, и лагерям куда проще заполнять места на коммерческой основе, чем тратить время и деньги за право принять украинских детей-льготников. 130 здравниц, которые участвовали в тендере в этом году, заплатили за напечатанную на 28 страницах документацию по 5 тыс. грн. — легко подсчитать доход устроителей тендеров. При этом получить тендерную документацию можно либо у заказчика, либо у ООО "Европейское консалтинговое агентство" (ЕКА) — монополиста на право предоставления тендерной документации. "Первая регистрация стоит 5 тыс. грн., ежемесячное нахождение в каталоге обойдется в 700 грн., а для того чтобы подтвердить, что я там зарегистрирован, мне надо получить выписку, что тоже стоит денег — 500 грн., — рассказывает директор одного из крымских лагерей. — И если я, условно говоря, хочу участвовать в 10 тендерах, то мне придется получить 10 таких выписок, заплатив за каждую".
Другие детские здравницы, к которым обратилась "ВД", назвали иные суммы — установленного тарифа на тендерную документацию и услуги Тендерной палаты Украины (ТПУ) нет. Подробно об этом "ВД" уже писала (см. №25 (136), июнь 2007 г.).
В самом Законе "О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства" информации, от чего зависит формирование тарифа на участие в тендерной процедуре, "ВД" не нашла. Не смогли объяснить ничего и в Тендерной палате. "ТПУ — это общественная организация, не мог какой-то исполнительный директор сам принять такое решение, это не его компетенция, полномочий ТПУ тоже никому не делегировала", — недоумевает Ксения Ляпина, экс-первый вице-президент ТПУ.
Кто установил цену в 5-7 тыс. грн. за внесение в базу участников тендерных процедур, непонятно. По словам Ксении Ляпиной, к этому имеет отношение ООО "Европейское консалтинговое агентство" (ЕКА) и еще ряд никому не известных частных фирм. При этом украинское правительство периодически вспоминает о том, что надо упростить и удешевить систему государственных закупок (см. бокс "Тендерные страсти"), а Антимонопольный комитет Украины ежегодно штрафует ООО "ЕКА" за злоупотребление монопольным положением, однако штрафы составляют незначительные суммы, а других санкций к этой структуре не применяется. Несколько месяцев назад правительство обязало Минюст создать альтернативный сайт, но, кроме обещаний, так ничего и не было сделано.
Хотя решить проблему достаточно просто: нужно лишь установить обоснованный тариф на тендерную документацию, отменить тарифы за внесение в каталог и сделать тендеры действительно честными. Вот только пока государство не хочет лишать многомиллионных заработков частные структуры, которые, в прямом смысле, наживаются на здоровье детей.
МАКСИМ КОПЕЙЧИКОВ. Адвокат, партнер юридической фирмы "Ильяшев и партнеры"
— Выгодно или невыгодно участвовать лагерям в тендере — это вопрос концептуальный. Выгодность определяется тем, сколько бюджет готов заплатить за те или иные услуги. Сегодня тема тендеров — номер один в Украине. В такие моменты всегда надо четко отличать декларации от реальной ситуации. Поучаствовать в торгах за средства госбюджета — всегда было очень и очень выгодным делом. Сейчас Верховная Рада приняла поправки к закону, но президент его не подписал и, вероятно, не подпишет — документ принят после того, как 150 депутатов сложили свои полномочия. На самом деле говорить, какой вариант лучше — закон или тот документ, который для ознакомления опубликовали в "Урядовому курєрі") — достаточно тяжело. Это уже четвертая серьезная переработка закона. И правила меняются достаточно существенно каждый раз. Некоторые пункты в нем — возврат к тому, что было раньше, например, возврат к двум участникам, наличие которых необходимо для проведения торгов. Это вполне корректная формулировка. Также хотели отменить "Тематический каталог участников процедур закупок", но и нынче ни в том законе, ни в этом документе не сказано, что надо платить за внесение в этот каталог. Говорить о том, что ТПУ возражает против документа, за который проголосовали народные депутаты, по той причине, что полномочия ТПУ сильно урезаны, — неверно. Документ предпологает изменение порядка Межведомственной комиссии. В этом документе я насчитал около 25-30 существенных поправок.