Курс на справедливость
Киевлянка Светлана Долинчук часто ездит в Польшу — в командировки, да и просто как турист. Жалуется, что поездки с каждым годом становятся дороже. Польский злотый стремительно укрепляется по отношению к доллару, а вслед за ним — и по отношению к гривне. "Если пару лет назад за $100 я могла купить 370 злотых, то сейчас — 270-280. Курс злотого к гривне тоже укрепился — со 150 до 200 грн. за 100 злотых", — объясняет Светлана.
Она на собственном опыте почувствовала последствия того, что официальный курс американской валюты по отношению в гривне остается неизменным уже два с половиной года — 5,05 грн./$1. Такую политику проводит Нацбанк Украины — его решением ежедневно устанавливается официальный курс гривни к доллару. Для того же, чтобы рыночный курс гривня/доллар на межбанковском валютном рынке столь долгое время был на едином уровне 5,05 грн./$1, НБУ "гасит" повышенное предложение одной из двух валют интервенциями другой. В свое время введение такой курсовой политики позиционировалось как благо для украинцев — защита от нестабильности, которая хорошо запомнилась с 1990-х годов. Однако с тех пор многое изменилось. Вот уже как полтора года на мировых рынках слабеет доллар и укрепляется евро. По состоянию на 30 октября 2006 г. на мировом валютном рынке евро стоил $1,3272, а на 30 октября этого года — уже $1,4421. И в этой ситуации привязка гривни к доллару вызывает все больше недоумения у обывателей: для них дорожает ряд товаров и услуг. 3,7-4,9 грн./$1 — такова, по оценкам ряда экономистов, справедливая цена гривни. Согласно "индексу БигМак" — общепризнанному мерилу стоимости валют, в котором курс высчитывается исходя их стоимости гамбургера, — доллар в Украине вообще должен стоить 2,71 грн. Но украинские чиновники пока что (и то — на уровне намерений) готовы поднять курс гривни только до 4,9 грн./1$. Как изменит доходы и расходы украинских граждан укрепление национальной валюты, разбирались журналисты "ВД".
Бурные 1990-е с их валютными колебаниями наложили глубокий отпечаток на психику украинцев. В итоге, несмотря на наличие в обороте более 11 лет собственной валюты, множество расчетов внутри страны бизнес по-прежнему проводит с оглядкой на курс гривня–доллар. Сомневаетесь — посетите любой из интернет-сайтов по поиску работы. Ставки большинства вакансий указываются в у.е., под которыми в большинстве случаев понимается американский доллар. Не секрет ведь, что львиная доля работодателей из сегмента малого и среднего бизнеса выплачивают зарплаты сотрудникам в гривне, но по текущему курсу НБУ, реже — в гривне по "собственному" курсу, утверждаемому руководством компании. В зависимости от тонкостей корпоративного курсообразования реальные зарплаты граждан, получающих полностью или частично заработанные средства в конвертах, в случае укрепления гривни, скажем, до уровня 4,9 грн./$1 могут уменьшиться на 3-6%. Казалось бы, суммы потерь незначительные, но психологически — это весьма неприятный для персонала момент. Как будут вести себя в этом случае собственники предприятий — большой вопрос. Часть работодателей наверняка предложат сотрудникам зафиксировать оклады в гривне. Де-факто это будет означать их увеличение в пересчете на у.е. Так, скорее всего, поступят предприниматели, чья деятельность внутренним рынком и ограничена. А вот субъектам ВЭД, доходы которых формируются в условных единицах, будет над чем поразмыслить. "Официально никто из экспортеров не признается, что будет снижать зарплаты, дабы компенсировать свои потери от ослабления доллара, — поделился с "ВД" источник, пожелавший остаться неназванным. — Поскольку оклады на таких предприятиях прописаны в гривне, их уменьшение будет происходить косвенно — путем снижения сумм надбавок, премий, за счет которых формируется не менее 20% окончательной суммы, получаемой сотрудниками".
Наиболее же комфортно в случае ревальвации гривни будут чувствовать себя сотрудники тех предприятий, чье руководство уже перевело систему оплаты труда в национальную валюту, отказавшись от привязки к у.е. да к тому же еще и полностью легализировало эти выплаты. Как правило, это крупные компании, чья выручка от реализации товаров и услуг поступает в гривне. "Колебания валютных курсов не отразятся на наших компенсациях сотрудникам", — сказала "ВД" Светлана Кучерова, начальник департамента мотивации и оценки персонала компании "Киевстар Джи. Эс. Эм". А в "ТНК-ВР", где зарплаты также выплачиваются исключительно в гривне, заместитель директора департамента по управлению персоналом и социальным вопросам ООО "ТНК-ВР Украина" Светлана Паровая сообщила буквально следующее: "В связи с колебаниями курса доллара зарплаты уменьшиться не могут, поскольку это запрещено законодательством Украины. Оклады останутся на прежнем уровне".
В любом случае, чем более конкурентен рынок, чем больше ощущается на нем кадровый голод, тем более сговорчивыми могут оказаться работодатели. Впрочем, пересмотра окладов, надбавок и премий вследствие укрепления гривни (если таковое произойдет) стоит ожидать не ранее следующего года.
Из всего объема импортируемых в Украину легковых автомобилей, мебели, бытовой техники 45-55% приходится на продукцию из ЕС. Эти товары, вследствие роста курса евро, с начала текущего года подорожали в среднем на 7-12%. "Стоимость Skoda Superb за три месяца выросла на $4 тыс. Если так будет продолжаться и дальше, европейские марки в Украине начнут терять ценовую конкурентоспособность по сравнению с азиатскими автомобилями", — говорит маркетолог "1-го Автоцентра Skoda" Анна Любась.
Но если автомобили европейских брендов, поставляемые в Украину, производятся на заводах в Европе, то далеко не весь цикл производства и сборки бытовой техники и электроники европейских брендов происходит на территории Евросоюза. Поэтому у покупателя такой техники в Украине может возникнуть вопрос: почему цена на нее должна расти, если она сделана не в Европе? Первое — даже если бытовая техника европейских марок собирается в Китае, это просто снижает ее стоимость в евро по сравнению с продукцией европейской сборки (из-за более дешевой рабочей силы). Но поскольку бюджеты производителей ведут центральные офисы, расположенные в Европе, то и цены на продукцию любой сборки устанавливаются в евро. И завозится она в Украину все равно из Еврозоны. А это значит — для украинских потребителей такая продукция также дорожает соответственно темпам укрепления евро. Второе — валюты Польши, Китая и прочих стран, которые причастны к созданию продукции европейских брендов, укрепились к доллару не меньше, чем евро. К примеру, китайский юань, начиная с июля 2007 г., набрал в весе еще больше, чем евро. За последние 4 месяца он укрепился по отношению к доллару на 9%, в то время как сам евро — на 6%. Так что если перевести из юаня в гривню оплату труда китайского сборщика техники, то она стала больше.
Если украинские власти решатся укрепить гривню, то, теоретически, все автомобили, холодильники, телевизоры и микроволновки европейского происхождения в Украине в пересчете на гривню должны подешеветь. Но это предположение справедливо лишь в отношении автомобилей, цены на которые салоны чаще всего указывают в евро — таким образом дилеры страхуют себя от курсовых колебаний. В отличие от них, продавцы бытовой техники и электроники цены на свой товар выставляют в гривне. Стоит ли ожидать от них благосклонности в виде снижения цен вследствие удешевления евро относительно гривни — сказать сложно. Большинство опрошенных "ВД" дистрибуторов европейской быттехники не пожелали обсуждать вероятность снижения цен на свою продукцию в случае ревальвации национальной валюты. Что само по себе наталкивает на определенные выводы.
Общеизвестно, что изменение цен в сторону повышения происходят легче, чем в сторону понижения. Это явление в экономике окрестили "эффектом храповика" (происходит от названия устройства в механике, не позволяющего колесу проворачиваться в обратную сторону). Украинские торговцы в данном случае ничем не отличаются от своих западных собратьев, не желающих терять даже часть рентабельности. Прояснить ситуацию по поводу влияния курса большинство сетевых супермаркетов техники отказались. Осмелимся предположить, что, случись ревальвация гривни до конца года, снижение цен на технику если и произойдет, то будет спозиционировано как пред- и послепраздничные скидки.
Не подешевеют и товары из стран, валюта которых тоже укрепилась, как и евро, по отношению к доллару. Из таких стран одна лишь Россия обеспечивает 25-30% нашего импорта. Мы закупаем там нефть и нефтепродукты, минеральные и сельхозпродукты, стройматериалы. Только стоимость тамошней продукции увеличивается не при пересчете валюты в гривню, а изначально, при формировании цены на товар: с укреплением валют относительно доллара цена продукции в американской валюте растет. Если гривня укрепится, нефть для украинских НПЗ и бензин, как произведенный из нее, так и импортированный непосредственно из России, не станут дешевле. Ведь тут в ценообразовании гораздо более важную роль играют другие факторы (например, мировые цены). И если цены эти на черное золото вырастут, то и цена бензина в Украине поднимется, независимо от того, укрепится украинская валюта или нет.
Как подсказывает история Светланы Долинчук, подорожание евро ударило по кошельку 3-4 миллионов туристов — именно столько украинцев в этом году посетили европейские страны, оставив там на 5-10% (исходя из роста евро по отношению к доллару с начала года) больше денег, чем могли бы, если бы гривня стоила справедливо. Если гривню укрепят, ее покупательная способность повысится — за гривню можно будет купить больше валюты. Поэтому сувениры, экскурсии и гостиницы отечественным туристам в случае укрепления гривни до 4,9 грн./1$ будут обходиться дешевле на 3%. Купив за гривни больше евро или другой укрепляющейся по отношению к доллару валюты, туристы потратят прежнюю сумму в валюте, но меньшую в гривне.
Если гривню укрепят, украинцы станут меньше тратить денег на обслуживание долларовых кредитов. А наши сограждане заимствуют наиболее охотно как раз в долларах — такие кредиты занимают до 80% в общем объеме потребкредитов. Поскольку доход большинства наших сограждан исчисляется в гривнях, заемщики будут тратить на 3% меньше денег на покупку суммы, необходимой для платежа по кредиту. Но банкам-то долларовые ресурсы начнут обходиться дороже, и, по идее, банки должны закладывать в свои финпланы компенсацию этого удорожания. Но повышать фиксированные ставки по кредитам они вряд ли будут. "Либо снизятся ставки на долларовые депозиты, либо банки компенсируют расходы за счет повышения ставки по тем кредитам, где она изначально заложена как плавающая (а кредиты под ипотеку, как правило, выдаются по плавающей ставке, поскольку они долгосрочные)", — уточнил "ВД" руководитель киевского отделения одного из крупнейших банков на условиях анонимности. "Повышения ставок по валютным кредитам можно не бояться", — разделяет это мнение и предправления банка "НРБ" Владислав Кравец. По его словам, на размер кредитной ставки влияют другие факторы — прежде всего стоимость пассивов (международных заимствований, валютных депозитов).
Косвенно привязка гривни к слабому доллару влияет и на стоимость различных услуг, в которых задействована импортная составляющая. Наиболее высока она, по оценке "ВД", в сегменте частной медицины. Ведь основные расходы частных медиков составляет оплата персонала, а также стоимость оборудования (оно, как правило, очень дорогое, и закупается в Европе). "Частные медицинские учреждения моментально поднимают расценки на свои услуги после скачков курса евро, поскольку медицинское оборудование они закупают, в основном, за эту валюту", — говорит гендиректор компании — импортера медицинского оборудования "Космомед" Владислав Юрченко. Но в случае укрепления гривни, снижения цен вряд ли стоит ожидать. В случаях, когда лишь от доброй воли бизнесменов зависит, установить справедливую цену или же положить в карман деньги, — выбирается, как правило, второе.
Подводя итоги влияния курсовых колебаний на бюджет украинской семьи, "ВД" считает преимущества от укрепления гривни большими, нежели возможные потери. В худшем случае часть украинцев потеряют 6% на зарплате при укреплении гривни. Но, как показал опрос работодателей, многие компании не собираются ухудшать персоналу условия оплаты. Однако даже для потерявших 3-6% в зарплате украинцев выгоды превысят расходы. Ведь оставайся гривня на нынешнем уровне, их расходы продолжали бы расти, а зарплата осталась бы той же самой. А при укреплении гривни цены на отдельные (но самые дорогие, как например, автомобили) товары снизятся до 12%. А на еще ряд товаров и услуг, указанных выше, цена расти перестанет. Если конечно, тенденции мировых валютных рынков не перевернутся с ног на голову и доллар не начнет дорожать по отношению к евро в 2008 г.
МНЕНИЕ.
АНДРЕЙ ВОЙТЕНКО. Директор департамента казначейских операций банка "Финансы и Кредит"
—Традиционная фиксированная базовая привязка гривни к доллару удобна и понятна всем. Но говорить при этом о справедливом курсе гривни к евро или доллару не представляется возможным. Курс гривни к евро Нацбанк рассчитывает, основываясь на официальном курсе гривни к доллару, перемноженному на курс евро к доллару Европейского Центробанка на 15:30 по киевскому времени. Поэтому вопрос о справедливой цене евро упирается в вопрос о справедливой цене доллара.
Руководствуясь данными об объемах операций НБУ (положительное сальдо покупки валюты — более $7 млрд с начала года), потенциал укрепления гривни лежит предположительно в районе отметки 4,8-4,75 грн./1$. Такой курс позволит добиться определенного эффекта — снижения темпов роста инфляции, ограничения роста денежной массы за счет прямой эмиссии под валютные интервенции. Нацбанк просто вынужден постоянно присутствовать на рынке как покупатель для поддержания неизменного курса гривни. Это и говорит о том, что полумерами в такой ситуации не обойтись. Курс 5,0-4,95 грн./1$ будет лишь полумерой.
На мой взгляд, нужно идти в направлении валютной корзины. Например, в зависимости от долей валют стран, участвующих в товарообороте в Украине, определяется двух/трехвалютная корзина (доллар–евро–рубль).
ВЛАДИМИР ТЫМЧИШИН. Коммерческий директор компании "ICC Украина"
— Наша компания реализует импортное оборудование, импортируемое из разных стран, в основном — из зоны евро. Цена в гривнях напрямую привязана к официальному курсу евро, поэтому продукция постоянно дорожает. К счастью для нас, у конкурентов точно такая же ситуация, поэтому к глобальному перекосу, перераспределению рынка повышение курса евро не привело. Просто произошел общий рост цен на рынке УЗИ-оборудования. У нас не было никакой возможности сопротивляться этой тенденции. Оборудование ввозится без пошлины, оно освобождено от уплаты НДС, поэтому 100% стоимости товара формируется в валюте, в которой мы покупаем на границе. Как все это сказывается на конечных потребителях? 60% наших клиентов — госсектор, в котором нет официальных расценок на медицинские услуги. Очевидно, расплачивается бюджет. Частный сектор наверняка учитывает удорожание оборудования в стоимости своих услуг, но я не думаю, что амортизация оборудования — основная статья их затрат. Мне трудно оценить, насколько должны были повыситься их цены.
"Я абсолютно не исключаю того, что Нацбанк может принять решение об изменении курса гривни в рамках утвержденного Основами денежно-кредитной политики курсового коридора (на 2007 год — 4,95-5,25 грн./$1 — ИФ). Но ревальвация гривни, если она будет, пройдет предсказуемо и постепенно"
Петр Порошенко, глава совета Нацбанка Украины, 18 октября 2007 г., в интервью газете "Дело"
"Формально можно согласиться с тем, что украинская гривня недооценена"
Владимир Стельмах, глава Нацбанка Украины, 17 октября 2007 г.
"Мне известно мнение, которое глава НБУ высказал на пресс-конференции. Мы разговаривали после этого, и я получил заверение, что резких движений НБУ делать не будет. Мы договорились, что, по крайней мере, в ближайшее время смены курса гривни не будет"
Николай Азаров, и.о. премьер-министра Украины, 29 октября 2007 г.
"Мы никогда не допустим такого явления, которое было в 2005 году, когда была искусственно ревальвирована гривня, от чего пострадали и экспортеры, и, к сожалению, наши граждане..."
Анатолий Кинах, министр экономики, 24 сентября 2007 г.
"Укрепление гривни до 4,9 грн./1$ будет оправданным шагом при соблюдении ряда условий, в частности, при удержании инфляции в стране на уровне до 10%"
Александр Сугоняко, президент Ассоциации украинских банков, 30 октября 2007 г.
"Нацбанк должен проводить свою четкую независимую политику по стабилизации национальных денег. Это миссия, ради которой этот институт был создан. За мясо, за хлеб отвечают другие"
Виктор Ющенко, президент Украины, 29 октября 2007 г.