Покорители Олимпа
"Афанасий Георгиевич", — улыбаясь, представляется корреспонденту "ВД" Атанасиос Георгиос Митсопулос, гендиректор компании CONRIL. За двенадцать лет его жизни в Украине его подчиненные давно привыкли обращаться к нему на славянский лад, да и сам Атанасиос считает себя почти украинцем, которому Киев ближе, чем родные Афины. Даже картины в его офисе неспроста подобраны в духе соцреализма — в этом заключена особая философия. "Это ежедневный труд, — объясняет Атанасиос Митсопулос, указывая на картину, изображающую крестьянина в поле, который наблюдает за весенним севом. — Своим трудом он кормит людей". Деятельность греческого бизнесмена также связана с продуктовым рынком: его компания занимается импортом продуктов и их дистрибуцией в Украине.
Мэтры продовольствия
По словам Атанасиоса Мит-сопулоса, Киев с первых же минут произвел на него хорошее впечатление своими зелеными улицами и доброжелательными жителями, и потому он принял решение переехать из Москвы, в которой прожил два года, в Украину. Сегодня у него здесь своя налаженная жизнь: стабильный бизнес, семья, дети учат греческий с украинскими учителями, и уезжать назад он не собирается. Выходец из Афин считает, что в бизнесе ему в Украине повезло: "В 1995 году мы начинали с маленького офиса и склада на окраине Киева и совершенно не знали рынка, а сейчас у нас есть филиалы во всех городах-миллионниках".
А вот у Гиоргоса Василеиадиса, генерального директора компании GOLDEN FOODS (производство и дистрибуция чипсов и снеков), дела сложились не столь удачно. В 1997 г. он первый раз попытался выйти на рынок постсоветских стран, открыв в Москве производство, а в Украине — торговый филиал. Но дефолт, случившийся в следующем году, заставил его свернуть бизнес и вернуться в Грецию. Вторую попытку он предпринял в 2003 г., и на сей раз фортуна была к нему куда благосклоннее: в Ужгороде работает завод по производству продукции, а торговые представительства есть по всей Украине.
"Рынок в Украине очень перспективный, страна развивается, и те, кто хочет на нем присутствовать, должны поспешить, — рассуждает Гиоргос Василеиадис. — Но необходимо помнить: Киев — еще не вся Украина, регионы менее развиты, там больше проблем, кое-где до сих пор работает старая советская система". Несмотря на все перспективы и удачное развитие бизнеса, свою дальнейшую жизнь с Украиной г-н Василеиадис не связывает: "В Киеве я себя чувствую в безопасности, здесь очень красиво, а украинцы ментально очень похожи на греков — так же любят развлекаться, всегда в хорошем настроении. Но хорошо там, где твой дом, а мой дом — в Греции". По его словам, он здесь проживет ровно столько, сколько потребуется для основательного закрепления на рынке, а потом вернется домой.
На гребне волны
Димитрис Николулиас оказался в Украине благодаря своей жене. Она киевлянка, но познакомился он с ней в Греции, а в 1993 г. приехал погостить у ее украинских родственников. А девять лет спустя открыл в Украине компанию по морским перевозкам металла Sasco Holdings Corporation.
"Большую роль сыграло разрешение приватизировать государственные объекты, стало не так страшно вкладывать капитал в Украину, — рассказывает Димитрис Николулиас. — Свой первый контракт по перевозкам мы заключили с украинской фирмой, и он оказался выгодным. Сегодня у нас достаточно хороших заказов, а большое количество портов и выгодное географическое положение сулит вашей стране перспективное будущее. В последние годы украинский бизнес стал более последовательным, соблюдаются законы и правила".
Греки, открывшие в Украине свои компании, считают, что производство и торговля в нашей стране весьма перспективны. Рынок большой, жизненный уровень повышается, а с ним — и покупательная способность населения. Греческие инвесторы убеждены, что непреодолимых препятствий для бизнеса в Украине нет, а самая большая проблема — это приобретение недвижимости под производство.
Залог успеха
Гиоргос Василеиадис до сих пор вспоминает злополучную историю со своей попыткой купить объект под производство. "Брокер сообщил нам, что в Киевской области, по Житомирской трассе, нашел для нас подходящее помещение с евроремонтом, — рассказывает г-н Василеиадис, — и я поехал смотреть. Проехали Житомир, за ним — лес и поле, приехали к озеру. Там начали меня убеждать, что выращивание рыбы — хороший бизнес. Но я ответил: чудесно, но мой бизнес — производство чипсов и снеков! Произносить эту фразу мне пришлось еще возле двух озер, которые настойчиво показывали брокеры, и лишь когда я заявил, что не хочу больше смотреть озера, меня привезли на старую ферму, где находились коровы и свиньи. В ответ на предложение купить старые коровники и оборудованное холодильниками огромное помещение я сказал, что в этом случае скот придется вывезти. И лишь тогда они сказали, что я как покупатель им не подхожу". По словам бизнесмена, эта история весьма показательна: иностранцам часто пытаются навязать что-нибудь ненужное.
"Было бы хорошо, если бы отменили мораторий на покупку земли (сельхозназначения — прим "ВД"), — говорит Атанасиос Митсопулос. — Это разрешило бы многие проблемы украинской экономики. Закон, ограничивающий покупку земли, на самом деле увеличивает ее стоимость, поэтому у вас такая дорогая аренда и так дорого стоят квартиры. А если квартиры стоят дорого, автоматически растут цены и на другие товары.
Сетуют греки и на излишнюю бюрократизацию. Димитрис Николулиас вспоминает, как из-за бюрократических проволочек они девять месяцев переезжали в новый офис. "В Греции мы не заключаем так много договоров, как в Украине, — говорит Атанасиос Митсопулос. — В Украине, если я хочу купить машину или оборудование для фирмы, надо заключать договор, оформлять множество бумаг, даже для внутренних покупок необходимы договора". Бывают и проблемы на границе с ветеринарными службами — ввезти такие продукты питания, как мясо, рыба, молоко, бывает довольно сложно.
Зато коррупция эллинов не пугает, ведь в Греции она также присутствует, и в не меньших размерах. "Сейчас в Украине происходит столкновение старой и новой экономических систем, что выливается в определенные проблемы, но скоро все поменяется, и будут положительные результаты, — с оптимизмом рассуждает Гиоргос Василеиадис. — Политическая нестабильность может испугать живущих вдали от Украины, но не тех, кто работает тут долгое время. Лично у меня нет ощущения, что политика сильно влияет на бизнес". Самое главное, по мнению греческих бизнесменов, — это адаптироваться к местным реалиям, а не следовать правилам ведения бизнеса в своей стране. И в этом греки превзошли других иностранцев. Во-первых, в ведении своего бизнеса, в своем большинстве, они обходятся без украинского партнера. Как они сами объясняют, все дело в их дружелюбии и коммуникабельности. С бизнесом влиятельных украинцев стараются не конкурировать, ведь незаполненных ниш для инвестиций и так предостаточно. Друг другу греки рассказывают почти детективную историю о том, как один их соотечественник попытался наладить импорт кур в Украину, но, поскольку этот рынок жестко контролировался занимающим высокий пост украинцем, греку пришлось быстро свернуть свое производство. Его задержали при таможенном досмотре, обнаружив в его личных вещах несколько граммов наркотиков. Почти девять месяцев потребовалось греку, чтобы доказать свою невиновность, и после этого неприятного случая желание заниматься у нас бизнесом у греческого бизнесмена исчезло навсегда, равно как и желание еще раз посетить нашу страну. Правда, эта история уже обросла легендами, да и сами греки говорят — было сие довольно давно, сегодня подобное маловероятно. Но на всякий случай все же проявляют осторожность и с чиновниками предпочитают не ссориться. Шутят, что для укрепления дружбы можно даже подарить что-нибудь, но, добавляют, — недорогое. По своей осторожности греки о бизнес-планах предпочитают не распространяться и даже в рекомендациях своим соотечественникам проявляют прагматичный бизнес-подход. Не то чтобы они совсем не советуют развивать свой бизнес в Украине — советуют, но только не своим конкурентам.
Пока же греки строят оптимистические планы на будущее в Украине. Атанасиос Митсопулос даже мечтает купить дом в Закарпатье, чтобы ездить туда отдыхать с семьей. И на вопрос, есть ли что-нибудь в Украине, к чему они до сих пор не привыкли, греки грустно смотрят в окно и шепотом произносят одно слово: "снег".
БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ
НИКОЛАОС ФРАГКАКИС: "Человек должен кушать!"
Приехавшего в 1991 г. в Украину радиолюбителя, а ныне — генерального директора туристической компании "Аполло-тур" Николаоса Фрагкакиса украинские разведслужбы приняли за шпиона. А бабушки часто шипели ему вслед: "Спекулянт!". В эмоциональном рассказе о своей 17-летней жизни в Украине греческий бизнесмен часто употребляет слово "ужас", при этом всегда добавляя: "Я все равно обожаю вашу страну".
У вас был довольно неприятный опыт знакомства с местными реалиями. Почему же вы решили остаться в Украине?
— Я увидел райские условия для бизнеса. В начале 1990-х я заходил в гастроном и видел, что в 30-метровом холодильнике лежит только одна курица! "Да что это такое здесь происходит? — спрашивал я себя. — Человек должен кушать!". И начал ввозить сюда спагетти, киви, одной воды я привозил каждый месяц по 12 контейнеров. Импортом продуктов в Украину я занимался до 1997 года, это было очень выгодно.
Почему же решили сменить столь прибыльную деятельность на туризм?
— Каждый человек выбирает то, что ему больше по душе. А туризм я знаю хорошо, в середине 1990-х стал совладельцем первой в Украине туристической компании "АвиаТур". Позже ушел и открыл собственную турфирму.
Насколько сложно развивать в Украине бизнес?
— С одной стороны — легко: в 1990-х рынок был совершенно свободен. С другой — на нем полнейшая анархия. Вот, к примеру, туризм: в Украине 3000 турфирм, а в Греции — всего 100. Но бльшая часть участников рынка на самом деле просто занимает место, абсолютно не зная его особенностей. Как правило, это бизнес жен богатых украинцев, для которых турфирма — просто развлечение. Это вносит в рынок нестабильность. Должны быть нормальная конкуренция и правила.
Для иностранцев есть еще одна сложность. Вот у меня есть здесь все — дача, квартира, выкупленное под офис помещение, действующая турфирма, но легально я работать не могу. Для этого мне надо либо жениться на украинке, либо официально, через банк, провести в Украину ?300 тыс. Поэтому я здесь нахожусь как турист, хотя моя фирма платит все налоги.
Практически все иностранные бизнесмены говорят, что в Украине трудно развивать бизнес без партнера. А вот греки вполне обходятся без помощи украинцев. В чем секрет?
— Украинцы нам близки по менталитету, и многие вещи нам хорошо понятны. У меня тоже нет партнера в Украине.
И коррупция не пугает?
— Коррупция есть везде. Я побывал во многих странах и могу сказать, что самая большая коррупция в Европе — в Греции. Мы хорошо адаптированы к украинскому рынку, потому что мы лучше всех знаем, что это такое. Между прочим, многие крупные американские фирмы пришли в Украину через Грецию. Американцы воспринимают действующую систему не совсем адекватно, начинают сразу же звонить министрам и жаловаться. Мы же всегда можем договориться.
Неужели коррупция может способствовать развитию бизнеса?
— Нет, конечно. Особенно, когда приступы коррупции обостряются, а это происходит, когда ваш парламент занят решением политических задач. Мелкие чиновники сразу же перестают чувствовать контроль сверху, начинаются поборы. В любой европейской стране уличенных в поборах чиновников отправляют в тюрьму, а вот в Украине наказания можно избежать.
Что бы вы посоветовали своим соотечественникам, решившим развивать свой бизнес здесь?
— Зависит от того, какой бизнес. Но есть универсальные правила: надо понять, как работает украинская система, лучше узнать людей, с которыми планируешь заключать контракты, набрать хорошую профессиональную команду. У украинцев, к сожалению, присутствует некий эгоизм — им кажется, что они все знают, хотя на самом деле у них еще не полностью сформирована культура ведения бизнеса. Но у вас есть старый хороший фильм, где один из персонажей говорит: "У нас в Греции все есть". Я могу сказать, что это давно не так — это в Украине все есть.
Беседу вела Светлана Рябова