• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

РОМАН ШПЕК

Реклама на dsnews.ua

Украина уже полгода как официально взяла курс на евроинтеграцию. Но из Киева поддержка Евросоюзом наших благих намерений пока ощущается слабо — статуса страны с рыночной экономикой нам не дали, нашу заявку на членство в ЕС не приняли, квоты на наш экспорт не увеличили… А вот Роман Шпек, постоянный представитель Украины при Европейском союзе, утверждает, что своими глазами видел, как меняется отношение к Украине среди стран — членов ЕС. О чем он и рассказал в интервью "ВД".

 Роман Васильевич, Украина уже более полугода живет в новых условиях. Не наблюдается ли в странах Евросоюза разочарования темпами украинских реформ?

— Действительно, есть отдельные вопросы, которые в Европе не в полной мере понимают. В первую очередь, это экономическая политика, которую проводит правительство: приватизация или реприватизация, общая экономическая и регуляторная политика, условия для предпринимательской деятельности и т.д. И здесь главное разъяснять европейской власти и бизнесу, что ничего страшного в Украине не происходит.

Почему же тогда не видно радикальных изменений в отношениях с ЕС?

— Потому что выросли требования к Украине — теперь мы и дальше должны быть такими, как на Майдане. Весь вопрос в том, как мы сможем построить демократию, насколько парламентские выборы будут честными и прозрачными. По сути, мы сдали "на отлично" первый экзамен (Майдан — прим. "ВД"), подняв этим для себя планку. Уже не может быть никаких скидок и поблажек.

В начале декабря в Киеве пройдет саммит Украина-ЕС, на котором будут подведены первые итоги выполнения нашей страной плана действий, подписанного в феврале текущего года. Можно ли уже говорить о каких-то результатах?

 — Думается, о результатах говорить пока рано. В следующем году, по истечении года действия "дорожной карты", будет проведен мониторинг исполнения заложенных в нем политических критериев. После этого можно будет говорить о новом, усиленном соглашении между сторонами. Украина хочет, чтобы оно было ассоциативного типа, что в большей мере определяет ее как будущего кандидата на вступление в Европейский союз. Если существующее сегодня соглашение о партнерстве и сотрудничестве дает нам право на развитие сотрудничества только в торговой сфере, то план действий позволит украинской экономике постепенно интегрироваться во внутренний рынок ЕС, то есть можно говорить о будущем членстве Украины в этой структуре. Но только после того как мы покажем, что демократия в Украине уже установлена.

Реклама на dsnews.ua

 С чем связан перенос сроков проведения саммита с октября на декабрь?

 — Действительно, была мысль провести саммит в октябре, но британцы, исходя из графика своего премьера (Великобритания сейчас председательствует в "Большой восьмерке" и в ЕС — прим. "ВД"), заявили, что это возможно только в Лондоне или Брюсселе. Украинская сторона настаивала на том, что саммит должен проводиться в Украине, как и предусматривалось. После изучения вопроса британская сторона предложила дату — 1 декабря.

Нас это устраивает, так как Украина хотела бы продемонстрировать наибольший прогресс в выполнении плана действий. К декабрю мы сможем выполнить те обязательства, которые касаются вступления Украины во Всемирную торговую организацию, продемонстрировать успешную работу по адаптации законодательства к нормам и принципам ВТО. А это позволит создать более привлекательную атмосферу во время саммита. Поэтому говорить, что доверие снизилось, появилось непонимание — это абсолютно неверно.

 Раз уж мы заговорили о ВТО, то какие шансы у Украины вступить в эту организацию в текущем году? И насколько это приблизит нас к заключению соглашения о создании зоны свободной торговли с ЕС?

 — В 2007 г. заканчивается действие предварительного договора между Украиной и ЕС о партнерстве и сотрудничестве, стороны хотели бы заключить новый договор. К тому же европейская политика добрососедства предусматривает, что Украина и ЕС, в случае успешного выполнения плана действий, заключат новое усиленное соглашение. С сентября Минэкономики совместно с Еврокомиссией начинает подготовку анализа создания зоны свободной торговли. Совместная презентация этого исследования намечена на декабрь. И если мы станем членами Всемирной торговой организации до конца этого года, то уже в январе можем начать переговоры о создании зоны свободной торговли.

И членство в ВТО позволит нам получить статус страны с рыночной экономикой?

 — ВТО и статус страны с рыночной экономикой никак не связаны. Статус связан только с вмешательством страны в деятельность компаний, особенно в ценовую политику. Независимо от того, государственные это предприятия или частные, все они должны руководствоваться рыночными принципами. Второе препятствие, которое было у нас на пути к статусу — это невозвращение НДС экспортерам. И третье, что мешало нам, это несовершенство украинского законодательства о банкротстве.

 Вы говорите "мешало". Но если сейчас не мешает, где же этот статус?

 — Будет статус, осенью этого года будет. Все разъяснения по перечисленным вопросам украинская сторона с большим опозданием, 6 июня, передала в ЕС. Они обработаны Европейской комиссией, и на сегодняшний день никаких дополнительных вопросов нет. Сейчас Еврокомиссия направила запрос во все европейские страны, в ассоциации производителей. Потом будет высказана официальная точка зрения. Самое главное для нас теперь — это не принять какое-то решение, которое заденет интересы какой-либо из стран ЕС. Вернее, даже не заденет, а нарушит общепринятые критерии. И, думаю, до конца года Украина получит статус страны с рыночной экономикой.

 И антидемпинговых расследований не будет?

— Это не означает, что их не будет. Просто за страну-аналог производитель может принимать уже не предприятие в Боливии или Бразилии, а из другой, соседней, рыночной страны. Здесь очень важно, чтобы поведение украинских предприятий было рыночным. Несколько лет назад украинские предприятия получили возможность в индивидуальном режиме обращаться с просьбой о таком статусе. Этой возможностью попытались воспользоваться несколько предприятий: черкасский "Азот" и горловский "Стирол" получили такой статус, "Днепроазот" и предприятия группы "Интерпайп" не смогли доказать свою "рыночность". Тогда и пошло давление через СМИ, через Верховную Раду, почему Украине не дают статус страны с рыночной экономикой.

На ваш взгляд, насколько реально участие Украины одновременно в ЕС и ЕЭП?

— Соглашения ЕС и ЕЭП могут существовать одновременно, если они не вступают в противоречия с ранее взятыми обязательствами. Но надо помнить, что и Украина, и Россия имеют соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. И там четко прописано, в чем мы можем принимать участие, а в чем нет. Зона свободной торговли в рамках ЕЭП, если она будет создана по принципам ВТО, не будет препятствовать дальнейшему взаимодействию Украины с ЕС. А вот таможенный союз и создание наднациональных органов будут.

Тогда что сейчас приоритетнее — дешевые энергоносители или "прекрасное далеко"?

— Никогда ЕЭП более дешевых энергоресурсов не даст. Ведь Россия взяла на себя обязательства перед Европейским союзом постепенно перейти на мировые цены как в коммунальном секторе, так и в промышленности. Да и, в принципе, трудно представить, что россияне откажутся от той части прибыли, которую дают им энергоносители.

 В десяти последних дополнениях к плану действий Украина-ЕС, внесенных накануне его подписания, говорится о намерении предоставить Украине доступ к финансированию со стороны Европейского инвестиционного банка. Предлагается выделить до 50% от суммы в EUR500 млн, предусмотренной для России, Беларуси, Молдовы и Украины. Какие требования выдвигаются к нашей стране для получения этих кредитов?

 — Требование, по сути, только одно — иметь качественные проекты, которые представляют ценность не только для Украины, но и для Евросоюза. Сейчас над такими проектами активно работает Министерство транспорта и связи, а в рамках ЕС создана экспертная группа высокого уровня под руководством бывшего вице-президента Еврокомиссии Лойолы де Паласио. В начале лета приезжала делегация Европейского инвестиционного банка, были переговоры в правительстве и в отраслевых министерствах. В первую очередь, их интересуют проекты, которые связаны с улучшением инфраструктуры железнодорожного и автомобильного транспорта.

Украина еще в 1998 г. ратифицировала один из основополагающих документов ЕС в сфере энергетики — Энергетическую хартию. Какие меры предпринимаются с нашей стороны для реализации ее положений?

— Украина добросовестно исполняет свои обязательства, связанные с Энергетической хартией, но соглашение до сих пор в полной мере не работает. Дело в том, что такая мощная страна и член Энергетической хартии, как Россия, не ратифицировала хартию. И основные положения, которые разрабатываются в условиях о транзите, не могут вступить в силу, пока РФ не станет ее полноправным членом.

После встречи в июне Виктора Ющенко с генеральным директором директората транспорта и энергетики Еврокомиссии Франсуа Ламерю было принято решение углубить работу в энергетической сфере. В июле в Киеве работала экспертная группа министерств и ведомств энергетического блока Еврокомиссии. Они подготовили специальный план действий — "дорожную карту" углубления работы в отрасли энергетики.

Что подразумевается под углублением работы?

— Этот план направлен на сотрудничество, в первую очередь, в сфере ядерной безопасности, второе — интеграция украинской электроэнергетики в энергетический рынок Европы, третье — интеграция нефтегазотранспортной системы Украины в систему ЕС, участие Украины в совместной комиссии диверсификации энергопоставок, повышение безопасности на угольных шахтах. Думаю, к декабрю, к саммиту Украина-ЕС, этот документ будет детализирован во всех направлениях. Сейчас самый главный вопрос — это готовность украинских партнеров, НАК "Нафтогаз України", "Энергоатома" или Минтопэнерго в институциональном плане быть достойными партнерами Европейской комиссии. Пока нет уверенности, что мы можем принять европейские стандарты ведения бизнеса.

ЕС обещает в ближайшее время упростить визовый режим для украинцев. Почему нельзя было сделать этого ранее, одновременно с отменой Украиной виз для граждан ЕС?

— Потому что Европа не была к этому готова, у нее свои правила. И только осенью начнутся переговоры по этому вопросу. С первой декады сентября начнется обсуждение на разных уровнях, к началу октября планируется заседание по вопросу упрощенного визового режима, и к саммиту мы уже проведем первый раунд переговоров. Получить положительное решение об упрощении визового режима мы надеемся в следующем году. Что касается свободного визового режима со странами ЕС, то он будет только тогда, когда Украина станет богатым, экономически сильным государством.

Беседу вела Виктория Пода

    Реклама на dsnews.ua