• USD 39.5
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

ДАЕШЬ СТРАНЕ КИРПИЧА!

Реклама на dsnews.ua

 В 1997 г. в Киевской области должен был появиться новый перспективный промышленный объект — завод керамических стеновых материалов (далее — ЗКСМ). Сегодня это — печально известный Обуховский "недострой", скандал вокруг которого тлеет уже не первый месяц.

С ходу сложно понять, почему из трех заводов, долженствующих стать составляющими экспериментального комбината (по производству пористого бетона, силикатного и керамического кирпича), идея которого созрела в головах еще советских производственников в 1990 г., трагическая участь постигла именно ЗКСМ. Ведь аналогичных предприятий в Украине всего лишь два: одно — в Житомире, второе — в Ладыжине. А участники комбината неплохо работают по сей день. Завод по производству силикатного кирпича "Цегла Трипiлля" сегодня вполне рентабелен, а Обуховский завод пористых изделий — флагман в своей индустрии. "ВД" попыталась разобраться в сложившейся ситуации.

Третий лишний

Официальная и подтвержденная всеми сторонами история конфликта ЗКСМ выглядит так. В 1996 г. недостроенный завод, который находился на балансе Киевского областного хозрасчетного объединения "Киевстройматериалы", в рамках аукциона приобрело за 14 тыс. грн. ОАО "Цегла Трипiлля".
Ровно через год "Цегла Трипiлля", не найдя средств на достройку объекта, перепродала за 32 тыс. грн. долгострой некоему ООО "Трипольские строительные материалы", о котором известно лишь то, что 70% его уставного капитала принадлежит канадскому бизнесмену украинского происхождения Юрию Охрыму.
Разница в суммах объясняется тем, что по предусмотренной тогда Кабинетом Министров методике оценки имущества, подлежащего приватизации, Фонд госимущества признал целесообразным позволить инвестору приватизировать ЗКСМ именно по такой цене. При повторной продаже объекта "Цегла Трипiлля" уже не обязана была пользоваться этой методикой и потому перепродала ЗКСМ с выгодой для себя.

Далее на целых долгих восемь лет все государственные органы предали ЗКСМ забвению. И лишь после воцарения в Фонде госимущества г-жи Семенюк, спустившей на места рекомендацию добиться эффективности управления государственной собственностью, региональное отделение ФГИ по Киевской области (далее — РОФГИ) добирается наконец до Обухова, где выясняет, что перспективный когда-то ЗКСМ не только не набрал недостающих 50% готовности, но превращен в руины. В наличии — лишь стены предполагаемых корпусов.

Правда, стоит учесть, что ЗКСМ был приобретен без инвестиционных обязательств. Обязательство довести объект до ума как в первом, так и во втором случае новые владельцы указали лишь в договорах купли-продажи. В 1996 г. закон о малой приватизации предусматривал срок на достройку подобного объекта длительностью в два года. А в 1997 г., когда ЗКСМ перешел в руки "Трипольских строительных материалов", этот срок был продлен до пяти лет.

В мае нынешнего года РОФГИ подало иск в Киевский областной хозяйственный суд, требуя вернуть многострадальный объект государству. После пяти горячих заседаний суда 27 июля суд принял необходимое РОФГИ решение. Однако ООО "Трипольские строительные материалы" на этом не останавливаются и 8 августа подают апелляцию в Киевский межобластной апелляционный хозяйственный суд.

Реклама на dsnews.ua

У любого здравомыслящего гражданина эта история вызовет как минимум два элементарных вопроса.
Первый: почему "иностранный инвестор", или ООО "Трипольские строительные материалы", за восемь лет не шевельнул пальцем для запуска столь перспективного и потенциально столь прибыльного объекта? "Киеву производство керамического кирпича было бы очень кстати, — утверждает Юрий Ткаченко, генеральный директор инвестиционной компании "ТЕКТ", владеющей 25% уставного фонда завода "Цегла Трипiлля". — Сегодня ведь в столицу возят кирпич из Донецкой, Львовской, Харьковской и Сумской областей".

Второй: почему за эти годы РОФГИ не произвело ни одной проверки, то есть саботировало свою прямую обязанность следить за приобретенным у государства объектом? И вот тут-то, при попытках сторон ответить на эти вопросы, история обрастает весьма любопытными версиями.

Обиженный инвестор

Как ни пыталась "ВД" связаться с канадским инвестором, увы, усилия редакции оказались тщетны: г-н Охрым отсутствует даже в своем канадском офисе. Между тем, по версии Юрия Ткаченко, г-ну Охрыму принадлежат пакеты акций в каждом из трех предприятий комбината. Собственную версию случившегося изложил Николай Мироненко, глава правления и директор ОАО "Цегла Трипiлля".

По его словам, после приобретения в 1997 г. ЗКСМ, ООО "Трипольские строительные материалы" начало составлять смету и заказало экспертные исследования, обошедшиеся в $550 тыс. Выяснилось, что на достройку ЗКСМ потребуется $15 млн, а ООО такими средствами не располагало: оно было готово вложить около $5 млн. Задумались о получении кредита, обратились в Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). "Но оказалось, что нет залога, под который можно было бы взять такой крупный кредит, — рассказывает г-н Мироненко. — Сюда приезжал представитель ЕБРР, ходил, смотрел и отказался его предоставить".

"Эта версия кажется мне очень неправдоподобной, — говорит Андрей Галицкий, замначальника РОФГИ. — Допустим, ООО действительно не нашло денег сразу. Почему они обратились только в ЕБРР?! Почему, получив отказ, ждали восемь лет?! Почему не составили сметы?! Из материалов судебных разбирательств ясно, что никакой проектной документации на ЗКСМ "Трипольские строительные материалы" предоставить не могут. А она должна была быть готова максимум через два года после приобретения завода".

По мнению пострадавшей стороны, главная загвоздка — в глине, сырье для производства кирпича. Потому что, по сведениям г-на Мироненко, как раз в тот момент, когда РОФГИ нагрянуло с проверкой и последовавшим за ней иском, "Трипольские строительные материалы" уже располагали средствами, чтобы поднять на ноги многострадальный долгострой.

В Обухове имелась территория, где можно было бы открыть глиняные карьеры, но, по словам г-на Мироненко, время было упущено, и сегодня она застроена частными коттеджами. "Это были земли запаса, которыми ведали местные сельсоветы, — говорит г-н Мироненко. — Они их повыделяли частным владельцам, которые теперь и слышать не хотят о том, чтобы устроить там карьеры. И выходит, что сырье теперь придется возить из карьеров, расположенных на расстоянии 200-300 км. А ведь рентабельным производство кирпича может быть только при поставках сырья с расстояния, не превышающего 7 км".
"Но ведь инвестор знал, что карьеры в 10 км от завода застраиваются и все-таки приобрел завод! К тому же он не подал ни одного заявления местным властям с требованием выделить эти земли под карьеры", — возражает Владимир Михайленко, глава РОФГИ.

С этим соглашается Юрий Ткаченко: "Глину можно возить и из Донецка, тем более что там она очень хорошего качества. Но рентабельно это будет, если эта глина составит 10% от всего поставленного сырья, а не 50%. Проблема ЗКСМ — это, прежде всего, проблема сырьевой базы. Нужно было подумать, откуда и какую глину возить на завод, нужно было поставить местным властям условие выделить земли под карьеры".

Неожиданную активность государства в этом вопросе Николай Мироненко объясняет просто: "Пришла новая власть, а Фонд госимущества пустой. Вот и поступила команда от Семенюк: все, что можно, перепродать. Нас проверяли на предмет соответствия закону в процессе приватизации ЗКСМ — и нашли нарушения: нет столовой. А в 1996 г. она перешла к нам бесплатно как встроенное помещение. Нашли в Обухове "Криворожсталь" в виде битых стаканов и тарелок, изношенных жарочных шкафов, которые мы просто повыбрасывали".

А Юрий Ткаченко не исключает того, что какую-то из местных компаний весьма заинтересовали "гуляющие" 6 га с расположенными на них руинами ЗКСМ, и именно в этом таится разгадка столь пристального внимания ФГИ к обуховскому заводику.

Борцы за правое дело

По словам Владимира Михайленко, в процессе разбирательства юристы, представляющие "Трипольские строительные материалы", в качестве главного козыря использовали тот аргумент, что у РОФГИ нет правовых оснований требовать возвращения объекта — за давностью. Г-н Михайленко разводит руками: "Я работаю всего три месяца, и планомерно исполняю указания г-жи Семенюк".

В РОФГИ утвердилось мнение, что г-н Охрым вовсе не собирался достраивать ЗКСМ, в который на момент приватизации государство уже успело вложить около $4,2 млн, а стремился выгодно его перепродать. Но не успел. Версию РОФГИ подтверждает и Оксана Маркарова, президент инвестиционной компании "ITT-invest", являющейся основным акционером "соседа" ЗКСМ — Обуховского завода пористых изделий.

Действительно, несмотря на то что нынешний ЗКСМ представляет собой всего лишь заброшенные и растащенные руины, только стоимость его территории, достигающей 6,2 га, составляет сегодня около $300 тыс. (при средней цене $500 за 0,01 га). "Это значит, что они получили бы как минимум 1,5 млн грн. прибыли, не учитывая стоимости самого долгостроя", — утверждает г-н Михайленко.

Если апелляция "Трипольских строительных материалов" не будет удовлетворена, ЗКСМ вернется в ведение РОФГИ, которое, по версии его сотрудников, сразу же начнет готовить документы на его повторную приватизацию в рамках прозрачного аукциона.

Подозрительной кажется работникам РОФГИ и внезапно возникшая у главы правления ОАО "Цегла Трипiлля" озабоченность судьбой ЗКСМ. 7 июля Николай Мироненко подал в РОФГИ предложение передать ЗКСМ на баланс "Цегли Трипiлля". "Для того чтобы избежать многолетней судебной тяжбы, нужно не расторгать договор купли-продажи, а дать нам возможность за 2,5 года достроить завод, создать 50 рабочих мест и давать 20 млн штук кирпича в год. Кроме того, ведь изначально планировалось, что это будет одна инфраструктура: газопоставки, ремонтные мастерские, электроэнергия. А новому инвестору придется потратиться еще и на отдельную инфраструктуру", — объясняет г-н Мироненко.

Вполне резонным был вопрос, почему это рационализаторское предложение родилось в головах обуховских промышленников с таким опозданием. На это г-н Мироненко отвечает, что восемь лет назад финансовое состояние всех украинских заводов было ужасающим, а теперь можно было бы и изыскать средства на достройку завода.

Юрий Ткаченко утверждает, что сегодня запуск с нуля подобного ЗКСМ завода обойдется примерно в EUR10 млн, а поскольку недострой нужно запускать тоже практически с нуля, его будущему инвестору необходимо располагать как минимум EUR7 млн. "И хотя "Цеглу Трипiлля" сегодня можно назвать рентабельным заводом, она вряд ли изыщет такие суммы. Однако не вижу никакой проблемы в том, чтобы запустить завод на заемные средства. Нужно только найти сырье, и отстроенный ЗКСМ будет весьма прибыльным", — утверждает г-н Ткаченко.

Но из РОФГИ в "Цеглу Трипiлля" поступил ответ, где было указано, что это не предусмотрено законом. "Я как чиновник не имею права сейчас отдать долгострой на баланс завода "Цегла Трипiлля", — объясняет Владимир Михайленко. — Я не могу обидеть никого из инвесторов, поэтому должен повторно выставить ЗКСМ на аукцион. А вдруг другой инвестор даст больше денег? Государство же получит деньги от аукциона, а не я. Теперь мы пропишем в договоре купли-продажи инвестиционное обязательство достроить завод за два-три года. На заводе начнут работать люди, и в бюджет пойдут налоги".

И правда, если следовать букве закона, завод "Цегла Трипiлля" уже давно не является фигурантом в процессе, поскольку еще в 1997 г. перепродал ЗКСМ, и потому не может сегодня претендовать на то, чтобы РОФГИ передало ЗКСМ на его баланс бесплатно. В повторном же аукционе г-н Мироненко, не объясняя причин, участвовать заранее отказывается, сетуя, тем не менее, на то, что в результате заваренной РОФГИ каши будет потеряно еще как минимум шесть лет: два года на апелляции в разных инстанциях, полгода на подготовку к новому аукциону плюс года три на достройку новым инвестором.

На момент написания статьи слушания дела в апелляционном суде начались, однако были отложены на неопределенный срок — по причине неявки в зал суда представителей ОАО "Цегла Трипiлля" и по просьбе представителей ООО "Трипольские строительные материалы".

Ждать осталось совсем недолго. Ведь если все дело не в керамическом кирпиче, а в 6 га земли, которые ФГИ, возможно, для кого-то "выбивает" из нерадивого канадца, мы узнаем об этом уже очень скоро.

    Реклама на dsnews.ua