• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Владимир Арьев: Мистер Случайность

Автор фильма "Донецкая мафия", в отличие от составителя одноименной книги, не только находится на свободе, но и наделен депутатской неприкос
Реклама на dsnews.ua

Автор фильма "Донецкая мафия", в отличие от составителя одноименной книги, не только находится на свободе, но и наделен депутатской неприкосновенностью. Бывший журналист Владимир Арьев уверяет, что попал в политику случайно. И чем настойчивее он об этом говорит, тем менее случайным выглядит его пребывание в парламенте.

Последнее время в публичной жизни Владимира Арьева происходят странные вещи. То пресс-служба отколовшейся от НУ-НС группы "Право выбора" сообщит, что Арьев примкнул к большинству вместе с этим объединением. То карточка народного депутата, находящегося в Вашингтоне, проголосует в Киеве за продление нынешнего созыва Рады до 2012 г.

Синхронно с пропрезидентским большинством. В результате в прессе периодически появляются заявления вроде такого: "Нардеп Владимир Арьев требует удалить с сайта депутатской группы "Право выбора" информацию о его вступлении в нее". В ответ на уточняющие вопросы политик терпеливо отрицает сотрудничество с оппонентами. Его слова пока никто под сомнение не ставил.

Владимир Арьев остался в изрядно поредевшем окружении политического босса Юрия Луценко. Его ближайшие соратники под куполом — Юрий Стець, до прихода в Раду руководивший "5 каналом", выходец из Донецка Юрий Гримчак, нардеп пяти созывов и бывший президент Национальной телекомпании Украины Тарас Стецькив и руководитель творческого объединения "Последняя Баррикада" Олесь Доний.

В отличие от двух третей выходцев из "Народной самообороны" в парламенте, обратившихся в "тушек", эта пятерка публично поддерживала экс-министра внутренних дел в ходе судебного процесса. Как уверяют сами оппозиционеры, они даже стали объектом слежки со стороны правоохранительных органов.

  Почему так легко удалось развалить "Народную самооборону"? Луценко ошибся в людях, которых брал в команду?

— А никто не знает, когда человек сорвется. Вроде бы всегда были принципиальными людьми, и вдруг... Сначала бросали яйцами в Литвина, а потом через неделю ушли. Я думаю, что это был скорее вопрос конфликта, возникшего между Луценко и Жванией. Поскольку команда набиралась ими совместно, это сыграло основную роль. Ну и, конечно, Юра понимает, что он немного ошибся в кадровой политике. Мы об этом с ним не один раз разговаривали. Он говорил: "Ну как ты угадаешь, кто есть who?" Я думаю, что сама система власти у нас устроена таким образом, что может развратить кого угодно. Только очень стойкие останутся.

Реклама на dsnews.ua

  Луценко говорил, что за переход в группу "Право выбора" платили по $1,5 млн. Вы верите в эту цифру, в то, что ваши коллеги переходили за деньги?

— Да.

  Вам тоже предлагали деньги?

— Не хочу это комментировать. Скажу только, что в эту цифру верю.

  Почему пресс-служба "Право выбора" решила, что вы тоже вошли в группу Жвании?

— Просто возникло непонимание. Еще после президентских выборов я разговаривал с Давидом Жванией, и он мне предлагал: мол, пошли, вместе будем реформы делать. Я сказал: давай поговорим с тобой через два года, посмотрим, что это будут за реформы и в какой ситуации окажется Украина. Он считал, что мы пойдем по нормальному пути, а я был уверен, что будет хуже.

Но у меня с Давидом человеческие отношения оставались всегда. И вот спустя некоторое время мы с ним поговорили, что надо бы как-то координировать свои действия. Но результатом стало то, что на следующий день после нашего разговора появилась эта информация. Даже мои помощники выложили на Facebook от моего имени новость о том, что Арьев вступил в группу "Право выбора". С тех пор свою страничку на Facebook веду только я. Тогда наши помощники переговорили между собой, а со мной не проконсультировались. В общем, мне своих пришлось сильно отругать. Все-таки хочу расценивать ту историю как недопонимание.

  Какие сейчас отношения с бывшими соратниками по "Народной самообороне"?

— Вежливо здороваемся.

  Как вообще у журналиста сложились настолько теплые отношения с политиком Луценко, что вы попали в парламент?

— Да я с ним знаком еще с тех пор, когда он был журналистом в "Гранях". А то, как я попал в политику, — вообще уникальная история. Он мне предложил идти с ними в 2007-м. А я в политику до того момента не планировал идти, да особо и не хотел. Ответил, что подумаю. Вскоре еду в машине с супругой и водителем, объявляют первую пятерку "Народной самообороны": такой-то, такой-то и Владимир Арьев. Водитель на меня смотрит, я на водителя, моя супруга на нас обоих. Позвонил Юре, спрашиваю, что произошло? Он отвечает: "Извини, тебе не дозвонился, списки надо было подавать". Говорю: "Так что, получается, ты все за меня решил?" Он: "Ну… не обижайся, приезжай — поговорим". Я приехал к нему, посмеялись, конечно. Говорю: "Ну, раз так, значит, мне уже не отвертеться".

  "Шпионские страсти" вокруг депутатов из "Народной самообороны" продолжаются?

— Генпрокуратура сочла, что окружение Луценко якобы давит на свидетелей по его делу, было обнародовано заявление одного из свидетелей (как мы потом уже нашли, а журналисты ТВі показали — Михаила Клюева, бывшего зама Луценко), что якобы на него давили. Правда, его заявление почему-то было написано на следующий день после дачи показаний в суде. Тем не менее на этом основании были заведены оперативно-розыскные дела на все окружение Луценко — прослушивают наши телефоны, устанавливают наружное наблюдение. Я возле своего подъезда регулярно вижу таких интересных ребят. У меня за время работы и с правоохранительными органами, и в Комитете по борьбе с оргпреступностью и коррупцией глаз уже наметан.

  Какая цель у этой слежки?

— Собирать информацию о том, что мы будем делать, насколько я понимаю. А вдруг мы — я, народные депутаты Гримчак, Доний, Стець, Стецькив — соберемся и, пользуясь депутатской неприкосновенностью, совершим вооруженное нападение на конвой и отобьем Юрия Луценко. Мне, честно говоря, ребят, которые топчутся за нами, жаль по-человечески, я понимаю, что им самим противно это делать. А их командиров мне жаль в будущем.

Расследования и развлечения

В Верховную Раду Владимир Арьев ушел с должности директора ООО "Студия "Зміна" (бренд — продюсерский центр "Закрытая зона"). В то время продакшн-студия активно сотрудничала с "5 каналом", где выходили три ее проекта: авторская программа Арьева "Закрытая зона", проект Федора Сидорука и Виктора Заблоцкого "Первый отдел" и документальный цикл Наталки Фицич "Первый отдел". Компания учреждена совместно народным депутатом, его супругой Наталкой Фицич и структурами австрийского бизнесмена Вальтера Комарека. В 2007 г. "5 канал" прекратил сотрудничество с продюсерским центром Арьева, поскольку тот баллотировался в депутаты. Сейчас, по словам политика, финансовое положение студии — не самое завидное, а в структуре готовящихся на ее базе программ место информационно-аналитических все активнее занимают развлекательные.

  Чем сейчас занимается ваш продюсерский центр?

— Не знаю. Программы, фильмы какие-то делают, я никаким образом сейчас не участвую в жизни студии. Был недавно марафон "Виктор Янукович. Два года условно", позвонил мне Мустафа Найем, попросил помочь с техникой. Я позвонил нашим ребятам, попросил их связаться с Мустафой и по возможности оказать помощь. И все.

  Руководство компанией на супруге?

— Нет. От руководства студией супруга отошла более двух лет назад. Она творческий человек, не менеджер. Сегодня она работает исключительно над своей программой "Мастер-класс с Наталкой Фицич". Суть такова: aвтор учится делать то, чем занимается народный мастер, и пытается раскрыть характер мастера за те 20 минут, что длится программа.

  В одном из интервью Наталка жаловалась на трудности с поиском спонсоров для съемок программ. Почему речь шла о спонсорстве?

— Потому что сегодня серьезный телевизионный продукт большинству каналов не нужен. А у тех каналов, которым нужен, нет своих денег, чтобы его покупать. У нас на телевидении есть желание получить западное качество, но в абсолютно совковых условиях производства. Вообще наши телевизионные продюсеры почему-то уверены, что любое чужое лучше, чем свое. Особенно это касается российских продуктов. Их специалистов у нас считают гуру, даже если в Москве такой ходит пятым подметающим на "Останкино". Плюс абсолютное нежелание хотя бы чуть-чуть воспитывать зрителя, показывая ему познавательные, культурологические программы. Серьезный продукт, который во всех европейских странах поддер­живается государством, у нас финансируется по остаточному прин­ципу или по принципу "кто что найдет, тот и съест".

  Каковы сейчас источники финансирования продюсерской компании?

— Насколько я знаю, ситуация в компании тяжелая. Ребята занимаются в т. ч. и зарабатыванием средств в информационно-развлекательном мейнстриме, который я не люблю. Поэтому я туда и не вмешиваюсь. Программы делают вроде бы и неплохие. Например, "Убойное видео" для "2+2" сделали. Но мне такой продукт не интересен.

  Не скучаете по журналистским расследованиям?

— Конечно, скучаю. И не забрасываю. Сейчас делаю один фильм. Исключительно на своей личной базе. Об уничтожении животных перед Евро-2012. У меня есть доказательства связи власти с уничтожением животных. Делаем вместе с Тамарой Тарнавской, президентом Международного общества защиты животных SOS. Мы сотрудничаем в этих вопросах еще с 2004 г. Когда я только создавал "Закрытую зону", мы уже тогда готовили материалы об уничтожении животных. Сейчас этот кошмар опять возобновился.

  Вам не кажется, что сейчас в телевизионных журналистских расследованиях слишком много подтасовок и постановок, а потому к ним нет доверия?

— Конечно. Это не журналистские расследования. Я могу назвать только одну программу, которую я по-настоящему ценю и перед авторами которой снимаю шляпу, — не хуже, чем "Закрытая зона", а иногда даже лучше. Это программа "Знак оклику" на ТВі. Еще была очень хорошая программа "Гроші" с Алексеем Кутеповым на "1+1". И, собственно, все.

Обличитель "донецких"

Как ни парадоксально, самый неоднозначный штрих на репутации Владимира Арьева — презентация журналистского фильма о криминальном происхождении капиталов Рината Ахметова и Бориса Колесникова и судимостях Виктора Януковича. Она состоялась в тот момент, когда его автор уже был кандидатом в народные депутаты по квоте "Народной самообороны". Фильм "Донецкая мафия. Перезагрузка" оказался настолько жестким по отношению к фигурантам сюжета, что его не рискнул показать ни один телеканал.

Зато лента моментально попала в интернет. Ее презентация прошла в информагентстве "УНИАН" 20 сентября 2007-го, ровно за 10 дней до выборов в Верховную Раду. Именно окончание избирательной кампании считается в политтехнологических кругах наиболее эффективным периодом для вбрасывания компромата на конкурентов. Поскольку времени на то, чтобы оправдаться, у скомпрометированных лиц уже нет.

Фильм даже начинается с упоминания о предстоявших парламентских выборах, в которых принимали участие перечисленные донецкие политики. На презентации автор подчеркивал, что как журналист воспользовался своим правом рассказать о них "искреннюю правду". И если бы в тот момент Владимир Арьев не участвовал в выборах с командой, оппонирующей "донецким", сомнений касательно того, что презентованный фильм напоминает антирекламу, не возникло бы.

На мысль о том, что выход этого фильма не случайно совпал с кульминацией избирательной гонки, наталкивает еще один факт. Удивительная схожесть названий документальной киноленты Арьева и книги "Донецкая мафия. Антология", презентованной в 2006 г. главой фонда "Антикоррупция" Борисом Пенчуком. Этот человек стал известен после того, как весной 2005 г. обвинил Бориса Колесникова в вымогательстве акций ТЦ "Белый Лебедь". А впоследствии был осужден по статьям "вымогательство" и "заведомо ложное сообщение о совершении преступления".

  Снимая фильм "Донецкая мафия" накануне выборов, вы понимали, что он может быть выгоден определенным политическим силам?

— А я всегда был против донецкой банды! У меня материал был собран давно, его хватало для этого фильма. "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". Понимая, что лезет во власть твоей страны, ты в первую очередь думаешь о том, как рассказать людям, что именно оно из себя представляет. Я не говорю, что наша команда была идеальной, но в сравнении с этими чудовищами... Наверное, мало найдется людей, которые материли министра внутренних дел в его же кабинете. Я всегда говорил своим соратникам то, что думаю по поводу тех вещей, которые делались при оранжевой команде. Я был категорически против некоторых моментов соглашательства, попыток пропетлять, где-то чего-то подзаработать.

Я был категорически против того, чтобы МВД сотрудничало с "ЕДАПС", взявшим под контроль печать паспортов и бланков строгой отчетности. Да, Юра мне рассказывал, что если они прервут с ними контракт, тогда вся паспортная система вообще рухнет. Но я отвечал, что лучше скандал длиною в три месяца и открытый тендер, чем отдавать на тех условиях, которые выдвигались. Они шантажируют любую власть. Нынешнюю, видимо, тоже. Но свои, похоже, по-другому с ними начали разговаривать, не за стол переговоров садиться, как при Луценко.

  Почему название вашего фильма так напоминает название книги Бориса Пенчука?

— Я ему помогал материалами. И назвал свой фильм так, чтобы поддержать его проект. Но не хочу говорить о том, что потом Пенчук сделал, отказавшись от своих показаний и от борьбы. Если начал, то не сдавайся. А он сдался. И в результате сел в тюрьму. Он звонил мне и заранее просил у меня прощения, говорил, что хочет стать депутатом, а его в список не взяли, значит, он Луценко "отомстит" за отказ. Я предупреждал его, что если он сдастся, финал будет очень печальным. И что отказ взять в список "Самообороны" — не повод для предательства. Очевидно, Юра правильно сделал, что не взял Пенчука — была бы еще одна "тушка". Но поначалу он действительно казался мне искренним человеком.

И я искренне хотел ему помочь, сделав так, чтобы хотя бы по названию перекликались фильм и книга.

  Пенчук сидит, а вас спасла от мести депутатская неприкосновенность?

— Я никогда об этом не думал. От какой мести? Что они могли мне сделать?

  Это видно по опыту Пенчука…

— Пенчук сам пошел и заявил о том, что он дал ложные показания против Колесникова. Якобы на него давил Луценко. Это вранье, потому что я видел сам, как это было. Книгу его тоже Луценко заставил написать, мне вот интересно? Смешно и грустно смотреть на этого человека… А что у них есть против меня? Я в исполнительной власти не был. Даже при желании злоупотребления мне приписать очень тяжело. Хотя мне регионалы говорили, мол, выйдешь из депутатства, начнется…

  Но вы на себе после выхода фильма серьезного давления не ощутили?

— Было, конечно. Не хочу даже вспоминать. Но выстоял же.

  Снимая фильм, вы обсуждали его подготовку с кем-то из политиков? Например, с Луценко.

— Не обсуждал. Разве что просил материалы, которые есть только в архивах МВД. Но чтобы я в журналистской деятельности кому-то показывал готовый продукт, на утверждение отдавал — нет, ни разу.

  "Заказуха политическая, мочилово бизнес-конкурентов и лирические опусы под заказ" — это цитата журналистки "УРА-Информ" о наполнении программы "Закрытая зона". Как думаете, почему появилось такое мнение?

— У меня по поводу "УРА-Информ" был даже прямой эфир на "5 канале", дискуссия с главным редактором этого издания после того, как они на меня вылили кучу грязи. "УРА-Информ" принадлежал на тот момент народному депутату Игорю Шкире из Партии регионов. Он был одним из антигероев нашей программы за попытку заграбастать санаторий в Крыму. И он таки его потом, после смены власти, заполучил, как мы читали в прессе. Так вот, интернет-издания никакой ответственности, кроме моральной, не несут.

Это я говорил еще тогда, будучи журналистом. Я предложил им: хорошо, написали, а теперь вот в прямом эфире подпишитесь под этим, подтвердите, что это ваш материал. Главред "УРА-Информ" тогда отказался это сделать. В то время против меня, журналиста, действовал политик. Сейчас против меня Шкиря не действует, он меня в парламенте обходит почему-то стороной. А касательно ответственности интернет-СМИ считаю, что должен быть создан некий клуб интернет-изданий, которые подпишут внутренний кодекс чести. А те, кто к нему не присоединится, будут считаться изданиями, которые могут играть роль "сливных бачков".

Классика и death metal

Дома Владимир Арьев хранит большую коллекцию винила — около полутора тысяч пластинок. Он собирал их с подросткового возраста и периодически слушает до сих пор. "Я неплохо разбираюсь в истории рок-музыки, джаза, классики. У меня есть все — от классики до death metal", — не без гордости говорит политик.

А среди более "поздних" хобби Арьева — фотография и конные прогулки.

  Фотографировать где-то учились?

— Один из моих хороших друзей — Сережа Михальчук, известный оператор — меня многому научил. Я вообще считаю его одним из лучших кинооператоров в Украине.

  Выработали авторский стиль?

— Не претендую ни на что. Мне просто нравится это делать. Люблю играть со светом и тенью.

  В ваших фотографиях должна быть идея или достаточно просто красивой картинки?

— Как получится. Я же говорю, что профессионально этим не занимаюсь.

  Где катаетесь на лошадях?

— Мы ходили к нашим знакомым в клуб "Магнат", это в сторону Борисполя. Своей лошади нет, катались на прокатных.

  Нет желания приобрести своего скакуна?

— Есть, только это дорого. Нормальная лошадь стоит от $2 тыс. Но проблема даже не в том, что это дорого. Самое главное — ею нужно постоянно заниматься. Либо ты ездишь к своему питомцу ежедневно, либо лучше его даже не заводить.

Перспективы

Попасть в парламент следующего созыва для Владимира Арьева крайне важно, как бы равнодушно ни говорил политик о предстоящих выборах. В связи с пристальным вниманием ГПУ депутат­ская неприкосновенность пришлась бы ему весьма кстати. К тому же в условиях отсутствия у Арьева депутатского мандата у его влиятельных оппонентов могут обостриться старые обиды. Но перспектива попадания фамилии бывшего журналиста в проходную часть списков объединенной оппозиции пока выглядит неопределенно. А для победы по мажоритарному округу финансовые тылы нардепа слабоваты.

На случай, если Владимир Арьев не попадет под купол, его ждет продюсерская студия "Зміна". Политик охотно вернется в журналистику, делая акцент на сенсационных расследованиях. Возможно, даже попытается реанимировать программу "Закрытая зона", некогда принесшую ему известность.

Бизнес-проекты Владимира Арьева*

Компания
Сфера деятельности
ООО "Продюсерское агентство "Закрытая зона"
тиражирование видеозаписей
ООО "Студия "Зміна"
производство фильмов
ООО "Пазз"
тиражирование видеозаписей

*Включая закрытые и проданные

Источник: исследование "ВД"

    Реклама на dsnews.ua