• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Тариф на электричество уменьшат. Почему подорожает все остальное

Решение о снижении тарифов для населения грозит ростом долгов на рынке, повышением цен для промышленности и веерными отключениями

новая модель ПСО предполагает, что финансовая нагрузка по обеспечению населения дешевой электроэнергией будет распределена также на ПУПы и ОСР
новая модель ПСО предполагает, что финансовая нагрузка по обеспечению населения дешевой электроэнергией будет распределена также на ПУПы и ОСР / Shutterstock
Реклама на dsnews.ua

Цена на свет: людям понравится

Кабинет Министров принял решение о снижении тарифов на электроэнергию для некоторой части населения, хотя до конца июля активно обсуждалось, наоборот, повышение расценок. Как заявил на заседании правительства премьер-министр Денис Шмыгаль, с 1 октября тариф на электроэнергию для украинцев, которые потребляют менее 250 кВт-ч в месяц, снижается до 1,44 грн за кВт-ч, а для тех, кто использует 250 кВт-ч и более, останется прежним — 1,68 грн.

По словам министра энергетики Германа Галущенко, снижение тарифов коснется 80% украинских семей и позволит усилить "защиту бытовых потребителей".

О необходимости защиты граждан говорил еще в конце июля президент Владимир Зеленский, который дал команду провести заседание Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) и сделать все, чтобы цены на электроэнергию не только не поднимались, но и были снижены.

Впрочем, это смотря как считать. Здесь нужно сразу сделать ремарку, что снижение на несколько десятков гривень будет только против расценок текущего года. Ведь по сравнению с ценами до 1 января 2021 г. (когда действовала льготная цена за первые 100 кВт-ч), тариф для тех, кто потребляет до 250 кВт-ч, даже вырастет на 18 грн в месяц.

За чей счет банкет

Также с 1 октября начнет действовать новая модель ПСО ("покладання спеціальних зобовʼязань", или public service obligation), которая за счет перераспределения денежных потоков позволяет обеспечивать продажу электроэнергии населению не по рыночным, а по установленным властями тарифам.

Реклама на dsnews.ua

Как отметил министр энергетики, эта новая модель предусматривает усиление роли государства в формировании тарифа для населения через государственные генерирующие компании, в частности "Энергоатом" и "Укргидроэнерго", которые "становятся ключевыми ее участниками". Министр уверен, что до 1 октября у всех сторон будет возможность подготовиться к новым правилам.

Сегодняшняя модель ПСО предполагает, что "Энергоатом" и "Укргидроэнерго" продают электроэнергию, предназначенную для населения, госпредприятию "Гарантированный покупатель" ("ГарПок") по цене 0,15 грн за 1 кВт-ч и 0,01 грн за кВт-ч соответственно. После этого "ГарПок" продает ее поставщикам универсальных услуг (ПУП) — компаниям, созданным в процессе разделения на разные структуры функций облэнерго по физической доставке электроэнергии и по ее продаже. И уже после этого ПУПы продают электроэнергию населению по установленным тарифам.

Таким образом, сегодняшняя модель ПСО предполагает, что финансовая нагрузка по обеспечению населения дешевой электроэнергией ложится только на государственные "Энергоатом" и Укргидроэнерго".

Однако еще до утверждения Кабмином решения о снижении тарифов в СМИ попал проект правительственного постановления, из которого следовало, что новая модель ПСО предполагает, что финансовая нагрузка по обеспечению населения электроэнергией будет распределена также на ПУПы и ОСР (операторов системы распределения, или бывшие облэнерго), которые занимаются физической доставкой электроэнергии до счетчика потребителя.

Экс-министр энергетики Ольга Буславец на своей странице в Facebook описала новую схему ПСО так. ПУП для поставок электроэнергии населению будут покупать ее на конкурентном рынке, а также — у "Энергоатома" на специальных аукционах по цене, которая сложилась на рынке "на сутки вперед" три месяца назад. Например, средневзвешенная цена базовой электроэнергии на рынке "на сутки вперед" за январь-июнь этого года составила 1,33 грн за 1 кВт-ч. И это значительно более высокая цена, чем 0,15 грн за 1 кВт-ч — по которой "Энергоатом" отпускает электроэнергию в рамках действующей модели ПСО.

Поскольку новая схема ПСО предусматривает, что ПУПы при продаже электроэнергии населению будут нести значительные расходы, то с целью компенсации им разницы между рыночной ценой электроэнергии и льготной — для населения, они будут получать деньги от "Энергоатома", "Укргидроэнерго", а также от операторов систем распределения.

Таким образом, в предлагавшейся новой модели ПСО финансовая нагрузка ложилась, кроме государственных "Энергоатома" и "Укргидроэнерго", еще и на 25 частных компаний-операторов систем распределения.

Нас ждут веерные отключения?

Однако еще до принятия решения Кабмином оно было жестко раскритиковано экспертами рынка. По мнению исполнительного директора ассоциации "Энергоэффективные города Украины" Святослава Павлюка, новая модель делает вполне реальным появление дефицита электроэнергии — из-за роста и без того огромной задолженности. Рынок электроэнергии в 2019 г. получил убытки в 24 млрд грн, в 2020 г. — более 30 млрд. В прошлом году ТЭС из-за дефицита средств не могли закупить уголь и были вынуждены жечь газ, но в этом году цены на газ значительно выросли, и если ситуация повторится, то электроэнергия будет "золотой".

Эксперты также прогнозируют значительные проблемы у операторов систем распределения — взимание с них денег в новой схеме ПСО будет означать, что эти компании сократят затраты на ремонт сетей. А в условиях их тотальной изношенности (70%) и высокой аварийности это приведет к увеличению числа и масштабов аварийных отключений потребителей.

Кроме того, сокращение инвестиций на модернизацию означает и отток квалифицированных кадров, которые просто уедут за рубеж.

Ольга Буславец отмечает, что предлагаемая модель ПСО — более сложная в организации, на ее эффективность влияет множество факторов, в том числе не зависящих от участников рынка, и поэтому риски возрастают значительно. Если, например, упадет цена продажи электроэнергии "Энергоатома" или появится задолженность у одной или нескольких компаний ОСР, это может привести к каскаду дефолтов. И тогда бытовые потребители могут попасть к поставщику последней надежды, у которого тарифы на электроэнергию значительно выше.

Впрочем, нужно отметить, что Буславец в бытность руководителем Минэнерго СМИ связывали с интересами энергохолдинга ДТЭК Рината Ахметова, в том числе и по вопросу скидки на газ для "ДТЭК Схидэнерго". Если эти предположения верны, тогда слова Буславец будут звучать как мнение заинтересованной стороны (ведь в структуре ДТЭК немало ОСР — см. ниже)

Снижение тарифов также означает рост долгов между участниками рынка, что, в свою очередь, ставит под еще большее сомнение вероятность погашения старой задолженности. В частности, в прошлом году правительство договорилось с производителями "зеленой" энергии выплатить им долги в ответ на снижение для них тарифа. Тариф был снижен, производители "зеленой" электроэнергии отказались от массовых исков в суды по этому поводу, но долги так и не были погашены. Как отмечал в конце июля бизнесмен Игорь Тынный, входящий в десятку крупнейших инвесторов в "зеленую" энергетику, на сегодня бизнесу так и не погасили 800 млн евро старых долгов, а кроме этого, накапливаются новые.

Олигархам не понравится

Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко также обращает внимание, что новая модель не предусматривает для ОСР компенсации их затрат от участия в ПСО, хотя по законодательству — должна. По его подсчетам, ОСР должны были бы получить около 6 млрд грн в год компенсации, тогда как объем их всех инвестиционных программ — 10 млрд грн. То есть, у ОСР попросту заберут 60% денег, которые компании планировали направить на модернизацию сетей.

С этого года для облэнерго начала действовать система RAB-регулирования, которая позволяла инвестировать в развитие сетей на 30% больше средств. Но новое ПСО полностью нивелирует ее эффект, поскольку после выполнения его у операторов останется меньше денег, чем было даже до введения такого регулирования. А RAB-регулирование, по словам Омельченко, — это реформа, которая направлена на интеграцию украинской энергосистемы с европейской, и отказ от нее означает отказ от интеграции, к которой Украина готовилась последние 4 года.

Введение компенсаций дешевых тарифов на электроэнергию за счет операторов распределения сетей ударит по крупнейшим украинским олигархам. Ведь ОСР — это бывшие облэнерго, до момента разделения их на ПУПы и ОСР. Например, ДТЭК Рината Ахметова владеет компаниями ДТЭК Киевские электросети (бывшая "Киевэнерго"), ДТЭК Днепровские электросети (бывшая "Днепроблэнерго"), ДТЭК Донецкие электросети (бывшая "Донецкоблэнерго"), ДТЭК Киевские региональные электросети (бывшая "Киевоблэнерго") и ДТЭК Одесские электросети (бывшая "Одессаоблэнерго"). Также владельцами экс-облэнерго являются Константин Григоришин, Игорь Коломойский, Игорь Суркис и государство, которое владеет контрольными пакетами акций (более 51%) в шести облэнерго и пакетами по 25% акций в четырех компаниях.

Все равно заплатит потребитель

Поскольку новая модель ПСО предполагает взимание денег с операторов систем распределения, то те перенесут свои затраты на цену электроэнергии для промышленности, а значит — будет рост цен на товары и услуги. Ольга Буславец подсчитала, что при 40 млрд кВт-ч потребления электроэнергии бытовыми потребителями в течение года, дефицит средств, который возникнет от снижения цены на электроэнергию для населения на 24 копейки, составит 9,6 млрд грн, и будет покрываться за счет операторов системы распределения, которые, в свою очередь, повысят тарифы для небытовых потребителей. "Таким образом, сэкономив среднестатистически 40 грн в месяц, население значительно большую сумму заплатит за подорожавшие товары и услуги", — сказала она.

Когда ждать обвала

Новой схеме ПСО, которая якобы должна обеспечить реализацию решения по снижению тарифа, предрекают жизнь недолгую. "Если сегодня Кабмин предлагает понизить стоимость электроэнергии до 1,44 грн за 1 кВт-ч, то в следующем году вынуждены будем ее поднимать до 2,3-2,4 грн для всех слоев населения", — считает председатель Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко.

Сохранение правительством максимального тарифа на электроэнергию на уровне 1,68 грн на фоне того, что цены на газ значительно выросли, будет толкать население принимать очевидное решение — переходить на электроотопление. "Однако рано или поздно сумасшедший популизм обвалится и люди, которые перейдут на электроотопление, заплатят за свое тепло в разы больше. Потом они снова будут требовать преференций, блокировать дороги, поскольку "правительство их обмануло", — предупреждает Святослав Павлюк.

При этом цены на электроэнергию для бытовых потребителей в Украине на сегодня даже без снижения — самые низкие в Европе. Например, 1 кВт-ч в странах ЕС в среднем стоит 6,6 грн. Впрочем, и этот факт не дает простого ответа, что делать с расценками для украинцев. Тариф дает представление о европейском контексте, однако "в лоб" цены сравнивать, конечно, некорректно, поскольку речь идет о прайсе на отмежеванном от ЕС украинском рынке, который нужно пересчитывать с учетом внутренних цен.

    Реклама на dsnews.ua