• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

"Уровень черного". Почему в фильме, который Украина отправит на "Оскар", нет ни одного слова

Режиссер Валентин Васянович рассказал "ДС" о работе над "Уровнем черного", новом законе о кино и ленте о будущем Донбасса
Кадр из фильма "Уровень черного"
Кадр из фильма "Уровень черного"
Реклама на dsnews.ua

В четверг, 31 августа, в прокат выходит новый украинский фильм - экспериментальная драма "Уровень черного".

Досье: Автор фильма Валентин Васянович родился 21 июля 1971 г. в Житомире. Окончил музыкальное училище им. Виктора Косенко. Профессиональный путь в кино начинал в КГИТИ им. И. К. Карпенко-Карого, который окончил в 1995 г. с дипломом оператора, а в 2000-м - с дипломом режиссёра документального фильма. Занимался в творческих мастерских кинематографистов Алексея Прокопенко и Александра Коваля, в 2006-2007 гг. учился в Польше в Школе режиссёрского мастерства Анджея Вайды. Дебютным фильмом стала документальная короткометражка "На память" (1998). Неигровая новелла "Против солнца" в 2005 г. получила "Специальный приз жюри" на престижном фестивале короткометражных фильмов в Клермон-Ферране. Васянович дебютировал в игровом кино в 2012 г. с драмой "Обычное дело". В 2014-м выступил оператором наиболее успешного фильма времен независимости "Племя".
"Уровень черного" - это история личного кризиса в жизни 50-летнего свадебного фотографа Кости. Он теряет все, что любил и к чему был привязан: умирают его парализованный после инсульта отец и любимый старый кот, уходит к другому красавица-подруга. Костя всю жизнь фотографирует чужое счастье и прячет старые снимки в подвале. Собственно, мы наблюдаем за тем, как герой - тихо, без излишних страстей - выбирается из полосы невзгод.

Фильм снят неподвижной камерой, на общих или средних планах, без единого слова, диалогов на экране также не слышно. Именно необычность такого визуального решения стала решающим фактором для членов Украинского оскаровского комитета, большинством голосов отправивших "Уровень черного" на соискание премии Американской киноакадемии в номинации "лучший фильм на иностранном языке".

"ДС" поговорила с режиссером Валентином Васяновичем об истории создания фильма.

"ДС" Как появился "Уровень черного"?

В.В. Из-за простого желания что-то снимать. У меня был вынужденный простой, а желание снимать оставалось. А если есть такое желание - берешь камеру, звонишь приятелю-фотографу, идете вместе на улицу, просишь его встать в кадр, нажимаешь "запись", дома смотришь, появляется идея, переснимаешь еще и еще. Потом идешь с ним на документальную съемку, смотришь, как он снимает свадебное платье в студии, снимаешь это на видео, дома пересматриваешь 20 раз и на основе этого пишешь сцену. Потом вновь делаешь кастинг, приглашаешь моделей, организовываешь все заново и делаешь сцену такую, как тебе нужно. Радуешься, что у тебя есть большая и интересная сцена, но что с ней реально делать - не понимаешь. Потом появляется совершенно автономная идея, опять начинаешь съемки, один раз, второй, третий, перерабатываешь... Так мы наснимали штук 15 разрозненных сцен. И вот только после этого они на тайм-лайне склеились сами. Я понял, о чем я снимаю и уже дожимал историю до конца. Именно в процессе съемок появились композиция и финал, я понял, с чего все начинается, выстроил структуру, последовательность эпизодов. То есть никакого сценария не было, а просто записки по отдельным сценам.

"ДС" Получается, вам повезло: сначала нашли героя в жизни, и он в конце концов стал и героем, и главным актером в фильме?

Реклама на dsnews.ua

В.В. Да, я угадал. Костя - мой старый приятель, 20 лет знакомы, раньше вместе фотографами работали. Я увидел, как он танцует на моем дне рождения: он стоял и размахивал руками, как мельница, делал резкие неправильные движения, но они выглядели фантастически. Оказалось, он очень органичен в кадре. У него было много времени и мало работы, у меня такая же ситуация.

"ДС" Чем обусловлен столь специфический стиль фильма - отсутствие диалогов, съемки неподвижной камерой?

В.В. Насчет диалогов я мог бы сказать, что это был для меня вызов, но это не совсем так. Когда органический человек - не актер - открывает рот в кадре, тут-то вся органика и пропадает. Найти человека органичного и в пластике, и в произношении чрезвычайно тяжело. Но предварительного умысла здесь не было, все сложилось уже в процессе съемок. Может быть, сегодня я бы усилил линию отношений Кости с отцом. Я даже придумал несколько дополнительных сцен, но не уверен, что они что-то добавят - тогда фильм стал бы об отношениях между поколениями, а не об одиночестве и утрате.

"ДС" Что такое собственно "уровень черного"?

В.В. В каждой камере есть настройка "уровень черного". Если ее загнать вниз, получится более контрастное изображение, с минимумом полутонов, такой глубокий бархат. А если поднять, будет такое серенькое со всеми деталями. У героя есть тяжелые драматичные моменты, есть более светлые, но в основном же его жизнь - вот такая серо-черная, без контрастов, возрастная градация, кроме финального выхода к небу и свету, как к надежде на изменения.

"ДС" Вы начинали как успешный документалист. Интересно, как вам дался переход от документалистики к игровому кино?

В.В. Мне неигровое кино делать намного тяжелее, сколь бы странно это ни звучало. Проблема с поиском героя, который "вытащит" фильм. По-моему, это дело случая. Я не умею искать таких героев - наверно, не имею нужных коммуникативных способностей, чтобы передо мной люди раскрывались, и потому я снимаю родственников и друзей. На таком интимном уровне мне общаться с незнакомыми людьми сложно. Проще написать, придумать, поставить историю, работая с друзьями. В документалистике ты отснял материал и только можешь что-то поправить на монтаже, не более. А в игровом кино все можно переснять, переделать. Больше инструментов, больше свободы.

"ДС" Но и ответственности больше.

В.В. Да, вызов серьезный, но есть и какая-то внутренняя потребность. В документалистике ты смотришь в камеру и ожидаешь, когда собственно начнется кино. А в игровом у тебя уже идея заложена, ее нужно просто проявить.

"ДС" Как вы могли бы в целом оценить состояние украинского кино?

В.В. На недавнем Одесском кинофестивале у меня впервые появилось ощущение, что наше кино почти подошло к уровню индустрии - исключительно по количеству. Вот сейчас наладилась такая регулярность - по две украинских премьеры в месяц. Она кажется чем-то небывалым, а на самом деле это стандарт. Хорошие, плохие, но по два в месяц. И дальше просто надо держать этот уровень и улучшать качество.

"ДС" Вот с качеством есть проблемы.

В.В. Следует понимать, что у нас все кино дотационное и так будет еще несколько лет. "Уровень черного" был экспериментом не только из-за отсутствия сценария, но и отсутствия финансирования. За полтора года я на все про все истратил $10 тыс. Это очень мало. В последнее время предпочтение в финансировании отдали зрительскому, жанровому кино. На авторское кино дают совсем мало. Я не поддерживаю эту концепцию, ибо я из "маленькой песочницы", но у многих людей, которые хотели работать в жанре, проекты поддержали. Это большая радость, что теперь у нас есть о чем и с кем говорить.

"ДС" И даже есть с кем ссориться.

В.В. Да, настоящая жизнь. Это приносит ощущение счастья. И появляется опасение такое - "только бы все это не закончилось". Новый закон о поддержке кино приняли, он дает много возможностей в том же финансировании, но ведь там в комиссии профессиональные кинематографисты будут в меньшинстве, а в большинстве окажутся финансисты, политики и телевизионщики.

"ДС" О чем будет ваш следующий фильм?

В.В. Зимой хочу запуститься с "Атлантидой". Сейчас дописываю сценарий. Это история о деиндустриализации восточного региона, о городке, построенном вокруг меткобината, и о том, что происходит с людьми, если этот меткомбинат убрать, сделать их свободными. Все это, конечно, на фоне гуманитарной, экологической катастрофы. И время действия - 2025 год. Когда есть ситуация противостояния (друзья и враги), то сразу возникает определенная жанровая конструкция, острый сюжет. А я пишу сценарий о том, что происходит, когда эта черно-белая ситуация закончилась.

"ДС" Думаете, к 2025-му мы вернем себе оккупированные территории?

В.В. Думаю, да. Но они будут уже нежилыми. Пустыня. Главное, впрочем, чтобы тогда у нас еще было кино.

    Реклама на dsnews.ua