• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Распознавание лиц вне закона. Кому больше всех нужны наши селфи и документы

Для западного человека тайна личной жизни неприкосновенна. Даже в эпоху тотальной прозрачности приватность – это не отживший предрассудок
Изображение на экране работы системы распознавания пешеходов и транспортных средств в Китае. Фото: Getty Images
Изображение на экране работы системы распознавания пешеходов и транспортных средств в Китае. Фото: Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Европейский Союз предположительно введет запрет на использование технологии распознавания лиц в общественных местах. Согласно проекту закона, оказавшегося в распоряжении агентства Reuters, мораторий будет наложен на период от трех до пяти лет, в течение которых должна быть разработана система мер по предотвращению злоупотреблений, сформулированы обязательства для разработчиков таких систем, и улучшена сама технология распознавания лиц, чья точность не удовлетворяет власти ЕС.

Впрочем, предусмотрены исключения - для проектов, связанных с безопасностью, и научных исследований.

Для полиции это плохая новость. Никто, наверное, не возлагал так много надежд на новую технологию, как блюстители закона. После того как прошел медовый месяц с повсеместным видеонаблюдением, когда полиция буквально утонула в отснятом материале, который никто не мог вовремя проанализировать, т. е. она никак не помогла предотвратить преступления и сократить их количество - следующей большой надеждой стала система распознавания лиц, которая призвана помочь решить эту проблему. Тем более что есть позитивные примеры - Китай, где системы распознавания лиц настолько хороши, что вылавливают преступников на переполненных трибунах стадионов, и если верить властям, в тех провинциях, где система тотального слежения и распознавания была внедрена, количество преступлений сократилось, а раскрываемость резко повысилась.

Но Китай - это очень специфический пример. На другой чаше весов - штат Калифорния, где недавно был наложен запрет на использование технологии распознавания лиц полицией. Западу она не подходит именно по тому параметру, по которому очень подходит Китаю - приватность. Для западного человека тайна личной жизни неприкосновенна. Даже в эпоху тотальной прозрачности приватность - это не отживший предрассудок.

Конечно, это может выглядеть как плач по волосам отрубленной головы - чего еще о нас не знают соцсети, приложения и всевидящий Google? Системы слежения за нами и так прекрасно работают. Даже если вы навсегда выключили систему локации на своем смартфоне и не пользуетесь приложениями, которые требуют или даже принудительно ее включают, вам не спрятаться от Google, который просто снимает информацию со станций, которые ловит ваш телефон. Только спросите - и вам любезно предоставят список мест, в которых вы побывали в течение последнего года. Очень точно - если вы пребывали в гуще цивилизации, и приблизительно, если вы удалялись в какие-нибудь экзотические места.

Ваши передвижения по виртуальному пространству отслеживаются и фиксируются даже с большей точностью. Тут, конечно, тоже можно запутать следы и исчезнуть на время с радаров, но это требует особых усилий и знаний, которыми многие не владеют, а те, кто владеет, далеко не всегда пользуются.

Ну и соцсети, конечно. Место, куда мы выставляем массу личной информации по собственному желанию. Селфи, путешествия, покупки, политические взгляды, информация о смене работы или партнера, плач о несправедливости шефа или хвастовство успехами детей. И снова селфи, на которых гораздо интереснее рассматривать не ваш новый инста-лук, а то, что у вас за плечом.

Реклама на dsnews.ua

Учтите еще и то, что те, кто предпочитал хранить информацию себя для себя, уходят со сцены, уступая место тем, для кого жить в витрине - обычное дело или даже самая настоящая потребность. Если тебя нет в "Инстаграме" или на "Ютюбе" - тебя нет нигде.

И нам ли печалиться о том, что кто-то сможет фиксировать наши передвижения, узнавать нас в толпе, на митинге или на стадионе?

Да, есть смысл не только печалиться, но даже сопротивляться этому, казалось бы, логичному следующему шагу в наступлении полной прозрачности каждого. Этот смысл описывается всего двумя вопросами: кто сможет нарушать вашу приватность и для чего.

До сих пор главным ее нарушителем остаетесь вы сами. Прямо или косвенно. Прямо, когда выставляете фоточки в "Инстаграм", сообщаете о разрыве с партнером через "Фейсбук" или о смене работы на "ЛинкдИн". Косвенно, когда жмете на accept под пользовательским соглашением, даже не читая все то множество букв. Вам нужно это приложение или этот сайт, и если ему так хочется иметь доступ к вашей камере или GPS-модулю, если он честно предупреждает вас, что использует куки, отслеживающие ваши интернет-передвижения - то пускай. Что вам скрывать?

До сих пор вся слежка за вами происходила при вашем участии и/или с вашего согласия. За это согласие вы получали какие-то бонусы в виде доступа к удобным приложениям или нужной информации. Не знаю, можно ли назвать политику IT-гигантов честной игрой, но по-своему, по-коммерсантски, они честны.

Что вы получите за использование системы распознавания лиц?

Очевидный ответ, который дают главные пользователи этой системы, - государство и его силовые ведомства - безопасность. Но, во-первых, этот ответ апеллирует к заезженной франклиновской коллизии - немного свободы за немного безопасности с полной потерей и того и другого в перспективе. А во-вторых, правда ли, что таким образом можно сильно улучшить ситуацию с безопасностью? И наконец, какие побочные эффекты у этого средства, и не окажется ли так, что побочные эффекты настолько серьезны, что все лечение того не стоит?

Когда коммерческая фирма знает о вас все, это открывает огромные возможности для этой фирмы получить от вас деньги в обмен на ее товары и услуги. Когда государство и полиция знает о вас все - это дает огромную власть государству и полиции. И эта власть совсем необязательно будет использована в вашу пользу. Граждане становятся заложниками власти - ситуация, при которой ничего нет в перспективе, кроме тоталитаризма.

Ну и еще один маленький, но интересный нюанс: как тщательно будет храниться ваша конфиденциальная информация государственными органами? Вернее, как быстро она утечет из полицейских баз данных к тем, кому она будет необходима или даже просто интересна? Не только с коммерческой, но и с любой другой целью, которая понравится вам куда меньше, чем коммерческая.

Увы, я могу с огромной долей вероятности предположить, что ваша информация - такая, о которой вы и сами, может, не знаете или не помните - не будет охраняться, как Форт-Нокс. То есть где-то, может, и будет - там, где власть предпочтет внимательно следить за тем, чтобы ее "кольцо всевластия" не уплыло в неожиданные руки. Но украинцам, например, видевшим в открытой продаже любые закрытые базы данных, про полную конфиденциальность можно не рассказывать. Личные данные граждан, попавшие в руки наших государственных ведомств, не защищены вообще никак. Их можно получить, не особенно напрягаясь, включительно со сканами паспортов, водительских удостоверений, свидетельств о рождении детей - если вам приходилось когда-либо подавать эти документы в электронном виде, можете не сомневаться в их принципиальной доступности для любого интересанта.

Но утечки далеко не всегда бывают нечаянными. Это прекрасное орудие манипуляций. Взять, например, аудиозаписи премьера Гончарука. Может, это премьер говорит. А может, и не премьер. Голос - как усы, его и подделать можно. Пранкеры, вон, сколько народу разыграли. А может, это монтаж - нарезали всякую кулуарную болтовню и склеили в якобы тайное заседание. Как бы то ни было, это вынудило премьера заявить об уходе. Хоть и не уйти.

Но что вы скажете, если по улице идет явно нетрезвый человек, останавливается возле дорогой машины и делает на колесо свои маленькие дела, а система распознавания лиц услужливо - и, разумеется, безошибочно - подсказывает вам, что перед вами известный политик? Утечка из полицейской базы слежения - это, конечно, возмутительно. Но какая все-таки гадость этот ваш политик! Все маленькие грязные тайны, досадные промахи, необдуманные поступки, от которых можно отмахнуться и забыть - мало ли, с кем не случается, все ошибаются, да и все давно забыли, - будут лежать в архиве, могут быть подняты из него в любой момент и выставлены на всеобщее обозрение, буде это окажется политически целесообразно.

Но возможность утечки - только половина проблемы, причем не самая страшная. Конечно, люди, получившие ваши данные, которые вы сами хотели бы скрыть, получают огромную власть над вами. Но первыми среди этих людей станут не воры и не покупатели, а власть - главная и единственная держательница этого бесценного банка информации.

Что вы получите взамен? Почти ничего. Потому что вопреки всем уверениям, система распознавания лиц поможет защитить нас от преступников и террористов не больше, чем существующая система видеонаблюдения. Система распознавания лиц поможет узнать человека, совершившего преступление, причем не со стопроцентной вероятностью. И, возможно, поможет его поймать. Но уже после того, как он совершил то, что совершил. Победные реляции Китая по этому поводу - маркетинговый ход, призванный расположить граждан к технологической новинке. Истинная же цель этой новинки - тотальная слежка за гражданами с целью выявления "слабых звеньев". Система распознавания лиц стала серьезным подспорьем для вычисления рейтинга благонадежности.

    Реклама на dsnews.ua