• USD 39
  • EUR 42.2
  • GBP 49.2
Спецпроекты

Крым, Тайвань и Курилы. Как борьба за карты обессмысливает олимпийские медали

На фоне скучных цифр: кто за сколько проплыл и пробежал, как высоко и далеко запрыгнул и что куда метнул, на Олимпиаде началась забавная картографическая война

Олимпийские медали
Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Впрочем, это только начало. Завершится все, как обычно, большим допинговым скандалом с перераспределением медалей. Так что нас еще ждет немало интересного.

Ни Крыма, ни Курил, ни Тайваня

А началось все с того, что Крым на карте мира, представленной на олимпийском сайте, вдруг оказался российским. Украинская сторона заявила протест, и карту исправили, что вызвало истерику уже у россиян. Но в Москве позабыли, что дело происходит в Японии – и четыре спорных курильских острова на карте внезапно были показаны японскими – чтобы Лавров и прочие российские мидовцы не рассуждали слишком много о "народном референдуме" в Крыму, а премьер Мишустин не ездил на временно оккупированные Россией японские острова с непрошенными визитами.

Причем, в таком показе островов была железная логика: если Крым, оккупированный Россией, но ей не принадлежащий, показан на карте украинским, то и острова, естественно, обозначены как японские – ну, а как же еще?

Напоминание о Курилах вызвало в Москве шок. Мидовская дива Мария Захарова от неожиданности так глубоко вдохнула, что втянула в себя месячную норму аргентинского порошка, после чего избила на камеру манекен с надписью "press", как она утверждала впоследствии — в поддержку российских олимпийцев.

Подстава была еще и в том, что в Кремле полагали, будто сделали японцам предложение неслыханной щедрости – организовать на спорных островах "свободную таможенную территорию" — очередную черную дыру для отмывания и пристройки российских денег на Западе. Мишустин для того, собственно, и был направлен на Курилы: прикинуть, где и как построить отмывочные. Но в Токио кремлевской щедрости не оценили, и снова потребовали все острова целиком.

Впрочем, российские злоключения не были чем-то уникальным. Китай тоже пострадал, хотя и не от Японии, а от недругов из США. Американский телеканал NBC Universal, транслируя церемонию открытия Олимпиады-2020, показал карту, на которой Тайвань и ряд других островов в Южно-Китайском море, которые китайцы считают своими, были отделены от КНР. Консульство Китая в США витиевато возмутилось, упомянув оскорбленные чувства китайского народа и призывав NBC "признать серьезность проблемы и принять меры по исправлению ошибки".

Реклама на dsnews.ua

Гибридизация спорта

Гибридность, в отличие от конвенциональности, ломает правила и рамки, и выдает себя за нечто иное, чем является на самом деле, натягивая чужую шкуру. Так, гибридная война выдается за мир и внутренние волнения в атакуемой стране. Гибридная пропаганда выдается, в числе прочего, и за спорт. А что при этом "спорт высоких достижений"? А его давно уже нет. В том числе и Олимпиады — как спортивного ристалища.

Олимпиада, по сути, превратилась в трибуну для политических деклараций, где даже спортивная, на первый взгляд, победа служит только сиюминутным поводом для очередного политического заявления. При этом, ковать заявления на основе победы нужно быстро, поскольку сама победа перестала быть чем-то абсолютным. Она зыбка и непостоянна, и в любой момент может превратиться в допинговое поражение, которое тоже можно и нужно отыграть как повод для последующего политического заявления. Лишение медали из-за использования допинга, бывшее сначала делом неслыханным, а затем — хотя и возможным, но исключительным случаем, постепенно стало рядовой практикой. И Россия лидирует в этой практике не потому, что она — островок бесчестности в окружающем ее честном мире (хотя и этот фактор вносит свой вклад, при том, что и мир не идеален), а по причине технической и фармакологической отсталости, помноженной на аномальное с анатомической точки зрения расположение рук исполнителей. Последнее, кстати, тоже вызвано общей российской отсталостью и низким уровнем организации.

При этом, падение интереса к Олимпиаде как к спортивному мероприятию, носит глобальный характер. Так, в США церемонию открытия смотрели всего 17 миллионов телезрителей, что на 36% меньше, чем в 2016 в Рио-де-Жанейро, хотя и тогда Олимпиада оценивалась как провальное мероприятие.

И если в Украине интерес к Олимпиаде отчасти подпитывается острым желанием самоутвердиться в глазах мира, демонстрируя своих атлетов под своим флагом (опять-таки, чисто политические факторы!), то Россия в Олимпиаде формально вообще не участвует. Участвуют спортсмены из России, команда Российского Олимпийского комитета, ROC, которую уже ласково окрестили "Руко*опой Окраиной Китая". Не удивительно, что 97% россиян не знают по имени ни одного участника Олимпийских игр-2020 в Токио, а спортсмены выступают, главным образом, для себя. Таким образом, политические игры вокруг Олимпиады – единственное, что еще доступно России.

Впрочем, дело, повторю, не в одной только России. Тенденция глобальна. Олимпиада окончательно перестала быть спортом, а стала лишь цепочкой информационных поводов и трибуной для каких угодно заявлений, которые при иных обстоятельствах не вызвали бы к себе особого интереса. Так, по числу открытых ЛГБТ-спортсменов Олимпиада в Токио бьет все рекорды прошлых лет: квир-сообщество представляют 142 атлета из 25 стран. ЛГБТ, признаться, всем изрядно уже надоели и новости о них никому не интересны – а тут появился такой чудесный повод напомнить о себе.

Помимо российской ROC на Олимпиаде засветилась (во второй раз) еще одна формально негосударственная команда – команда беженцев от политических преследований из разных стран мира. Это уже откровенная заявка на политическую трибуну, и одновременно – на новую тенденцию. В самом деле, кто сказал, что члены МОК могут представлять только государства? Ничего подобного в его уставе и близко нет!

Суммируя сказанное, можно предсказать качественное изменение состава участников Олимпиад. Помимо государств, в их числе будут все чаще появляться и негосударственные организации. При этом, и тут будет присутствовать гибридность. Часть таких организаций будут прикрытием для государств, явно стоящих за их спиной, вроде российской ROC. Часть – инструментами политического давления и манипулирования, за контроль над которыми будет идти борьба — такими, как команда беженцев. Кстати, почему бы не появиться и командам разного рода ТНК, а также правительств в изгнании/непризнании, вроде нынешнего тихановско-белорусского? И, разумеется, на Олимпиады повалят легальные объединения, созданные по самым разным формальным поводам и интересам, но скрывающие за собой по факту всевозможный маргин: группы непризнанных государств, какие-нибудь новые, еще не добившиеся места под социальным солнцем, меньшинства, требующие признания и/или декриминализации и т.п. Борьба за право на участие таких групп в очередной Олимпиаде будет занимать все время между ними, превратив Олимпиаду, проводимую раз в четыре года, в гибридно-спортивное событие нон-стоп.

    Реклама на dsnews.ua