Как люди с инсулинозависимым диабетом переживают войну или что известно о героях проекта "Диабет — не приговор"

В ноябре 2021 года ко Всемирному дню борьбы с диабетом был создан арт-проект "Диабет – не приговор". Его героями стали люди с диабетом, живущие полноценной жизнью. Целью проекта было определено — "разрушить мифы о диабете и опровергнуть недостоверную информацию, которая распространяется в интернете"

"Диабет — не приговор"

Авторами проекта выступили "Ассоциация лидеров устойчивого развития" совместно с Киевским благотворительным фондом "Диабетик" и фармацевтической компанией "Ново Нордиск Украина" при поддержке Киевской городской государственной администрации, Министерства здравоохранения Украины, Национального университета здравоохранения Украины им. П.Л. Шупика, компании "Аку Чек Украина" и сети аптек "Аптека 9-1-1", передает "ДС".

Выставка фоторабот известного фотохудожника А. Мордерера состоялась в центре столицы возле здания Киевской городской государственной администрации в ноябре прошлого года и была опубликована на сайте журнала Мэри Клер. Диабет не приговор (marieclaire.ua)

Спустя почти год после старта проекта, организаторам стало интересно, как его герои смогли справиться с заболеванием во время войны России против Украины, которая началась 24 февраля 2022 года. И что думают эксперты по поводу того, как война повлияла на здоровье людей с хроническими заболеваниями.

Три в одном

Все мы помним ажиотаж и панику первых дней войны – закрытые аптеки, массовый выезд людей из городов, первыми претерпевших удар со стороны врага. Очереди на границах, безумный поток людей в западную Украину. За считанные дни страна практически осталась без лекарств и без помощи – многие специалисты, спасая свои семьи, уехали за границу. Больницы и поликлиники перестали принимать пациентов. Все три ключевых фактора риска для людей с диабетом, способных ухудшить состояние их здоровья, начали работать одновременно не в пользу пациента:

  1. Перебои с доставкой еды. В некоторых городах это чувствовалось особенно сильно.
  2. Перебои с снабжением лекарств и средств для контроля глюкозы в крови.
  3. Стресс, усиливший течение болезни.

Как для вас началась война и был ли запас необходимых лекарств на тот момент?

Татьяна Довгалюк, мама Никиты 17 лет, живущая с диабетом:

Война нас застала врасплох. 24 февраля мы проснулись от взрывов и красного зарева за окном. Поняли, что началась война. Сосед предложил спрятать детей у него в подвале. Мы согласились. Уже потом вспомнили, что забыли взять инсулин. На фоне стресса сахар у Никиты сильно упал. После ночи под обстрелом решили ехать в западную Украину. Собрали все запасы, которые были дома – затратные для помпы, шприцы, тест полоски… Когда уже добрались до Хмельницкой области, выяснилось, что забыли зарядное устройство для передачи уровня сахара и сами сенсоры. Но местные волонтеры нам помогли.

Екатерина Тимошенко, диабет 1 типа, телеведущая, 37 лет

К моменту начала войны у меня был большой запас лекарств на месте. Я всегда делаю запасы. Уже давно имею такое правило. Эта привычка спасла меня. Запасы помогли избежать дефицита. Некоторым лекарством я делилась со своими знакомыми в Украине. Запасов хватило для отъезда за границу. Там уже покупала все, что нужно по рецепту врача.

Кривощеков Валерий: актер, диабет 1 типа, 33 года

К сожалению, я не успел запастись лекарством. И к моменту начала войны у меня практически закончился инсулин. Пришлось стоять целый день под грохот сирен в очереди в аптеку. Взял сразу столько, сколько смог, но это все равно не было большим запасом.

Ярмолицкая Ольга: доктор экономических наук, профессора, 39 лет, диабет 1 типа

В нашей стране война началась в 2014 году. С этого времени я стараюсь быть максимально собранной и подготовленной. Дома всегда есть запас нужного лекарства на 3-4 месяца. Поэтому механизм экстренных сборов был продуман заранее. Документы, деньги и инсулин – это то, что берется прежде всего. Как и вся страна, мы проснулись от взрывов. К такому невозможно быть готовы ни морально, ни физически. Это был стресс для всех.

Полина Пикус: волонтер, биотехнология, диабет 1 типа, 27 лет

Я живу с диабетом с детства и уже сталкивалась с ситуацией, когда инсулин было трудно найти. Поэтому у меня дома всегда есть запас необходимых лекарств. 24 февраля мой муж — военнослужащий сказал, что началась война и пошел воевать. Я осталась одна. Через 3 дня я собрала все свои запасы лекарства и прошла 28 км пешком, чтобы выехать из Киева к родителям в Днепровскую область. В то время, когда люди пытались унести как можно больше вещей с собой, я несла с собой только инсулин – не зная будущего, я понимала, что только от этого зависит моя жизнь.

Какие уроки вы извлекли после всего, что пережили с начала войны, что можете посоветовать другим с диабетом?

Екатерина Тимошенко: У меня маленький ребенок, поэтому держался как мог. На фоне стресса прыгал сахар, пропал сон, аппетит. Но я старалась максимально организовать свой день. Это помогло мне не выйти из режима и сохранить баланс. Ну и постоянный контакт с врачом. Несмотря на происходящее, мы постоянно были на связи. Это давало уверенность и поддерживало в трудные минуты. Вывод прост – запас лекарств и четкая организация пространства и времени. Это помогает оставаться в тонусе и контролировать свое состояние.

Татьяна Довгалюк, мама Никиты 17 лет, с диабетом:

Ночи в подвалах, стресс привел к тому, что сахар у Никиты то стремительно рос, то падал. Начались проблемы с инсулином. Собирали по крохам в разных городах, но проблемы были в доставке лекарства. Очень помогло диасообщество. Поэтому основной совет всем живущим с диабетом – добавляться в группы и сообщества. Иногда это может спасти жизнь. На стресс из-за войны наложился стресс из-за выпускных и вступительных экзаменов. К моему удивлению, детям с диабетом на западной Украине не были предоставлены специальные условия для сдачи экзамена для людей с диабетом – отсутствовал медицинский работник, а также не разрешили взять с собой глюкометр и тест-полоски. На это следует обратить особое внимание Министерству образования Украины. В целом же, когда по крохам решаешь те или иные проблемы, нормализуется общее состояние и сахар возвращается под контроль.

Валерий Кривощеков:

Конечно, война – это стресс. Но я годами копил список сериалов и фильмов, которые хотел посмотреть, но времени не было. Сейчас эти фильмы и сериалы отвлекли меня от ужасной реальности. Главный урок, который я извлек – нужно быть готовым ко всему. Особенно если у тебя есть хронический диагноз. Запас лекарства всегда должен быть. Я это точно понял.

Ярмолицкая Ольга:

Главный урок, который я извлекла не связанный с диабетом – мы должны хорошо знать свою историю, знать своих героев. Должны учиться проводить параллели и знать свои корни. Это ответит на многие вопросы. Следующий вывод, который я сделала – материальные ценности не имеют никакого значения. Ты можешь однажды все потерять и все, что с тобой останется и что имеет значение – это родные, ты сам и твое здоровье, и родина. А также, конечно, тот факт, что я была подготовлена ​​по поводу обеспечения лекарствами имеет большое значение. Ждем победы!

Полина Пикус:

Со стрессом мне не удается справиться и по сей день. Переживаю за мужчину, родных. Успокоюсь тогда, когда последний оккупант покинет нашу землю. Единственное, что помогает – работа. Как-то отвлекает от происходящего ужаса. Ну и выводы, которые я сделала – никогда не забывать обо всем происходящем с 24 февраля, еще больше любить свою родину и ценить ее, быть благодарным за все, что есть. Пока для меня материальный мир полностью обесценился. Собственное здоровье, здоровье и безопасность моих близких – это самое важное.

Западные страны и международные компании помогают Украине победить в войне не только на фронте, но и в борьбе с серьезными хроническими заболеваниями.

К моменту начала войны России против Украины, в стране проживало 2,3 миллиона человек с диабетом (Данные международной диабетической ассоциации), из них 230 000 — инсулинозависимых. Последние события, развивавшиеся на фоне военных действий, имели еще более трагическую окраску для людей с инсулинзависимым диабетом. Приходилось бороться за жизнь ежедневно не только с внешним врагом, но и с диагнозом, который предполагает постоянный контроль уровня глюкозы в крови и применения препаратов.

Людям с диабетом очень важно постоянно посещать врача, который будет наблюдать за течением болезни и помогать контролировать уровень глюкозы, чтобы предотвратить серьезные последствия. Благодаря Telegram-каналам с круглосуточной онлайн-поддержкой врачей по всей Украине и за рубежом, которые создали медицинские центры в самом начале войны, врачи практически круглосуточно доступны онлайн.

"Конечно, с начала войны государство, врачи и бизнес делали все, что возможно для поддержки пациентов с диабетом. Инсулин начали выдавать бесплатно по рецепту. Первые недели были перебои со снабжением лекарствами, но благодаря западным компаниям, таким как Ново Нордиск, например, которые поставили в Украину огромную партию инсулина, кризиса удалось избежать, сейчас мы видим, что пациентов с диабетом в Украине стало больше. пациентов В настоящее время в больницу чаще обращаются люди, которым требуется коронарное шунтирование, большинство из них — с недиагностированным сахарным диабетом, я горжусь нашими врачами и работниками аптек, которые в горячих точках оставались на своих местах, несмотря на угрозу жизни, вели прием, делали операции. Большую роль бесспорно сыграли и волонтерские организации и бизнес, помогая миллионам л. иудей с хроническими заболеваниями", — отметила Яна Саенко, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник отдела кардиоваскулярной диабетологии, врач эндокринолог высшей категории ГУ "Научно-практический медицинский центр детской кардиологии и кардиохирургии Минздрава Украины.

Пока проблем с поставкой инсулина в Украину нет. Лекарство выдается бесплатно по рецепту врача в соответствии с программой реимбурсации "Доступные лекарства". Люди, покинувшие свои дома и переехавшие в западную Украину, имеют возможность обратиться в волонтерские центры и местные больницы для консультаций специалистов и получения необходимых медикаментов. Ситуация на оккупированных территориях намного сложнее, поскольку есть значительные ограничения в доступе к лекарствам и специалистам. Беженцы за пределами Украины обеспечиваются всем необходимым преимущественно благодаря помощи национальных диабетических ассоциаций, входящих в IDF Europe, и государственной поддержке, выделяющих страны для временно перемещенных.