• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Коронавирусный лосось. Как Китай превратил Covid в инструмент внешней политики

Covid-19 стал новым китайским инструментом оказания давления и ведения торговой войны с "врагами"

Реклама на dsnews.ua

В Китае продолжают проводить эксперименты над Covid-19.

"Желтушное" начало материала, не правда ли? С претензией на сенсацию.

Как, впрочем, и те эксперименты, которые сегодня проводят в Пекине. Речь не о неких лабораторных изысканиях (хотя отчасти и о них тоже), а прежде всего об информационных экспериментах компартии. С ее подачи коронавирус переживает новую мутацию. Теперь медийную.

Весной—летом этого года, напомним, Пекин в кооперации с россиянами и иранскими аятоллами разворачивал кампанию по дезинформации, в рамках которой они среди прочего обвиняли Соединенные Штаты в том, что те якобы "подсадили" коронавирус в Ухань.

Когда информпространство насытили фейками, в которые некоторые, особенно из числа сторонников теорий заговора, поверили, в Пекине взялись за новую концепцию.

Через доступные медиаинструменты Китай принялся энергично замыливать глаза европейцев рассказами о том, как он успешен в борьбе с пандемией и какой он вообще молодец — всем помогает. Правда, картину подпортил отказ ряда стран (Нидерландов, Испании, Бельгии, Турции) от некачественных китайских масок и тестов.

Практически сразу в Пекине приступили к третьей фазе информационного применения коронавируса. Одним из первых подопытных стал Казахстан, который посмел свернуть сотрудничество с КНР в рамках "Одного пояса, одного пути" ввиду откровенного посягательства Пекина на его территории.

Реклама на dsnews.ua

Как ответили в Китае? С начала июля на официальном уровне принялись распространять сообщения о вспышке в Казахстане нового страшного и смертельного вируса, вызывающего пневмонию.

В этом качестве вирусы Поднебесной используются теперь не только на соседях, непосредственно входящих в зону политического и экономического влияния Китая, но уже и на любых государствах, чем—то ее оскорбивших. Например, на Бразилии и Норвегии.

Крылышки Жаира

В случае с Бразилией предыстория была следующей: в апреле сын бразильского президента Жаира Болсонару, конгрессмен Эдуарду Болсонару в Twitter окрестил Covid-19 "китайским вирусом".

В Поднебесной к такой формулировке очень трепетно относятся. Каждый раз, когда президент США Дональд Трамп и представители его администрации упоминали "китайский вирус", Пекин выплескивал бурю эмоций.

И тут оскорбление нанес сын президента-популиста, который равняется на Трампа. Хотя Болсонару не всегда был таким…антикитайски настроенным. Он как флюгер то оскорблял Поднебесную, то мирился и получал от Пекина поддержку в виде инвестиций или участия в нефтяных аукционах.

Но Китай осознал, что Болсонару стоит держать в ежовых рукавицах и гасить его стремление к дружбе с Трампом. Отсюда, отчасти, и жесткая реакция КНР на слова Эдуарду Болсонару, которую 15 мая выразил в статье для O Globo генконсул Ли Ян.

Китайский дипломат довольно резко поинтересовался, не промыли ли американцы мозги сыну президента, а также пригрозил тем, что Китай может на самом деле стать ужасным врагом для любой страны, которая будет твердить о том, что КНР — "ее враг".

Месть Пекина не заставила себя долго ждать. Уже 13 августа правительство города Шэньчжэнь заявило, что на замороженных куриных крылышках, импортированных из Бразилии, обнаружен коронавирус.

Норвежский лосось

Невооруженным глазом видно, что с лета Китай принялся перекладывать ответственность за распространение коронавируса на Запад в целом и на Европу в частности. В июне в Пекине случилась очередная вспышка Covid-19. В Китайском центре по контролю и профилактике заболеваний позднее заявили, что вирус в столицу пришел из Европы.

Тогда же в СМИ появилась информация о том, что Covid-19 обнаружили на разделочной доске одного из японских (ввиду состояния отношений Пекина с Токио это уточнение вряд ли случайно) ресторанов, на которой разделывали импортного лосося. В частности из Норвегии и Чили.

Как результат, поставки рыбы сократились: китайские рестораны отменяли свои заказы. Несмотря на то, что и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), и Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) и Норвежский совет по морепродуктам заявили, что через продукты вирус распространяться не может.

Да и китайские власти признали, что импортный лосось нельзя винить в распространении Covid-19 в Пекине.

Однако спустя несколько месяцев КНР резко изменила свое отношение к норвежской рыбе. 8 сентября ряд новостных лент опубликовал материалы со ссылкой на новое исследование Южно-Китайского сельскохозяйственного университета и Гуандунской академии сельскохозяйственных наук о том, что вызывающий Covid-19 вирус SARS-CoV-2 может прожить на рыбе до восьми дней при температуре в четыре градуса по Цельсию. Такая температура поддерживается в процессе транспортировки незамороженной продукции.

Авторы работы размышляют о потенциальной угрозе распространения вируса на рынках морепродуктов. Они также подчеркивают, что первая вспышка коронавируса зафиксирована была на таком рынке "Хуанань" в Ухане. А вторая вспышка — в Пекине — связана якобы с рынком морепродуктов "Синфади".

Примечательно то, что в самом исследовании, препринт которого опубликован 6 сентября, ни Норвегия, ни Бразилия не упоминаются вообще. По всей видимости, перед учеными не стояла задача выступать с конкретными обвинениями.

Эту миссию на себя взяли СМИ. И если Bloomberg, например, также ни словом не обмолвился о Норвегии или Бразилии, то вот некое издание Eat This, Not That!, чей материал также был опубликован на портале Yahoo Life, напрямую связало это исследование с норвежским лососем и бразильскими крылышками.

Информация подается таким образом, что американские ЦКЗ и Управление по продовольствию и медикаментам (FDA) могу ошибаться, заявляя, что коронавирус через продукты питания не распространяется. Мол, могут появиться доказательства обратного. Благодаря светлым умам из Китая, естественно.

В материале Eat This, Not That! бразильские куриные крылышки лишь просто упомянуты. Что дает основания предполагать, что у них все еще впереди. Все зависит от того, как будет вести себя Жаир Болсонару.

Основное же внимание уделяется именно норвежскому лососю. Почему же?

Для начала отметим, что "лососевые войны" с Норвегией для Китая — не в диковинку.

В 2010 г., когда Нобелевский комитет присудил премию мира китайскому диссиденту Лю Сяобо, Китай отреагировал весьма бурно (пусть и безрезультатно), в том числе введением строгого контроля над импортом норвежского лосося. Из-за чего большая часть ввезенной в КНР рыбы попросту сгнила на складах.

Очень уж Пекин зацепило решение Нобелевского комитета, якобы подрывающего целостность и силу режима.

И это было отнюдь не впервые. В 1989 г., когда Далай Лама к раздражению КНР, стал опять-таки лауреатом Нобелевской премии мира, Пекин угрожал Норвегии разрывом экономических отношений и отказывался вести переговоры с руководством этой скандинавской страны.

И вот год 2020-й. И снова "Нобелевка" мира. Теперь ее может получить "народ Гонконга". Причем номинировала его в октябре 2019 г. норвежская депутат Гур Мэлби.

Пекин решил реагировать по старинке — мстить рыбе, поскольку иных аргументов, достаточно весомых для северного королевства у него нет. Точнее не было. До пандемии коронавируса.

Китайская инквизиция

Исследование китайцев как таковое имеет крайне ограниченную практическую пользу. О том, что Covid-19 около недели может жить на различных поверхностях, известно уже давно.

И что теперь? Давайте избавим мир от всех поверхностей и будем жить в абстрактностях китайского рыночного коммунизма?

Впрочем, достаточно просто отказаться от норвежского лосося, дабы Китай еще больше укрепился на мировом рыбном рынке. Учитывая, что Поднебесная с 2002 г. и так является крупнейшим экспортером рыбы и продукции из нее.

В общем, главная цель новых китайских изысканий, отчет о которых готовится к публикации — хайп. Это прежде всего новый и достаточно эффективный инструмент политического давления и ведения торговой войны.

Причем такая медиатехнология по своей структуре весьма незамысловата. Подход простой до невозможности.

Прям как в Темные века, когда утверждение вроде "Земля круглая и вращается вокруг Солнца…" в одночасье опровергалось железобетонным аргументом: "Святотатство!".

Так и сегодня: "Мы дадим Нобелевскую народу Гонконга – Ваш лосось коронавирусный!"; "Нас больше не интересует ваш "Один пояс, один путь — У вас Covid!"; "Вы репрессируете уйгуров! – А у вас…Covid!".

В общем, коронавирус надолго прописался в нашей жизни. И как, собственно, вирус, и как инструмент информационной войны.

    Реклама на dsnews.ua