• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Никто никуда не едет. Почему Байден не отправит назначенца Трампа послом в Украину

Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба сообщил, что администрация нового президента США выберет другого кандидата на пост посла в Киеве

В Украине уже более полутора лет нет посла США
В Украине уже более полутора лет нет посла США / Getty Images
Реклама на dsnews.ua

С момента увольнения Мари Йованович в Украине уже более полутора лет нет посла США.

Процесс, казалось, пошел в мае 2020 г., когда (теперь уже экс-)президент Дональд Трамп официально номинировал на эту должность главу Европейского центра исследований безопасности Джорджа Маршалла, старшего советника по обороне США в Украине Кита Дейтона.

Его кандидатуру в сентябре поддержал сенатский Комитет по иностранным делам. Однако процедура забуксовала — предвыборная гонка была в самом разгаре, и Сенат до сих пор не поставил точку в этом вопросе. По всей видимости, и не поставит в обозримом будущем. В отношении отставного генерала Кита Дейтона — так точно.

Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба в эфире телеканала "Украина 24" 24 января сообщил, что "администрация Байдена будет искать нового кандидата на эту должность".

Следовательно, интересы США в Украине и коммуникацию между двумя странами будет, как и раньше, обеспечивать временная поверенная в делах Соединенных Штатов Кристина Квин, которая руководит американской дипмиссией после ухода Уильяма Тейлора.

Долой назначенцев

Назначение Кита Дейтона, который нравился Трампу, в принципе устраивало и демократов, и республиканцев. Пусть он и не кадровый дипломат, но опыт работы в Украине и России у него имеется.

Реклама на dsnews.ua

Однако с течением времени — в частности, уже после общенациональных выборов в Вашингтоне заговорили о том, что Байден в процессе формирования своей администрации серьезно проредит ряды послов, которых выбрал Трамп.

В первую очередь, это касается политических назначенцев — людей, не имеющих дипломатического опыта и получивших свою должность в качестве платы за их поддержку.

Для Соединенных Штатов это нормальная практика. Каждая администрация послами в те или иные страны отправляет, помимо кадровых дипломатов, некоторое число политических назначенцев.

Как пояснял в комментарии "Радио Свобода" экс-посол США в Украине Джон Хербст, зачастую последних отправляют в "комфортные страны" в Европе, Азии или Южной Америке, а также — иногда — в НАТО или ЕС.

При Трампе, известном своим недоверием к Госдепартаменту и истеблишменту, по данным Американской ассоциации дипломатической службы, на которые ссылается "Радио Свобода", количество политических назначенцев достигло 43%.

Это рекордный показатель за 46 лет, т.е. со времен администрации Джеральда Форда. Просто до Форда такие данные не собирались.

Байден же четко декларирует и реализует на практике отход от правил, принятых при "дворе" Трампа. Будь это миграционная политика, оборонная или политика в сфере здравоохранения.

Внешняя политика тоже претерпит серьезные изменения. По крайней мере, в контексте механизмов ее осуществления.

Это значит, что новая администрация существенно сократит число политических назначенцев на дипломатических должностях и отдаст предпочтение именно кадровым дипломатам.

Потому от услуг Дейтона, как следует из слов Кулебы, у Байдена решили отказаться. Несмотря на профессионализм генерала и его опыт. К тому же, пусть и условно, но Дейтон — человек Трампа, слухи о возможном назначении которого всплыли еще в конце 2019 г., когда в отношении президента была запущена процедура импичмента в связи с возможным давлением на Владимира Зеленского в попытках получить компромат на Байдена.

Дейтон мог помочь Трампу интенсифицировать переговоры с Банковой по этому вопросу.

И весьма показательно, что генерал во время слушаний в комитете Сената заверял законодателей, что будет дистанцироваться от лиц с ярко выраженными политическими взглядами, т.е. от ангажированных.

Но при этом добавил, что от встречи с верным соратником Трампа Руди Джулиани, участвовавшим в сборе компромата на Байдена, он категорически не отказывался бы.

Потому желание администрации Байдена выбрать другого посла (наряду с другими) вполне объяснимо.

Без иллюзий

Не стоит забывать все же о том, что отношения между Вашингтоном и Киевом нельзя назвать простыми и понятными. В особенности, это касается будущих отношений с новой администрацией.

Для придания им ясности и целостности Белому дому потребуется все-таки кадровый дипломат. Им может быть и Кристина Квин, или даже вступившийся за Мари Йованович фигурант Украиногейта Филип Рикер, чью кандидатуру рассматривал Трампом наряду с Дейтоном.

В любом случае, возможное назначение послом США в Киеве именно кадрового дипломата покажет, что Украина — это одно из приоритетных направлений Государственного департамента и администрации Байдена в целом.

Безусловно, США и Украине необходимо интенсифицировать диалог. Но на то, когда этот процесс начнется, влияют несколько факторов.

Первый и основной: на сегодняшний день у Байдена, являющегося президентом лишь шесть дней, собственных проблем по горло.

Новому президенту нужно расхлебывать последствия трамповой политики раскола и хоть немного помирить американцев друг с другом.

А еще запуск массовой вакцинации от коронавируса Covid-19, утверждение Конгрессом пакета помощи на сумму $1,9 трлн, переформатирование миграционной политики и многое другое.

Украина для Байдена важна. Но следует быть реалистами, как, к слову, рекомендует в том же интервью Дмитрий Кулеба.

"Я хочу, чтобы мы все понимали одну вещь: Байден не просыпается и не ложится спать с мыслью о том, что еще сделать для Украины и какого посла туда назначить", — подчеркнул украинский министр.

Кроме того, есть и второй фактор — это сигнал офиса Зеленского о готовности к продуктивному диалогу с новой администрацией. И сигнал достоверный, а не декларативный.

Пока же такой готовности нет. На что указывает ситуация с фигурантом санкционного списка США и членом фракции президентской партии Александром Дубинским, который ответил отказом на просьбу президента покинуть эту самую фракцию.

Может Зеленский, на самом деле, и пытался добиться выхода Дубинского из фракции, но попытка вышла неубедительной. Влияния на свою партию, по крайней мере, на ее часть, у президента нет.

Да и не только на партию. Украинский президент, как известно, стремится выглядеть эффективным и сильным лидером, который и тарифную политику определяет, и "чертей" Службой безопасности пугает.

Однако в случае с "пленками Деркача", за причастность к которым в отношении Дубинского, собственно, и ввели санкции, президент не особо торопится стимулировать конкретные шаги своего правительства. И в истории с Дубинским гарант, получается, снова продемонстрировал свою лидерскую слабость.

"Украинская правда" пишет: "Зеленский Дубинскому заявил, что он должен уйти из фракции, чтобы не подставлять "Слугу народа" под удар и отметил, что предупреждал нардепа еще до санкций, чтобы тот не лез в тему пленок и не связывался с Деркачем, ибо тот – агент ФСБ". Если это так, то что выходит? Президент Украины знает, что в Верховной Раде сидит агент ФСБ, но почему-то никто ничего не предпринимает. Уже Соединенные Штаты санкции ввели против Деркача и назвали его агентом российских спецслужб, а президент до сих пор "не позвонил Баканову".

Это вот как раз и есть яркое подтверждение тому, что Вашингтону и Киеву еще очень многое предстоит обсудить. И после символической порки американским Минфином на Пенсильвания авеню, 1600 ожидают конкретных шагов со стороны Банковой. 

    Реклама на dsnews.ua