• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Битва за Киев

Подписание Киевом и Брюсселем соглашения об ассоциации для охваченной кризисом Европы откроет перспективный рынок сбыта, но для Кремля обернется крахо
Реклама на dsnews.ua

Подписание Киевом и Брюсселем соглашения об ассоциации для охваченной кризисом Европы откроет перспективный рынок сбыта, но для Кремля обернется крахом надежд на возрождение СССР. Столь высокая цена вопроса вынудила обе стороны пустить в ход все доступные рычаги влияния ради победы в гонке за украинским трофеем. И, судя по последним решениям и маневрам руководства России и Евросоюза, никто из них отступать не намерен.

Европа сменила гнев на милость

Подготовка к вильнюсскому саммиту в Украине идет полным ходом. Администрация Президента ускорила работу над ключевыми законопроектами, подготовки которых требовал Брюссель. Пропрезидентское большинство в парламенте активно штампует евроинтеграционные законы.

Среди последних наработок новый закон о выполнении судебных решений и независимости судей, назначение перевыборов в пяти проблемных округах, снижение таможенных тарифов на ряд товаров, а также изменения в Уголовный кодекс, смягчающие режим содержания заключенных под стражей.

А ведь еще несколько месяцев назад российское руководство, казалось, имеет все шансы склонить Киев к вступлению, пусть и на особых условиях, в Таможенный союз. На это, среди прочего, указывало июньское обращение Виктора Януковича к парламенту, в котором Президент сместил внешнеполитические приоритеты страны в пользу РФ.

Однако россияне, желавшие ускорить этот процесс, явно передавили. Августовская торговая война четко продемонстрировала, что экономической интеграции двух стран в ближайшей перспективе не бывать.

Евросоюз же, наоборот, смягчил тональность общения с нашей властью. Более того, чего раньше не бывало, активно вступился за Украину, когда наши товары "шерстили" на украинско-российской границе.

Реклама на dsnews.ua

Собственно, эта резкая перемена в политике ЕС на украинском направлении во многом и определила выигрышную сегодня позицию содружества в конкуренции с Россией за Украину.

Ведь, во-первых, из вечно недовольного Киевом жандарма, регулярно отчитывающего своего восточного партнера за несоблюдение прав человека, высокий уровень коррупции, давление на бизнес и политические преследования, Запад превратился в нашего адвоката. И это на фоне нарастающего политического и экономического давления на Киев со стороны России оказалось как нельзя кстати.

Во-вторых, кроме информационной атаки на Москву Евросоюз решил пустить в ход финансовый пряник. В принятой в середине сентября Европейским парламентом резолюции Украине обещано около 1 млрд евро финансовой помощи, который может поступить в страну уже в следующем году.

Конечно, всех проблем нашей казны (по итогам года недопоступления в нее, по экспертным оценкам, могут достичь 40 млрд грн.) такая щедрость не решит. Хотя этот шаг Европарламента можно расценивать еще и как сигнал международным финансовым институтам и, прежде всего, МВФ к восстановлению кредитования нашей страны.

В то же время, Европа дает четко понять, что к "прянику" прилагается условие, от выполнения которого зависит судьба соглашения об ассоциации — это освобождение Юлии Тимошенко. О чем на минувшей неделе напомнил глава мониторинговой миссии Европпарламента Александр Квасневский.

Подписание соглашения об ассоциации снимет, наконец, последние торговые барьеры для европейских товаров на нашем рынке. Расширение рынков сбыта — одна из ключевых задач охваченной экономическим кризисом Европы. К тому же, подписавшись под соглашением, Украина возьмет на себя серьезные обязательства по проведению масштабных реформ во всех сферах, от государственного управления до условий ведения бизнеса.

Причем ход этих преобразований будет проходить под жестким контролем Брюсселя. Так что в итоге ЕС будет граничить на востоке с государством, которое не только ведет предсказуемую проевропейскую политику, но и создало комфортные условия для работы европейских компаний и западного капитала.

Сработали на опережение

Для этого ЕС даже готов на беспрецедентные шаги, а именно, запустить в действие соглашение об ассоциации сразу после его подписания. Соответствующий пункт упомянут в той же резолюции Европарламента.

Хотя устоявшийся порядок вступления в силу такого рода договоров предусматривает обязательную их ратификацию всеми странами содружества. А данный процесс может затянуться как минимум на несколько лет, а то и вовсе провалиться. И в этой связи возникает логичный вопрос: чем же Украина заслужила такую благосклонность Евросоюза?

Во-первых, европейскую решительность подстегнула активизация России, решившей во что бы то ни стало не допустить подписания Украиной договора об ассоциации с ЕС.

Нет сомнений, что в Брюсселе успели ознакомиться с попавшей еще в августе в отечественные СМИ стратегией, направленной на принудительный внешнеполитический разворот Киева в сторону Москвы.

Этот документ, среди прочего, предусматривает разжигание междоусобной войны в "сине-белом" лагере и ослабление позиций команды Виктора Януковича во власти. А в этом случае многолетняя программа восточного партнерства ЕС и Украины оказалась бы под серьезной угрозой, а европейские производители рисковали так и не дождаться свободного доступа на столь перспективный рынок.

Последние события в Украине (инициирование коммунистами референдума, информационная активность пророссийской пятой колонны Кремля, попытка создать депутатскую группу в Раде за интеграцию в ТС) показали, что упомянутая стратегия уже запущена в действие.

Таким образом, еврочиновники, скорее всего, решили сыграть на опережение. Их логика довольно проста: лучше интегрироваться с Украиной далекого от демократии Януковича, чем еще десяток лет ждать прихода к власти "хороших" управленцев.

Во-вторых, подтолкнуть ЕС к сближению с Киевом мог внезапный разворот в сторону Таможенного союза Армении. О подготовке к вступлению в это содружество в начале сентября заявил глава государства Серж Саргсян.

Хотя ранее его страна, как и Украина, планировала на ноябрьском саммите ЕС подписать соглашение о зоне свободной торговле с Брюсселем.

И, вполне вероятно, что этот провал Евросоюза усилил страх его руководства перед возможной потерей еще и Украины.

Также нельзя исключать и возможного влияния США на позиции ЕС в украинском вопросе, тем более что к мнению Вашингтона в Брюсселе всегда прислушиваются.

Отношения Белого дома и Кремля на фоне сирийского кризиса продолжают ухудшаться. И если Россия не позволяет американцам начать новое военное вторжение на Ближнем Востоке, то, вполне вероятно, что в ответ США решили надавить на руководство ЕС в отношении Украины.

Кроме того, подыграв Киеву в стремлении покинуть сферу влияния Москвы, Вашингтон может серьезно ослабить геополитические позиции РФ на постсоветском пространстве. К чему США всегда стремились.

Кремль меняет тактику

Противопоставить что-либо существенное своим внешнеполитическим конкурентам Россия пока не смогла. Именно поэтому в схватке с ЕС Москва находится в роли догоняющего, шансы которого на успех тают с каждым днем. Торговая блокада, которую РФ применила к украинским товарам в августе, должного политического эффекта не возымела.

Активизация пророссийских организаций также пока дает немного. При этом Москва не желает идти на политические и финансовые уступки Киеву, как это делает Брюссель. Даже тема цены на газ пока что провисает, хотя, казалось бы, более благоприятного случая для начала диалога о снижении стоимости голубого топлива для нашей страны уже не будет.

Впрочем, и в Кремле начали понимать неэффективность проводимой в отношении Украины политики старшего брата. Об этом, в частности, свидетельствует готовящееся назначение бывшего вице-премьера Владислава Суркова куратором российско-украинских отношений.

С этим кадровым решением политика Москвы на украинском направлении может измениться кардинальным образом. Ведь г-н Сурков, которого называют серым кардиналом в команде Путина, известен своим умением находить компромиссы и добиваться желаемого результата.

Но при этом не прощает обид, о чем свидетельствует опыт бывшего владельца нефтяного гиганта ЮКОС Михаила Ходорковского. В 90-е г-н Сурков был его партнером по бизнесу, но позже рассорился и ушел работать помощником президента к Владимиру Путину.

Поговаривают, что именно с подачи Владислава Суркова г-н Ходорковский в 2003 г. оказался за решеткой, а его нефтяная империя была разрушена. Также новый куратор Украины известен своими организаторскими талантами, в частности, он стоял у истоков создания партии "Единая Россия".

Возможно теперь, наконец, РФ перейдет от давления и угроз к диалогу. Хотя пространство для маневра у Владислава Юрьевича будет не очень велико. Ведь сорвать подписание соглашения об ассоциации Украина–ЕС ему уже вряд ли удастся.

Следовательно, Россию ждет самое крупное внешнеполитическое поражение на постсоветском пространстве за последние два десятилетия. Но после подписания соглашения об ассоциации РФ наверняка усилит проработку Украины, дабы надавить на все наши болевые точки и вырвать из европейской орбиты.

Чеченский смотрящий

Владислав Сурков (1964 г. р.) — один из самых влиятельных людей в России: его называют правой рукой Владимира Путина.

Биография политика пестрит белыми пятнами. Например, в официальных данных местом его рождения значится село Солнцево Липецкой области. Но, по данным российских СМИ, Сурков (имя при рождении Асланбек Дудаев) родом из Чечни.

Сурков имеет высшее экономическое образование (окончил Международный университет Москвы, получив степень магистра экономических наук). С середины 80-х занимался частным бизнесом.

В 1987 г. руководил рекламным отделом Центра межотраслевых научно-технических программ под началом Михаила Ходорковского, с которым тесно связано последующее десятилетие его карьеры. В частности, в 1991–1996 гг. он работал в команде Ходорковского в руководстве Объединения кредитно-финансовых предприятий "Менатеп" (отвечал за пиар и рекламу).

В 1996–1997 гг. руководил Департаментом по связям с общественностью ЗАО "Роспром", а позже занимал пост первого заместителя председателя совета Альфа-Банка. Следующий год отвечал за информационную политику ОАО "Общественное российское телевидение", а в 1999 г. назначен заместителем (с 2008 г. — первый зам) главы администрации президента.

В этот период Сурков работал над созданием и развитием партии "Единая Россия", формированием провластных молодежных движений "Идущие вместе" и "Наши", разрабатывал инновационный проект "Сколково".

В 2011 г. назначен на должность вице-премьера (курировал СМИ, юстицию, суды, прокуратуру и религиозные организации), которую оставил в мае этого года "по собственному желанию".

Между серпом и молотом

Геополитическая конкуренция между Европейским Союзом и Россией за влияние на наше государство переходит в стадию открытых боевых действий. Евросоюз наконец отказался от позиции стороннего наблюдателя российско-украинских торговых конфликтов и настойчиво попросил Москву уважать суверенное право Украины на выбор собственного внешнеполитического курса и не мешать интеграции нашей страны в ЕС.

В ответ Государственная дума РФ обвинила Евросоюз в "выкручивании рук" и подрыве отношений двух "братских народов". Досталось от северного соседа и нашим властям, которых прямо обвинили в "предательстве", проведя параллели с "негативным опытом" гетмана Ивана Мазепы.

Тем самым Белокаменная дает понять, что не сдастся без боя и сделает все возможное, чтобы сохранить Украину в орбите своего влияния.

Судя по царящим в России настроениям, даже в случае подписания соглашения об ассоциации Кремль намерен использовать все доступные ему экономические, энергетические и политические рычаги давления, чтобы заставить украинские власти отказаться от европейского вектора развития.

Руководить этим процессом на прошлой неделе был назначен бывший вице-премьер и новоиспеченный советник президента РФ Владислав Сурков.

С одной стороны, это можно расценивать как попытку оживить российскую внешнюю политику на украинском направлении. Ведь г-н Сурков известен своим умением реализовывать масштабные проекты (партия "Единая Россия") и тонким талантом манипулятора. Но новый кремлевский куратор двусторонних отношений вряд ли добьется успеха, если российские власти не изменят свою манеру вести диалог с Киевом и отношение к Украине как суверенному государству.

Пример стран Прибалтики, получивших членство в ЕС в 2004 г., в этом контексте более чем показателен. Девять лет назад Россия также грозила Латвии, Литве и Эстонии закрытием рынка и подорожанием энергоресурсов, но в итоге не добилась ровным счетом ничего.

И, тем не менее, Москва наступает на те же грабли, обещая Украине новые торговые войны и другие "дружественные" приемы убеждения.

    Реклама на dsnews.ua