• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Консервативный фантазер

Самоучка в дизайне и освещении, Инго Маурер стал настоящим гуру в области освещения. За каждой из его ламп — романтическая или скандальная история, а
Реклама на dsnews.ua

Самоучка в дизайне и освещении, Инго Маурер стал настоящим гуру в области освещения. За каждой из его ламп — романтическая или скандальная история, а выглядят они как скульптуры и художественные инсталляции.

В отличие от современных дизайнеров широкого профиля, немец Инго Маурер занимается только светом. Причем на протяжении уже полувека, начиная с 1966 года, когда он основал свою собственную компанию. Несмотря на почтенный возраст, Маурер до сих пор в строю: каждый год он привозит в Милан очередную порцию своих нестандартных, сделанных вручную светильников, которые состоят из бутылочек ликера, любовных записочек, тюбиков от зубной пасты, рамок для фотографий, жестяных банок и даже презервативов. Как говорит сам маэстро, "основной принцип моей работы — провокация".

А Маурер против!

Светильники Инго Маурера трудно описать: у них нет основы, абажура, корпуса и лампочки в традиционном понимании. Они игнорируют популярные тренды: моду на бирюзовое, минимализм или экологический дизайн. Тренды — это то, что вообще не интересует герра Маурера.

"Я люблю все необычное: формы, фактуры, ощущения", — говорит он и принципиально делает не так, как все. Все приезжают в Милан и восторгаются. Маурер приезжает и заявляет, что ничего нового и даже интересного там нет. И хорошо бы это все безобразие пустить на воздух. Но сделать так, к сожалению, нельзя, негуманно ведь, поэтому

Маурер ограничивается фигуральным терактом — люстрой-взрывом, сделанной из осколков разбитой посуды. Да еще и охотно объясняет итальянцам, что вот, мол, смотрел я фильм вашего гениального соотечественника Микеланджело Антониани "Забриски Пойнт" и влюбился в один кадр, где в течение нескольких секунд в воздухе разлетаются куски взорванной виллы. Так на свет и появилась люстра Porca Miseria, которая как нельзя лучше отражает мое отношение к тому, что происходит у вас тут, на Миланском салоне.

А итальянцы, вместо того, чтобы обидеться, наоборот, в восторге: "Какая прекрасная люстра, пусть она так и называется "Забриски Пойнт"!"

Реклама на dsnews.ua

В 1980-е гг. Маурер стал выступать против традиционных тяжеловесных люстр, ратуя за легкие конструкции, и придумал Ya Ya Ho — светильники на проводах, натянутых вдоль потолка. Все светильники были разные — из фарфора, пластика, стекла, они были разной величины и формы, а крепить их можно было на разной высоте. Полная свобода творчества для потребителя! Выглядело это все как лампочки, которые сушатся на бельевых веревках, и воспринималось не иначе, как насмешка над "нормальной" люстрой. Через несколько лет вешать лампочки на провода стали все прогрессивные и не очень дизайнеры, а сам способ освещения получил название струнного.

Дизайнеры поголовно "больны" экологической сознательностью, а Маурер не скрывает своей ненависти к модным энергосберегающим лампам. "Они уродливы, некрасивы и к тому же бесполезны", — считает он и объясняет, что освещение — это всего лишь 6% энергопотребления среднестатистического человека.

Глупо экономить электричество с помощью новых лампочек, не отказываясь от стиральных, посудомоечных машин и другой техники. Кроме того, говорит Маурер, новые лампы содержат ртуть, но не каждый готов приносить их в специальные пункты для сбора вредных отходов. А если просто выбрасывать их на помойку, они отравляют воду. "И где здесь логика и забота об экологии?"

(Кликните, чтобы увеличить)

Роман с лампочкой

Обычная лампочка-груша — в особом почете у Инго Маурера. Именно она изменила его жизнь и сделала из работника типографии всемирно известного светодизайнера. Как рассказывает сам Маурер, однажды в Венеции он отдыхал в номере дешевой гостиницы после выпитой бутылочки вина, лежал, глядел в потолок, и его поразило зрелище: голая лампочка, висящая на проводе.

"Это само совершенство!", — подумал Маурер и придумал люстру в виде большой стеклянной колбы. Дальше он поступил как настоящий немец. Свою идею не стал никому продавать, а основал компанию, чтобы самому воплощать свои задумки в жизнь. Этот принцип — собственное производство и ручная работа — сохраняется в компании Маурера на протяжении всех 47 лет ее существования.

Первая идея дала рождение люстре Bulb. Сейчас это классика дизайна. Кстати, выпускается и продается до сих пор и стоит почти тысячу евро, несмотря на предельную простоту. С люстры Bulb началась любовь Маурера к лампочке Эдисона.

"Это удивительный симбиоз техники и поэзии, лампочка красива сама по себе", — считает дизайнер, поэтому не надо ее прятать за абажурами и плафонами. Будучи верен самому себе, вот уже сорок с лишним лет герр Маурер выпускает голую лампочку в разных вариациях, добавляя к ней небольшие украшения. Он приклеивает к ней трогательные крылышки из гусиных перьев, и лампочка как будто взлетает. Он помещает ее в прозрачную рамку, как картину. Он украшает ее бабочками, которые, летят, как живые, на свет.

Гром грянул в 2009 г., когда в ЕС ввели ограничения на использование этих красивых колбочек, причем персоной нон грата стала обычная матовая лампа, так любимая Маурером. Он тут же отреагировал на это в свойственной ему скандальной манере — одел свою любимицу в силиконовый чехол, поразительно напоминающий презерватив.

А чтобы ни у кого не оставалось никаких сомнений в сходстве, назвал свое новое творение Euro Сondom, объясняя, что это безопасный и надежный, как секс в презервативе, способ сделать обычную лампу матовой. Самое интересное, когда Маурер сорок лет подряд выпускал свои "просто лампочки", все смеялись над ним, считали это чудачеством.

Как только лампочка оказалась под запретом, дизайнеры все как один влюбились в нее и стали выпускать люстры с абажурами в виде столь узнаваемой прозрачной колбы. До сих пор это один из актуальных трендов в светодизайне.

После 2009 г. уродливая спираль так и не появилась в светильниках Маурера, вместо нити накаливания сегодня в его стеклянных колбах-грушах красуются светодиоды. За ними, а также за OLED-панелями будущее, уверен он. В отличие от энергосберегающих ламп, они безопасны, одна беда — пока от них мало света. Но это только пока, уверен дизайнер.

(Кликните, чтобы увеличить)

Фантазии на тему

Поразительное разнообразие материалов — визитная карточка Маурера. Как говорит он сам, "лампу можно сделать из любого подручного материала, из кусочка металла, клочка бумаги. Главное, чтобы ваша задумка была как можно более нестандартной". Каждый раз Маурер будто ставит эксперимент, из чего еще можно соорудить светильник, и как обычно, оказывается впереди всех.

Так, еще в 1970-е гг. он увлекся японской рисовой бумагой, специально ездил несколько раз в Японию, чтобы вживую посмотреть на технику изготовления вееров и других поделок. В результате появились бумажные многочисленные светильники с абажурами, напоминающими мятое покрывало. Стоит ли говорить, что вскоре рисовая бумага стала одним из трендов в дизайне?

Как истинный бунтарь, Маурер в свои 80 лет до сих пор любит шокировать публику оригинальными идеями, доказывающими, что материалом для лампы может все, что угодно. Последние выдумки, показанные в этом году в Милане, — палочки-микросхемы со светодиодами на концах; фига, лихо скрученная из полой стеклянной трубы; бутылочки из-под ликера Campari, связанные в гроздь, и лампочки на вешалках. Что дальше? Маурер сам точно не знает, кроме одного: идей у него еще вагон и маленькая тележка.

    Реклама на dsnews.ua