• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Модные тренды

Нынче у крупных бизнесменов модно заниматься политикой без членства в какой-либо партии, поддерживать имидж "хозяина района" с помощью карманного благ
Реклама на dsnews.ua

Из года в год бизнесмены, заработавшие для себя и семьи "до конца жизни", как бабочки на огонь бросаются в политику. Именно они, как правило, становятся героями рубрики "Личное дело".

В борьбе за власть они искренне видят шанс выйти на новый уровень самореализации. Такие факторы, как защита бизнеса и доступ к бюджетным потокам, вопреки расхожему мнению, чаще всего вторичны.

Зная это, всегда интересно наблюдать, как одни впадают в депрессию после "обрезания крыльев" сильными мира сего, а другие — принимают вызов и упорно стараются изменить правила политической игры под свое, выработанное в бизнесе понимание жизни.

МажориТанцы

Волна разочарования бизнесменов в политической карьере прошла. На парламентских выборах минувшей осенью предприниматели с новым энтузиазмом бросились в борьбу за мандаты.

Все дело в том, что снова появилась возможность баллотироваться по мажоритарным округам. Унижение, связанное с необходимостью приобретать место в партийных списках, а затем беспрекословно слушаться партийного лидера при "кнопкодавстве", отпугивало многих.

Теперь же бизнесмен может оправдать свое "непослушание" тем, что представляет в первую очередь округ, а не партию. Особый упор на свою "мажоритарность" делают бизнесмены, которых угораздило оказаться в оппозиции.

Реклама на dsnews.ua

Волынский миллионер-"свободовец" Евгений Мельник, зарабатывающий на грузовых перевозках, отмечает, что оппозиционер он только в Киеве, а в своем округе ему особо не с кем "воевать": "В Луцке у меня хорошие, чисто человеческие отношения со всеми местными политиками и бизнесменами. В том числе и с работниками прокуратуры".

Примечательно, что многие депутаты-мажоритарщики расселись в новой Раде по региональному принципу. Они не скрывают, что намерены лоббировать приоритетное финансирование из госбюджета своих областей и районов.

Такое объединение из пяти-шести депутатов вполне может поставить в область "своего" губернатора. Президент, в таком случае, сможет рассчитывать на их лояльность — игра стоит свеч.

Вошедший во фракцию "УДАР" Ярослав Дубневич, имеющий многомиллионные контракты с Укрзализныцею, постоянно подчеркивает, что приоритетным заданием для него сейчас является создание межфракционного объединения депутатов-галичан: "Для меня это действительно приоритет.

Так сложилось, что в течение 20 лет Галичина избирала депутатами пустозвонов и болтунов. Как только они приезжали в Киев — забывали родной край и становились киевлянами. Пришло время изменить ситуацию". Похоже, уже в обозримом будущем такие неофициальные региональные фракции станут намного влиятельнее партийных.

Благотворительный рационализм

Один из самых забавных трендов 2012 года — массовое создание бизнесменами благотворительных фондов. Цель, естественно, самая прагматичная: через такие организации удобно финансировать "ухаживание" за родным округом.

Ремонт школ и детских садиков, продпайки для пенсионеров, соревнования для студентов — все это призвано укрепить имидж "хозяина района".

"У моего фонда в каждом городе округа есть общественная приемная, каждый месяц ведется прием. Мы помогали людям решить их наболевшие проблемы. Это является одним из главных факторов политического успеха", — признается газовый миллионер Александр Онищенко.

Его благотворительный фонд работает настолько давно и успешно, что даже ассоциация с непопулярной в Киевской области Партией регионов не испортила ему рейтинг.

Главный же секрет таких фондов в том, что чаще всего они наполняются деньгами, полученными из государственного или местного бюджета.

Правда, не напрямую. Строительство дорог и домов, различные ремонтные работы — тендеры региональных госструктур, как правило, выигрывают фирмы "хозяина", естественно, по завышенным ценам. В конечном итоге эти деньги все равно идут на решение социальных проблем, но уже не из местного бюджета, а из благотворительного фонда депутата-бизнесмена.

После выборов большинство депутатов продолжили работу благотворительных фондов, правда, существенно уменьшив размах. "Лакокрасочный король" Олег Захорольский по опыту мэрства в Днепродзержинске отмечает, что если финансирование фонда сразу жестко не ограничить, потом будет сложно

совладать с бесконечными просителями: "Честно говоря, многие государственные нап­равления мне приходилось закрывать своими личными финансами. Особенно, когда толпа граждан стоит возле приемного кабинета с просьбами отремонтировать крыши, заменить вентили, починить отопление, а у меня нет на это денег в бюджете. Это не идет на пользу бизнесу".

Забугорный бизнес

Еще одним модным трендом 2012 года стал рост интереса бизнесменов-политиков к заработкам вне Украины. Речь идет не об экспорте, а о полностью автономном бизнесе, главным достоинством которого является физическая недосягаемость для украинских контролирующих органов.

Такие активы не будут подвержены рейдерским атакам, запугивающим "маскам-шоу" и внезапному изъятию всех документов сотрудниками СБУ "для проверки" в рамках загадочного уголовного дела.

Выбирая бизнес вне Украины, кременчугский депутат Олег Надоша сделал ставку на раз­работку программного обес­печения в США: "Решение я принимал совместно с моим американским партнером. Мы думали над созданием IT-бизнеса и быстро поняли, что в Украине компаниям из этой отрасли работать крайне сложно. Так что мы решили, что регистрацию лучше сделать там, а отсюда просто руководить процес­сами. Но не напрямую, а с помощью управляющих компаний. Они сегодня следят за моей долей бизнеса, представляют отчеты, докладывают, куда нужно. Как только в Украине появятся условия для развития этого бизнеса, он будет переведен сюда".

А вот депутат Александр Третьяков, сделавший большие деньги на торговле топливом и распродавший в связи с политическими рисками большую часть активов в Украине, сейчас зарабатывает на европейских фондовых площадках: "Благодаря развитию интер­нета, коммуникаций можно зарабатывать, имея двух-трех брокеров. Этого вполне достаточно. Это более интеллектуальный вид получения дохода, который зависит от политики, в том числе зарубежной. Например, ситуация в Греции отражается на курсе евро. Если евро за полтора месяца упал на 14%, представляете, как можно заработать, правильно поместив деньги? 14% за полтора месяца — огромные деньги".

Модными в 2012 году были и ин­вестиции украинских бизнесменов-политиков в туристическую инфраструктуру Австрии и Турции, а также в стремительно дешевеющие, но теряющие обаяние еврозоны активы Греции. Естественно, оперативное управление таким бизнесом полностью возлагается на зарубежных партнеров.

Иммунитет

В 2012 году украинский бизнес окончательно адаптировался к рейдерским атакам и "маскам-шоу" контролирующих гос­структур. Депутаты-оппози­ционеры обзавелись'под­ко-

ванными" командами юристов и силовиков, способных отразить любую агрессию. "Я пережил начало 2000-х, когда в Тернополе орудовали неформальные объединения под координацией начальников налоговой и прокуратуры. Они гоняли всех, — делится опытом Роман Заставный, депутат из фракции "Батькивщина". — К избирательной кампании в парламент я готовил свои активы с прошлого года".

Многие депутаты сознательно идут на снижение доходности своего бизнеса, делая акцент на прозрачности отчетности и уплате всех налогов. Депутат УДАРа Артур Палатный уверяет, что это дает эффект, хотя полностью риски, конечно, не ликвидирует: "Давление мы чувствуем однозначно. Наложение арестов, внеплановые проверки… Но мы к этому были готовы, когда шли в политику и объявляли себя оппозиционной партией. Мы готовы к дальнейшему давлению со стороны административного ресурса, готовы защищать свой бизнес. А наша готовность в том, что мы платим налоги и у нас прекрасная юридическая база".

Те же, кто вовремя не позаботился о защите, нередко покидают страну. Политическая эмиграция — новое явление в деловых кругах.

"Многие из моих партнеров пережили серьезное давление со стороны власти, некоторые приняли решение покинуть страну. Иметь бизнес в Украине, инвестировать в него, но руководить им из-за рубежа — наверное, оптимальная формула в нынешних условиях, — рассказывает Александр Ярошенко, владелец сети клиник, рискнувший возглавить объединенную оппозицию в Донецкой области. Его предприятия также попали под давление контролирующих органов и силовиков, но выдерживают натиск.

Не мелочиться

2012 год зафиксировал резкое падение интереса политиков к нуждам малого бизнеса. Защита "маленьких" долгие годы была одним из главных бренд-лозунгов передовых украинских партий.

Один из неформальных лидеров этого класса депутат Александра Кужель даже приводила цифру в 2 миллиона голосов предприни­мателей, за которые должны бо­роться власть и оппозиция. Президент Виктор Янукович в 2010 году даже пообещал налоговые льготы на пять лет для малого бизнеса (правда, забыл это обещание выполнить).

В избирательной кампании

2012 года диалог с "малышами" практически никто из политических сил не вел. Причину Александра Кужель видит в том, что партии просто стали реально оценивать эффективность такой коммуникации: "Некоторое время политики надеялись агитировать предпринимателей.

А мне было смешно, потому что я точно знаю — предприниматель будет слушать, приходить на круглые столы, кивать головой, но проголосует только так, как сам решил".

В этой ситуации было бы логично появление в среде предпринимателей собственных политических движений. Но они либо превращаются в закрытые клубы, либо становятся жертвой разобщенности лидеров.

Показательной в этом контексте стала история юристов-миллионеров Олега Рябоконя и Игоря Шевченко. Декларируя практически одинаковые идеи и механизмы их реализации, один провалил выборы президента, а второй потратил уйму времени на партию со сложно произносимым названием, которая так и не пошла хоть каким-то списком в парламент.

"После президентских выборов я предлагал объединить усилия Олегу Рябоконю, он сказал, что подумает. Но вот уже два года как думает", — говорит Игорь Шевченко. Похоже, в дальнейшем невнимательность политиков к интересам малого бизнеса будет лишь усиливаться.

    Реклама на dsnews.ua