• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Невидимки

Спад производства и неотвратимость недружественных поглощений со стороны провластного бизнеса спровоцировали в деловых кругах спрос на непубличность.
Реклама на dsnews.ua

Спад производства и неотвратимость недружественных поглощений со стороны провластного бизнеса спровоцировали в деловых кругах спрос на непубличность. Быть открытым не только не модно, но и рискованно. Все больше бизнесменов осознанно избегают бурной рекламной и PR-активности. "ВД" решила выяснить, насколько для бизнеса опасно такое стремление "залечь на дно".

Когда теперь уже бывшая собственница ресторанчика Golden Dreams на Подоле Лилианна Дубник организовала кейтеринг для "Бриллиантового балла", проходящего в Национальной филармонии, она и представить себе не могла, что совсем скоро с любимым делом ей придется расстаться. Обслуживание светского раута, на котором собрался столичный бомонд, для маленького ресторанчика должно было стать отличной промо-площадкой, однако на деле желание засветиться в кругах селебритис оказалось фатальным.

В беседе с

"ВД"

г-жа Дубник заявила, что убеждена: именно после удачно проведенного кейтеринга на балу ее заведение заинтересовало недругов. Пока Дубник находилась в отпуске в Европе, нанятый ее директор Алена Ткаченко расторгла договор аренды помещения с компанией Дубник. Как пояснила

"ВД"

сама Алена Ткаченко, она решилась на это из-за долгов компании-арендатора. При этом все оборудование и мебель, которые находились в ресторане, Ткаченко оставила себе якобы в счет некой задолженности Golden Dreams перед поставщиками.

Реклама на dsnews.ua

Теперь помещение арендует ее компания, заведение сменило название на Bestro Bar Rid, хотя в нем осталось имущество, которое закупала еще Лилианна Дубник. Кто в этой истории прав, а кто виноват, должна разобраться милиция. Пока же все попытки вернуть бизнес для Лилианны Дубник успехом не увенчались. Теперь она точно знает: так беззаботно, как раньше, об успешности собственного бизнеса больше распространяться не будет.

"Если бы сейчас я открывала свой бизнес, то меньше бы об этом рассказывала, — говорит она. — После этой истории я очень скептически отношусь к людям и держусь от них подальше. Да, у меня остается мечта открыть снова свое заведение, но в следующий раз этот бизнес непременно будет семейным, куда никаких чужих людей я допускать не буду. Ведь твоему успеху никто со стороны радоваться не будет".

С глаз долой

Экономическая ситуация вынуждает бизнес отгораживаться от внешнего мира, чтобы защититься. Нашли в себе мужество признать это даже представители партии власти. "Умный бизнесмен сегодня уже не будет кичиться своим богатством, респектабельностью, — убежден Михаил Чечетов, глава подкомитета ВР по вопросам предпринимательства. — Такие люди знают, что успешность вызовет зависть. Даже реклама может бумерангом ударить по бизнесмену. Вы, скажем, хотите достигнуть каких-то показателей, продвинуть свой товар, разрекламировать его, а эта реклама может вызвать нездоровый интерес".

Вот и предприниматели на рекламном поприще в последнее время действуют очень осторожно. Ведь рейдерство без огласки, о котором стали меньше писать СМИ, никуда не исчезло. "Если у тебя реклама слишком активная, к тебе действительно могут прийти рейдеры, — уверен Артем Биденко, глава Ассоциации наружной рекламы. — Это, как правило, касается мелких и средних предпринимателей".

Денис Дувин, PR-директор PR-агентства "Новый Взгляд", в своей практике неоднократно сталкивался с ситуацией, когда слишком активное продвижение компании на рынок вызывало зависть со стороны конкурентов. "Когда кто-то становится слишком ярким, его тут же пытаются "съесть". Это ситуация не сегодняшнего дня, — рассказывает Денис Дувин. — Есть такая компания "Легко". Когда на рынке полиграфических услуг она начала выбиваться в лидеры, ее тотчас же начали прессинговать рейдеры — через суды отбирать оборудование и так далее.

А ведь когда они были десятыми, их никто не трогал. Теперь, чтобы восстановить свои позиции, этому предприятию нужно работать и работать".

Публичность стала опасной для предпринимателей. В свете продолжающихся молчаливых захватов бизнеса собственники больше не хотят, чтобы о них писали и говорили в СМИ. Так, к примеру, в интервью журналу "Форбс" закрытость и отсутствие желания говорить публично о своей компании "Эльбрус" — одном из крупнейших продавцов карт пополнения счета мобильного оператора "Киевстар" — ее основатель и гендиректор Константин Резников объяснил "нежеланием привлекать внимание "недружественных инвесторов, близких к власти". Бизнес предпочитает хранить молчание и в идеале — создать вокруг себя ореол загадочности, чтобы произвести на потенциальных захватчиков впечатление молчаливого могущества.

Залечь на дно

Проблема излишней публичности настолько озаботила деловые круги, что в последнее время наблюдается всплеск заказов на услуги по "чистке" интернет-СМИ. Снять пытаются главным образом данные о структуре активов конкретного владельца. Полностью удалить информацию о компании или ее собственниках с информационных ресурсов — самая сложная, а потому и самая дорогая процедура. Зачастую она заключается в организации спам-рассылки с указанием адреса той страницы, которую бизнесмен хочет удалить.

"Когда к хостинговой компании, которая обслуживает данное СМИ, начинают приходить десятки тысяч жалоб на спам-рассылку статьи, она тут же обращается к СМИ со словами: "Ребята, либо вы убираете статью, либо уходите с нашего хостинга", — констати­рует"ВД" Дмитрий Голубов, лидер Интернет партии Украины. В подавляющем большинстве случаев СМИ выбирают первое предложение и таки снимают с сайта неугодную для бизнесмена информацию.

Стоимость такой услуги стартует от $2 тыс., поэтому средний и малый бизнес чаще всего прибегает к более дешевой процедуре — "закапыванию" данных о себе и своих активах в глубины интернета. Поскольку большинство людей во Всемирной паутине ищут информацию с помощью поисковых систем, компании, занимающиеся "закапыванием" таких данных, работают именно с поисковиками. При этом их владельцы уверяют, что среди бизнесменов спрос на удаление информации из Сети растет как на дрожжах.

"Например, в интернете значится некий Вася Петров — нефтяной магнат, который ограбил полстраны и скрылся, — рассказывает Валерия Гребиниченко, менеджер по работе с клиентами SEO ZVER. — Мы напишем и разместим такую информацию о Васе Петрове, что в результатах поиска будут, к примеру, высвечиваться какие-то анекдоты по данному запросу, страницы каких-то людей ВКонтакте с таким же именем и так далее. Словом, будет какая угодно информация, только не о настоящем Васе Петрове".

Стремясь защитить активы, многие предприниматели и вовсе наивно пытаются выдать свой бизнес за чужой. К примеру, после того, как у владелицы журнала BUSINESS Travel Елены Ковалинской несколько лет назад рейдеры едва не отобрали бизнес, о том, что именно она является учредителем специализированного издания, Ковалинская предпочитает молчать.

"Я отошла от бизнеса. Занимаюсь творчеством", — заявила она "ВД", после чего со словами "вынуждена прервать наш диалог" тотчас же поспешила удалить корреспондента "ВД" из списка друзей в одной из социальных сетей. Именно здесь на своей персональной страничке она значится не только как шеф-редактор BUSINESS Travel, но и как его учредитель. На сайте же самого издания указано, что связаться с журналом можно, написав письмо в издательский дом "Елена Ковалинская".

Обходным путем

Избегать рекламы, да и вообще излишней публичности целесообразно, если игроков в конкретном сегменте рынка — единицы.

В этом случае риск потерять бизнес возрастает в разы, а потому есть смысл всю активность свести к минимуму. "Один из критериев, который должен учитывать бизнесмен, оценивая риски своей публичности, — насколько его вид бизнеса распространен, — считает Сергей Кузьменко, глава Союза общественных организаций "Гражданская оборона". — Если этим бизнесом занимаются считанные единицы, скажем, было девять игроков, а появился десятый, вероятность того, что тобой будут сильно интересоваться, чтобы отобрать активы, — очень высока. Если же в этом бизнесе задействована тысяча игроков, то, соответственно, вероятность будет в 100 раз меньше".

В том, что отсутствие большого числа конкурентов увеличивает риск рейдерского захвата, на собственном опыте убедился экс-мэр Южноукраинска бизнесмен Андрей Стулин. Конкурентов у его уникального предприятия "Пластик Ярд" по производству небольших катеров в Украине практически не было, и как только компания заявила о себе на рынке судостроения, к ней тот час же проявили интерес недружественные инвесторы.

"В Украине сегодня мало кто работает по такой технологии, как "Пластик Ярд". В идеале через две недели после того, как человек приходит с заказом, мы можем выдать ему готовый катер, — рассказывает Андрей Стулин. — Именно поэтому рейдеры запустили информацию, что мое предприятие очень богатое. Мне даже откровенно предлагали расплатиться за то, чтобы разблокировать работу компании, но я их назвал сумасшедшими".

После того случая с бизнесом в Украине г-н Стулин решил завязать. Простенький сайт в интернете, на котором он продолжает рекламировать продукцию "Пластик Ярда", — все, что осталось от компании в Украине. Перенеся производство суден за границу, для рейдеров бизнесмен стал уже недосягаем.

Как бы там ни было, полностью свернуть маркетинговые коммуникации бизнес не может. Поэтому как никогда актуальной становится дополнительная защита на случай рейдерских атак. Это могут быть не только популярные нынче мероприятия по переносу бизнеса за рубеж. Но и налаживание контактов с силовыми и контролирующими ведомствами (в т. ч. через трудоустройство их бывших сотрудников, имеющих разветвленные связи в таких кругах).

А также формирование из предпринимателей "отрядов самообороны", которые прибывали бы в эпицентр недружественных действий по первому зову. Готовиться к поглощениям со стороны провластного бизнеса необходимо. В обозримом будущем они не прекратятся.  

Читайте также:

    Реклама на dsnews.ua