• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Посмертные признания в деле "банды оборотней"

Реклама на dsnews.ua

Дело об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе вновь получило скандальное продолжение. Неожиданно "заговорил" свидетель, которой утверждает, что знает почти все об этом убийстве. Правда, его показания стали достоянием общественности через посмертное письмо, которое оставляет больше вопросов, чем ответов.

Письмо с того света

На минувшей неделе общественная организация Институт массовой информации (ИМИ), представляющая в Украине интересы международной правозащитной организации "Репортеры без границ", получила письмо от не известного широкой общественности человека — Игоря Гончарова, обвиняемого в организации преступной группировки, получившей в прессе название "банда оборотней". Находившийся в заключении Гончаров скончался 1 августа 2003 г. в больнице скорой помощи. А уже 3 августа тело умершего кремировали. Причина его смерти до сих пор неизвестна. В конверте с пометкой "вскрыть после моей смерти" находилось 17 страниц рукописного текста, подписанного Гончаровым. Некоторые письма были адресованы Генеральному прокурору Украины. В этих документах Гончаров сообщает о том, что знает имена исполнителей убийства Гонгадзе — это, по его утверждениям, сотрудники Управления по борьбе с организованной преступностью МВД Украины и члены преступной группировки Киселя. ИМИ передал копии писем Генпрокуратуре и частично обнародовал изложенную Гончаровым информацию. В опубликованных фрагментах писем Гончарова содержится больше намеков, чем фактов, а почти все упомянутые им фамилии ИМИ из текста исключил. В письмах упоминается сотрудник СБУ, с которым Гончаров якобы вместе собирал материалы по этому делу, и сообщается о некоем тайнике, где хранятся доказательства, изобличающие убийц Гонгадзе.

Кто же этот Гончаров, обладавший столь серьезными сведениями?

"Оборотень"

Летом минувшего года достоянием общественности стала информация о раскрытии банды убийц, которую организовал бывший офицер УБОП Гончаров. В группировку, действовавшую с 1997 г., входили 13 человек, из них шестеро — бывшие работники милиции достаточно высокого ранга, а остальные — бандиты со стажем. Именно благодаря наличию в группировке сотрудников милиции, которые совершали преступления, продолжая работать в органах внутренних дел, банду окрестили "оборотнями".

Группировка совершила более десятка убийств, которые доказаны следствием, однако, по оперативной информации, за "оборотнями" может числиться около тридцати убитых. Преступники похищали людей с целью выкупа, но чаще всего, даже получив его, не возвращали похищенных, а убивали их с особой жестокостью, подвергая изощренным пыткам. Несколько убийств, совершенных группировкой, следствие склонно рассматривать как политические. В некоторых случаях убийцы убивали похищенных, даже не дожидаясь выкупа.

Реклама на dsnews.ua

Игорь Гончаров был арестован в мае минувшего года, других членов банды брали вплоть до начала 2003 г. Через два месяца после его ареста в прессе появилась статья о "банде оборотней", которая получила широкой резонанс и обратила на себя внимание Президента Леонида Кучмы — он поручил тогда силовикам тщательно расследовать это дело.

На фоне живописуемых в СМИ зверств, совершенных "оборотнями", практически незамеченной осталась информация, опубликованная через месяц после ареста главного "оборотня" на сайте "Украина криминальная", что арестованного жестоко избивают сотрудники киевского УБОП. Последующие полгода адвокаты Гончарова направили ряд ходатайств в Генпрокуратуру о пытках и насилии, примененных к их подзащитному милиционерами, вследствие чего он попал в реанимацию. Реакции не последовало.

Все знали, что он знал

Из признаний Гончарова следует, что убоповцы избивали его с единственной целью — заставить замолчать и не давать показаний об убийцах Гонгадзе. Примечательно, что из опубликованного ИМИ письма изъяты абсолютно все упомянутые там фамилии, за исключением одной — бывшего начальника столичного УБОП Сергея Хамулы, который, по утверждению Гончарова, лично давал указания его избивать и угрожал смертью. Хотя, возможно, в ИМИ руководствовались тем, что эти обвинения в адрес Хамулы уже неоднократно звучали в СМИ, что, судя по всему, и послужило причиной его скандального увольнения с должности и назначения начальником одного из отделов ГУБОП. В своем заявлении Гончаров, в частности, пишет: "У меня имеются... материалы, собранные совместно с работниками СБУ, — а именно магнитофонные аудиозаписи разговоров, записанное признание... и другие материалы. Я предложил Хомуле официально, в присутствии журналистов и работников СБУ, изъять их в том месте, где я укажу. Хомула требовал, чтобы я отдал ему эти материалы для уничтожения". Заключенный также сообщает о нежелании следователей фиксировать его показания и о требованиях лжесвидетельствовать в обмен на смягчение обвинений и перевода в статус свидетеля по уголовным делам.

Отметим, что еще прошлым летом в СМИ просочились слухи о том, что "банда оборотней" может быть причастна к делу Гонгадзе. По данным источников, утечка этой информации произошла в Киевской прокуратуре. В милиции же по этому поводу молчали и на прямые вопросы журналистов отвечали: "У нас нет такой информации". Впервые же о проверке "оборотней" по делу Гонгадзе официально заявил замгенпрокурора Виктор Шокин около полугода назад. Источники утверждают, что информация, которую хотел дать следствию Гончаров, все же дошла до Генпрокуратуры. Правда, неизвестно: зафиксирована ли она официально в уголовном деле.

И еще один вопрос: кто эти таинственные люди, через которых якобы Гончаров передал ИМИ свои письма? Как они смогли получить бумаги от находящегося в тюрьме человека, всех знакомых и членов семьи которого неустанно пасет "наружка"? Сколько еще козырей у них в кармане? Вполне вероятно, что новые письма Гончарова будут появляться с определенной частотой, в зависимости от ситуации в стране и с учетом политической целесообразности их публикации.

Судя по всему, люди, владеющие посланиями покойного, прекрасно знают, как добиться максимально резонанса для обнародуемой информации. Именно через ИМИ и "Репортеров без границ" письма Гончарова получат прежде всего международный резонанс. Этот факт может стать достойным ответом спецпредставителю ПАСЕ Хансу Крюгеру, который предоставил европарламентариям радужный отчет о небывалых успехах Генпрокурора Святослава Пискуна в расследовании дела Гонгадзе.

Теперь Генпрокурору как-то придется пояснять все произошедшее, хотя пока его ведомство взяло затяжную паузу и категорически отказывается комментировать даже факт смерти Гончарова, ссылаясь на тайну следствия. И не исключено, что Святослав Пискун будет молчать по этому поводу до осени — пока не начнется парламентская сессия и депутаты не вызовут Генпрокурора "на ковер". Очередной отчет прокурора как раз на осень и запланирован.

    Реклама на dsnews.ua