• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.5
Спецпроекты

У облэнерго требуют возврата денег

Реклама на dsnews.ua

Продажа оставшихся госпакетов пяти украинских энергоснабжающих компаний, которые сейчас контролирует группа акционеров, близкая к СДПУ(о), отложена на неопределенный срок. Однако распределение сил между группами владельцев энергокомпаний до решения этого вопроса может несколько поменяться. Оффшоры, вложившие средства, подняли вопрос о возврате инвестиций.

Большая приватизация энергетики началась в 1998 г. с продажи на открытых конкурсах крупных пакетов акций (по 20–35%) энергоснабжающих компаний. Как правило, их покупателями становились торговцы ценными бумагами, которые затем перепродавали пакеты (вместе с которыми переходили и инвестиционные обязательства) оффшорным компаниям, находящимся в управлении группы Константина Григоришина (см. табл.). Выполняя условия договоров купли-продажи, оффшорки инвестировали в облэнерго на возвратной основе свыше 200 млн грн. Факт выполнения обязательств ФГИ засвидетельствовал в актах проверки. В 2001 г. "Полтаваоблэнерго" вернуло инвесторам $9,14 млн, а "Тернопольоблэнерго" — $0,7 млн. Ныне оффшоры собственниками облэнерго не являются, но право требования возврата инвестиций у них осталось.

Структура владельцев приватизированных в 1998–1999 гг. обл-энерго и происхождение капитала, за счет которого покупались акции, доподлинно неизвестны. Оффшоры, скупившие еще до 30% акций пяти энергокомпаний (кроме "Тернопольоблэнерго", где за государством пока остается 51%), владельцы 60–70% акций пяти облэнерго, а также контрольных пакетов крупных предприятий и менее значительных пакетов ряда облэнерго, объединились в инвестиционный пул, условно названный Court Holding. Его возглавлял Александр Вартанян, представляющий сейчас интересы инвесторов, а ранее входивший в совет "Сумыоблэнерго".

Вопрос возврата остальных вложенных средств не поднимался из-за конфликта между участниками холдинга, который завершился отстранением Константина Григоришина от управления бизнесом. Но как только ситуация стабилизировалась, вопрос снова всплыл. К тому же стратегические инвесторы облэнерго уже приступили к возврату своего капитала. Так, в нынешнем году собрание акционеров "AES-Ривнеэнерго", 75%+1 акция которого принадлежит американской AES Corp., направило 20 млн грн. на выплату дивидендов. "AES-Киевоблэнерго" пока собрание акционеров провести не может в связи с судебными разбирательствами, однако со временем эта проблема наверняка решится.

Статус серьезного инвестора и малоизвестных оффшорок несопоставим, но перед законом равны все. В конце июля Хозсуд Киева принял решение о принудительном взыскании с "Тернопольоблэнерго" $0,6 млн из невозвращенных $1,2 млн инвестиций в пользу возглавляемой Александром Вартаняном компании Carlson Holdings Limited (которой были переуступлены требования по возврату средств).

"Тернопольоблэнерго" не прочь вернуть деньги инвесторам, однако опасается делать это без разрешения Нацкомиссии регулирования электроэнергетики и включения в тарифы соответствующей статьи расходов. А здесь возникли проблемы. Памятуя о темном прошлом энергетики (расцвет бартера и дисконтированных векселей, которыми также можно было выполнять инвестобязательства), НКРЭ отказалась верить в благодетельность инвесторов, а ее глава Юрий Продан прямо заявил, что реальных инвестиций не было. Регулятор обратился в Кабмин с просьбой создать с участием специалистов ФГИ и СБУ рабочую группу, которая проверит, в какой форме были внесены инвестиции. До окончания проверки НКРЭ не намерена включать в тарифы облэнерго расходы по возврату инвестиций и грозит снизить тарифы любой компании, посмевшей расплатиться с инвесторами без соответствующей санкции. Вместе с тем представитель компаний-инвесторов заявил "ДС", что инвестиции были направлены в денежной форме, в подтверждение чего имеются платежные документы. Кроме того, по некоторым энергокомпаниям имеются свидетельства о "квалифицированных инвестициях", заверенные местными органами власти и налоговой администрацией.
Оффшорки утверждают, что пока просто пытаются доказать необходимость возврата инвестиций. При этом они выражают готовность реструктуризировать возврат на несколько лет. Пока это первая ласточка, и сумма претензий невелика, но за ней могут последовать и другие.

    Реклама на dsnews.ua