• USD 39.7
  • EUR 42.8
  • GBP 49.8
Спецпроекты

Нефтяное давление на Украину продолжается

Реклама на dsnews.ua

Примерно в те же сроки, когда Украина подписала договор о присоединении к Единому экономическому пространству, премьер-министр РФ утвердил решение о повышении экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Причем эти ограничения не распространяются на страны старого экономического блока — Таможенного союза стран СНГ (Россия, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан). Следует отметить, что в число государств, на которые не распространяется нынешнее повышение нефтяных экспортных пошлин, входят три из четырех стран новообразованного ЕЭП. Среди них — Беларусь, НПЗ которой заполняют весомую долю внутреннего рынка Украины.

С 1 октября ставки пошлины на нефть повысятся на $8,7/т и составят $33,8/т, на нефтепродукты вырастут на $7,8 — до $30,4/т. Повышение ставок правительство РФ связывает с политикой привязки тарифных ограничительных мер нефтеэкспорта к динамике средневзвешенных биржевых цен на российскую топливную смесь Urals. Цены украинского рынка сырой нефти из-за относительной близости к российским источникам сырья традиционно ниже мировых. Не стал исключением и нынешний сезон, когда они составляют $190–200 за тонну при $220–225 на мировых рынках. Такая разница биржевых цен в случае повышения экспортных ставок заставляет российских нефтеэкспортеров применять достаточно простую политику избежания уплаты пошлин — они сокращают экспортные поставки в Европу (особенно это касается наиболее дорогостоящих ж/д поставок) и одновременно увеличивают временный ввоз сырья на украинские НПЗ. При этом из-за необходимости избежания начисления двойного НДС подавляющее большинство подобных поставок оформляется в виде временного ввоза в нашу страну сырой нефти и тяжелых дистиллятов на условиях дальнейшего экспорта из Украины в Европу доработанных полуфабрикатов (подготовленной нефти или нефтепродуктов). В целом, с введением в начале 2002 г. Москвой унифицированного механизма начисления ставок экспортной пошлины указанный выше фактор бегства российских трейдеров от ограничительных мер привел к лавинообразному росту экспорта нефти и нефтепродуктов из Украины. Так, за 2002 г. отечественный экспорт бензинов вырос на 480, сырой нефти — на 391, мазута — на 43, дизтоплива — на 38 процентов. Подобные тенденции роста, сохранившись в первой половине 2003 г., привели к небывалому ажиотажу в сопутствующих отраслях портовой перевалки, а также производства и эксплуатации железнодорожных цистерн.

На первый взгляд, стремительный рост экспорта может показаться позитивным показателем украинской экономики — при хронически стагнирующей добыче нефти и конденсата, не превышающей 4 млн т в год, мы начали экспортировать около 7 млн т нефтепродуктов в год, то есть больше, чем обладающие более крепкой нефтедобычей Азербайджан или Румыния.

Однако при более детальном рассмотрении украинский рост экспорта выглядит довольно странным — ведущими адресатами украинских нефтепоставок являются оффшоры, а не соседние Польша, Молдова или южные регионы РФ. Что касается расположенных в непосредственной близости от Лисичанского или Дрогобычского НПЗ зарубежных потребителей, то большинство из них ни сном ни духом не ведают о мощном украинском экспорте. Причиной тому доминирование в украинском экспорте вывоза временно ввезенного на территорию страны российского давальческого сырья, которое, после незначительной доработки в Украине, вывозится с ее территории и следует на НПЗ соседних стран для производства конечной продукции. Доминирование вывоза давальческого сырья, кроме перекосов в географии экспорта, оказывает дестабилизирующее воздействие на внутренний рынок Украины — необходимость экспорта временно ввезенных полуфабрикатов российскими трейдерами превращает ежегодные кампании по закупке 1,5 млн т дизтоплива для АПК в тяжелое испытание для украинского правительства.

Не стала исключением в этом плане и нынешняя аграрная кампания, в ходе которой Кабинет Министров для стабилизации цен был вынужден впервые в истории страны применить директивные методы ограничения экспорта нефти и нефтепродуктов, введя 23 сентября обязательную регистрацию экспортных контрактов. Эти меры сопровождались временным блокированием "Укрзалізниці" поставок железнодорожных цистерн к Одессе и Ильичевску — наиболее крупным площадкам для экспорта временно ввезенных нефтяных грузов. В итоге все завершилось приказом Гостаможслужбы о запрете с 26 сентября экспорта нефтепродуктов с территории Украины без предъявления документов о регистрации контракта.

Прекрасно понимая влияние российской политики применения унифицированных экспортных нефтяных пошлин на ситуацию в Украине, московский истеблишмент пытается всячески использовать этот рычаг в своих геополитических интересах. Так, накануне решения о повышении ставок экспортных пошлин глава Госдумы РФ Геннадий Селезнев заявлял, что Москва готова пойти на компромисс в вопросе снижения ставки экспортной пошлины на поставляемые в Украину энергоносители в случае успешного ее вхождения в состав Единого экономического пространства. В противном случае, не исключил он, Россия откажется снимать пошлины по нефти и газу: "Мы готовы вести переговоры и регулировать, какой таможенный тариф мы сделаем по этой продукции, а Украина — отрегулирует пошлины по другой продукции. И найдем компромисс. Лишь бы было желание двух сторон", — заметил г-н Селезнев.

Это желание сторон после ялтинских соглашений о вхождении Украины в ЕЭП стало реальностью. А вот официальных заявлений, касающихся перспективы согласования общей политики регулирования нефтеэкспорта, как не было, так и нет. Если, конечно, не считать таковыми заявления посла РФ в Украине Виктора Черномырдина, который 26 сентября заявил, что Москва твердо намерена придерживаться политики установления мировых цен на нефть для соседних государств.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua