• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Генпрокуратура зачистила курортный Крым

Реклама на dsnews.ua

Если москвичей испортил квартирный вопрос, то Крыму подмочил репутацию вопрос земельный. Решение о задержании одновременно четырех глав местных советов: Алушты, Партенита, Алупки и Симеиза, а вместе с ними и главного архитектора Ялты — случай не только беспрецедентный, но и знаковый. Еще несколько чиновников успели скрыться и объявлены в розыск. Местные службы, которые обязаны следить за соблюдением законности на полуострове, в частности в вопросах использования земельных ресурсов, пребывают в тревожном ожидании дальнейших кадровых, а возможно, и судебных решений. Оптимисты считают, что теперь у "вкусной" крымской земли появился горький привкус. Пессимисты же уверены, что громкие аресты просто "добавили перчика" земельным сделкам. А территория, где проводилась "зачистка" мэров, теперь освобождена для новых злоупотреблений.

Как бы то ни было, Генпрокуратура сделала свое дело. А ниточкой, потянув за которую, она размотала весь (или почти весь) клубок земельных проблем украинской Ривьеры, стали так называемые крымскотатарские самозахваты земли. Палаточные городки репатриантов выросли в нескольких поселках Большой Ялты в разгар курортного сезона. Свою акцию пикетчики объясняли тем, что с начала 90-х годов из трехтысячной очереди под строительство жилья получили землю только 210 крымских татар. Зато за последние годы практически весь Южный берег, от Фороса до Алушты, постепенно превращается в сплошной забор, за которым растут под надежными крышами (и в прямом, и в переносном смысле слова) десятки и сотни частных особняков.

Так что не зря отчет бригады Генпрокуратуры Украины о проведенной на полуострове проверке начинается с незаконного строительства ресторана и базы отдыха в районе источника Хаста-Баш, что в переводе с крымскотатарского означает "Больная Голова". Канализационные стоки ресторана, как выяснилось, попадают прямо в источник, питающий водой Алупку, Кореиз и часть Ялты. Это, впрочем, частности. Гораздо больше угрожают здоровью местных жителей и приехавших подлечиться на крымских курортах граждан... беспорядочные рынки, на большинстве которых отсутствуют санитарно-ветеринарные лаборатории и, конечно, несанкционированные помойки, а также кладбища.

Но, конечно, не из-за этих "невинных" нарушений попали за решетку высокопоставленные особы местного южнобережного масштаба. Пожалуй, самая колоритная фигура среди них — Валерий Андык. Мэр Алупки давно из-за своих шалостей с подведомственной землей стоял костью в горле у крымского руководства. Ни разжевать, ни проглотить его не сумели — по закону о местном самоуправлении "всенародно избранный" господин Андык Симферополю неподотчетен.

Дурные манеры не изменили мэру и в отношениях с бригадой Генпрокуратуры. За все время проверки он ни разу не появился на рабочем месте, а его подчиненные отказались предоставлять следователям какую-либо документацию. Кончилось все возбуждением уголовного дела в отношении Валерия Андыка. В ходе обыска в помещении поселкового совета-саботажника были найдены сотни заявлений граждан с просьбами о выделении земельных участков, о предоставлении материальной помощи, обследовании аварийных зданий. Все они не регистрировались и не рассматривались на протяжении трех лет. Местных жителей, конечно, жаль. А их избранника теперь ждет тюремная камера.

Коллега мэра Андыка — голова Симеизского поссовета Николай Макаренко тоже пока скрывается от Фемиды и объявлен в розыск. Описывать все его подвиги не хочется из опасения, что это станет пособием для начинающих коррупционеров. Перечислим лишь некоторые: выделение участков иногородним гражданам через подставных лиц, выдача фиктивных государственных актов на право частной собственности на землю, умышленное занижение арендной платы.

Не отличается оригинальностью и грехопадение мэра Алушты Алексея Нечаева. В течение двух последних лет подведомственный ему горисполком заключил 450 договоров о земельных отношениях, при этом нарушения зафиксированы в 124 случаях. В перечне злоупотреблений — уклонение от составления договоров об аренде, потворствование самозахватам земли, передача коммунального имущества в частные руки и многое другое. Еще одна заслуга мэра Нечаева, не отмеченная работниками Генпрокуратуры, — создание особого климата в горсовете. Его депутаты, разделившиеся на сторонников и противников мэра, избрали нетрадиционный способ выяснения отношений — поджоги недружественных автомобилей.

Реклама на dsnews.ua

Очередной арестант — глава Партенитского поссовета Константин Попандупуло. Его отклонения от законности действительно дорогого стоят. Только одна сделка о передаче частной строительной фирме "Профессионал" незавершенного 36-квартирного 9-этажного дома, находившегося до этого в коммунальной собственности, обошлась территориальной громаде в 960 тыс. грн.

Побить этот рекорд смогли только в Ялте, где от злоупотреблений должностных лиц бюджет потерял лишь на одном из преступных эпизодов 2,2 млн грн. Если здесь и выделялись незаконно земли, то, к примеру, на территории всемирно известного Ливадийского дворцово-паркового комплекса. Обобщая опыт южнобережных нарушений земельного законодательства, Генпрокуратура почему-то обошла молчанием самые громкие земельные скандалы Крыма последних лет. Скажем, строительство аквапарка в Голубом заливе, которое Николай Янаки — бывший зять бывшего спикера Леонида Грача — вел без разрешительных документов. Или возведение частных особняков на территории Никитского ботанического сада. К сожалению, не прозвучал и вопрос, чем же в ожидании проверки своих киевских коллег все эти годы занималась Крымская прокуратура? Судя по доброжелательным высказываниям замгенпрокурора Татьяны Корняковой в адрес прокурора республики Александра Доброреза, ему ничего не грозит. А вот под прокурорами Симферополя, Евпатории и Ялты кресла ощутимо зашатались.

    Реклама на dsnews.ua