• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Управление нефтепроводами изменено

Реклама на dsnews.ua

Президент изменил систему управления украинскими нефтепроводами и ликвидировал должность специального уполномоченного Украины по вопросам Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК). Соответствующие новации закреплены в указе главы государства от 15 мая.

Отныне частично денонсированный указ от 7 декабря №1316 был принят в целях концентрации управления нефтетранспортной отраслью. Кроме введения должности специального уполномоченного, этот документ предусматривал объединение нефтепроводных активов в рамках единого ОАО "Укртранснафта". В компетенцию уполномоченного входило управление этой компанией, заключение контрактов на транспортировку нефти по территории Украины и проведение международных переговоров по вопросам развития транзита. Эту должность до ее упразднения занимал Александр Тодийчук, который сразу после нынешнего поручения Президента заявил об уходе с поста президента ОАО "Укртранснафта".

Указ Леонида Кучмы возложил дальнейшую ответственность за реализацию ЕАНТК на Кабинет Министров, что, очевидно, преследует цель восстановления разорванной цепи исполнительской субординации в отрасли. Доныне в исполнительскую вертикаль украинской транспортировки нефти было заложено двойное противоречие: деятельность возглавлявшего "Укртранснафту" специального уполномоченного регулировалась исключительно указами и поручениями Президента. В то же время НАК "Нафтогаз України" добился от ФГИУ права управления имуществом этой компании, считая, что стратегической нефтетранспортной отраслью можно руководить безо всяких там публичных указов и поручений Леонида Кучмы. Второе и, видимо, главное противоречие состояло в полном отстранении Минтопэнерго и Кабинета Министров от управления нефтяным транспортом — и глава "Укртранснафти", и глава НАКа предпочитали напрямую работать с Президентом "через голову" отраслевого ведомства и Кабмина.

Упомянутые нестыковки спровоцировали многочисленные конфликты между чиновниками (каждый из исполнителей бежал жаловаться к своему начальнику, что в итоге напрочь лишало структуру всяческой управляемости). Не осталась в стороне от этого правила и украинская отрасль транспорта нефти. Менеджмент "Укртранснафти" с самого момента ее создания вместо единоначалия, вполне закономерного для полностью государственной компании, предпочел разбиться на две "фракции". Одна, возглавляемая специальным уполномоченным и главой правления компании Александром Тодийчуком, курировалась аппаратом СНБО Украины, во главе другой стоял один из заместителей г-на Тодейчука, и ее взяла под контроль НАК "Нафтогаз України". Обе "фракции" придерживались полярных взглядов на формирование украинской политики транспорта нефти, что делало конфронтацию между ними неизбежной. Так, команда Тодийчука, будучи под неусыпным присмотром СНБО, видела свою задачу прежде всего в борьбе с любыми проявлениями ущерба, наносимого государственной нефтетранспортной политике страны. В свою очередь команда оппонентов Тодийчука зачастую демонстрировала уверенность в том, что после разгосударствления крупнейших НПЗ и нефтегаваней Украина потеряла право формировать собственную государственную нефтяную политику.

Под лозунгом "долой политизацию нефтепроводов" одна из команд менеджмента "Укртранснафти" в 2003 г. взялась за замораживание участия Украины в европейском проекте ЕАНТК и начала поддержку проекта передачи нефтепровода Одесса — Броды в управление одной из российских нефтекомпаний. Другая команда выступила против. В итоге в государственной компании разразился конфликт и развитие ряда ее проектов оказалось парализованным.

Апогеем противостояния разных групп менеджеров "Укртранснафти" можно считать прошедшее летом 2003 г. годовое собрание акционеров компании, в результате которого единственный акционер (НАК "Нафтогаз України") урезал полномочия главы правления Александра Тодийчука. К весне этого года конфликт стал и вовсе живописным. 21 апреля по иску одного из менеджеров "Укртранснафти" суд Голосеевского района Киева запретил проведение очередного собрания акционеров до урегулирования внутренних процедур, формализующих легитимность органов правления ОАО. Рассматривая иск, суд пришел к выводу, что включать в повестку собрания вопросы о внесении изменений в устав и органы управления "Укртранснафти" может только правление этой компании, которое до сих пор не сформировано.

Борьба двух групп менеджмента и концепций развития сопровождалась взаимными обвинениями в финансовых нарушениях. Так, сторонники передачи украинского нефтепровода в руки российской компании обвинили Александра Тодийчука в том, что тот передал право операционного обслуживания порта Южного украинско-казахстанскому "Транс- Югу". Сторонники европейского выбора "Укртранснафти", в свою очередь, заверили, что в этом решении нет ничего незаконного, поскольку СП было создано Украиной и казахской госкомпанией "КазМунайГаз" в результате межправительственного соглашения. В то же время они заявили, что после лишения г-на Тодийчука полномочий его оппоненты предоставили эксклюзивные права на операционное обслуживание терминала Южный оффшорной компании "Коллайд Лтд" (по данным газеты "День", этот оффшор учредили малоизвестные в Украине нефтекомпании "Ток инвестменс" и "Фортнисс").

Реклама на dsnews.ua

Нынешнее решение Президента о передаче функций координации проекта ЕАНТК Кабинету Министров, по всей видимости, является запоздалой реакцией на затянувшийся конфликт, погрузивший в оторопь ряд перспективных зарубежных инвесторов украинской нефтетранспортной системы.

    Реклама на dsnews.ua