• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Программа выживания для спиртзаводов

Реклама на dsnews.ua

Как и следовало ожидать, после судьбоносного Указа Президента №175 апрель стал горячим месяцем для спиртовой отрасли — в правительстве регулярно проводятся совещания, где решаются вопросы, быть или не быть такому количеству спиртзаводов в Украине, что с ними делать и как контролировать производство столь важной для бюджета продукции. Естественно, расправиться с лишними мощностями проще простого, но не исключено, что уже через два-три года стране пригодятся не только все ныне простаивающие предприятия, но и необходимо будет строить новые.

Загубленный потенциал

Сегодня можно с гордостью вспоминать, что в советские времена Украина была не только житницей, но и спиртопроизводителем всесоюзного значения. Мощности отечественных заводов позволяли выпускать до 70 млн дал спирта (учитывая технический), до 70% которого экспортировалось в союзные республики. "Этих показателей предприятия отрасли достигли в 95–96-х годах, когда работала давальческая схема, — рассказал в интервью "ДС" народный депутат Григорий Калетник, до недавнего времени возглавлявший Винницкое спиртобъединение. — Если бы чиновники как следует подумали, то вряд ли стали бы рубить на корню давальческую схему. Таким образом, мы своими же руками создали заводы-конкуренты в Казахстане, Молдове, России и перекрыли для своей продукции каналы экспорта. Естественно, у этой схемы были существенные просчеты, когда за чемоданную валюту покупалось украинское зерно, и из него производился спирт для внутреннего рынка. Но правильнее было бы ужесточить контроль, чем полностью отказываться от этой схемы". Тем более по прошествии лет после того как давальческая схема была запрещена приходится констатировать, что существенной легализации рынка водки и ликероводочной продукции так и не произошло.

Так что можно считать, что неслучайно в указе №175 фигурирует положение о необходимости возрождения давальческой схемы. Однако, по мнению г-на Калетника, "давалка" уже не в состоянии восстать из пепла, поскольку все связи с внешними заказчиками оборваны и об экспортных возможностях Украины все забыли.

Ломать — не строить

Тем же январским указом №175 Президент поручил Кабмину до 1 апреля разработать механизмы выведения из эксплуатации убыточных или же не использующих в полной мере свои мощности спиртзаводов. И совсем недавно председатель госдепартамента продовольствия Минагрополитики Евгений Лавров озвучил предложение правительства закрывать или перепрофилировать заводы, которые не смогут заключить договоры на поставки спирта на год вперед. Конечно, инициатива благородная и довольно смелая, но именно поэтому она вряд ли воплотится в жизнь — слишком уж легко будет определить теневиков, а это устраивает далеко не всех, причем на самых разных ступеньках власти.

Тем не менее в "Укрспирте" уже смирились с тем, что из ныне существующих спиртзаводов будут продолжать работать отнюдь не все. Главный экономист концерна "Укрспирт" Владимир Маховка, сравнивая нынешнюю ситуацию в спиртовой отрасли с оставшимися не у дел и закрытыми предприятиями ВПК в послевоенное время, признает, что, например, в Германии производителей спирта очень много. "Производство там нередко находится на уровне примитивного самогонного аппарата: сбраживают все подряд — сливу, грушу и пр., а очищают спирт на большом заводе, — говорит г-н Маховка. — Можно, конечно, построить один завод, который будет удовлетворять потребности всей страны — в Америке есть такие гиганты, но что делать с рабочими местами в сельской местности?"

Реклама на dsnews.ua

Бытует и такое мнение, что сокращение количества спиртзаводов на руку крупным производителям ликероводочной продукции, которые таким образом намерены контролировать сырьевую базу, и именно они лоббируют закрытие избыточных мощностей.

Частные собственники

Сегодня опять приобретает актуальность вопрос приватизации спиртзаводов. Производители ликероводочной продукции, ранее считавшие разгосударствление губительным для отрасли, кардинально изменили свою позицию. Теперь они уверены, что спиртовая отрасль, продолжая находиться в государственной собственности, по сути, оказалась заложницей ситуации. "Продукция зачастую производится на морально устаревших мощностях, и предприятия просто не располагают средствами для модернизации, — рассказывает директор Ассоциации "Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака" Владимир Демчак. — Для того чтобы быть уверенными в качестве сырья, ликероводочные компании вынуждены на свой страх и риск инвестировать спиртзаводы, с которыми они работают на постоянной основе". Сегодня по такой схеме со спиртзаводами работают, например, компания "Немирофф" — Немировский спиртзавод, Одесский коньячный — Новоселковский завод, "Союз-Виктан" — Липницкий завод.

Но позволить себе такие "благотворительные" вложения в государственную собственность могут пока немногие, остальным же нужны определенные гарантии. Естественно, частных собственников будут интересовать в первую очередь сильнейшие предприятия, но государство вправе предложить к приватизации убыточные и лишние заводы, на которых и так собираются поставить крест. И пусть инвесторы сами делают их прибыльными.

Добавки — будущее спиртзаводов

Есть у спиртовой отрасли еще один выход. По мнению г-на Калетника, для удовлетворения спроса на пищевой, медицинский и технический спирт, который составляет порядка 20–25 млн дал, вполне достаточно оставить из существующих 70 (из них 40 числятся работающими) 15–17 заводов со средней мощностью 700 тыс. дал в год. Но остальные заводы вовсе нет необходимости закрывать. Большинство же следует переориентировать на производство высокооктановой кислородосодержащей добавки к бензинам (ВКД), также известной под названием биоэтанол. Соответствующая программа в Украине уже реализовывается: с 1998 г. выпуском ВКД занимаются 11 предприятий. "Под производство биоэтанола выделены мощности в 50 тыс. тонн в год, но заводы за все эти годы выпустили 50 тыс. тонн ВКД, — сообщил Владимир Маховка. — Проблема состоит в том, что у биоэтанола нет рынка сбыта". Что, в общем-то, вполне понятно, ведь смесевые бензины на 8–10% дороже обычных, а, кроме того, спиртовики посягают на вполне определенную долю рынка нефтепереработки.

В "Укрспирте" считают, что для формирования рынка сбыта необходимо обеспечить экономическую заинтересованность нефтеперерабатывающих заводов в производстве смесевых бензинов (имеется в виду специфическая ставка акцизного сбора) и ввести обязательные квоты на использование смесевых бензинов. На рассмотрение в Верховную Раду уже внесен соответствующий законопроект №4444 "О развитии производства и потребления биологических видов топлива", в котором предусматриваются нормы обязательного использования биотоплива при производстве бензинов и дизельного горючего в Украине: 2005 г. — не менее 1%, 2006 г. — не менее 2%, 2007 г. — не менее 5% (3% — для дизельного горючего). По мнению автора законопроекта Григория Калетника, таким образом Украина не только сократит свою зависимость от импорта энергоносителей, но и полностью обеспечит работой спиртовую промышленность. Вполне вероятно, что при благоприятном развитии событий возникнет необходимость и в строительстве новых спиртзаводов, поскольку минимальная потребность Украины в ВКД оценивается в 100 тыс. т в год, а оптимальный объем потребления составляет 250–300 тыс. т.

Естественно, все это лишь перспективы, а сегодня водочники уверяют, что под видом ВКД производят теневой пищевой спирт. Президент Украинской водочной компании "Немирофф" Яков Грибов утверждает, что нужно навести порядок в сфере производства ВКД: определить перечень предприятий, которые должны производить только эту добавку и никаких иных видов продукции, отгрузка ВКД должна осуществляться только на НПЗ. Собственно, все эти нюансы и учтены в законопроекте №4444, на который спиртовики возлагают большие надежды.

    Реклама на dsnews.ua