• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Канальный скандал

Реклама на dsnews.ua

Румыния против нарушения ее монополии на прохождение судов из Черного моря в Дунай

На прошлой неделе состоялись очередные консультации на уровне экспертов внешнеполитических ведомств двух государств, на которых Украина снова пыталась объяснить бессмысленность претензий Румынии относительно строительства альтернативного украинского канала Дунай — Черное море.

Суть претензий румынской стороны заключается в том, что Минтранс Украины вопреки международной практике начал работы по строительству нового глубоководного канала, не известив Румынию. Ситуация была усугублена еще и тем, что Киев начал работы в районе дунайского трансграничного биосферного заповедника, который поделен территориально между Украиной и Румынией, что вызвало беспокойство наших соседей относительно возможных последствий строительных работ для совместного заповедника. Тем более что украинские экологи заявляют: сооружение канала в центре заповедника нанесет непоправимый ущерб природе. Украинская сторона на это ответила встречными претензиями и развеяла несколько мифов, сложившихся вокруг строительства.

Дело в том, что работы по созданию канала ведутся по гирлу Быстрое, которое имеет естественные глубины для начала судоходства по нему судов с осадкой около 5 м, а для предоставления услуг более крупным судам требуются незначительные дноуглубительные работы на двух-трех участках. Для реализации первого этапа проекта и открытия судоходства необходимо только прорыть трехкилометровый канал в так называемой баровой части — при выходе гирла в море. То есть речь сейчас идет о работах не в заповеднике, а на прилегающих к нему территориях, что ставит под сомнение объективность претензий. Кроме того, как рассказали "ДС" в украинском транспортном ведомстве, специально для нового канала разработаны правила прохода судов.

Предполагается установить запрет на проход судов, не имеющих сертификатов соответствия конвенциям MARPOL и SOLAS по предотвращению загрязнения окружающей среды и обеспечению безопасности судоходства. При прохождении каналом запрещена подача всех звуковых сигналов. Проход судов длиной более 150 м разрешается только в светлое время суток и при условии стабильной видимости не менее 2 морских миль. Причем скорость движения судов не должна превышать 8 узлов. При соблюдении этих условий ущерб природе от работы канала будет минимальным. Тем не менее экологи выступают за альтернативный шлюзовой проект через Жебрияновскую бухту. Минтрансу он обойдется в $60 млн, что в два раза больше стоимости работ по Быстрому. Но самое главное, его строительство отодвигает сроки открытия канала как минимум на год.

Логика действий румынской стороны вполне объяснима. Если сейчас мы контролируем около 3% грузопотоков в устье Дуная, то с вводом в эксплуатацию канала сможем получить до 60% потоков, а это сотни миллионов долларов за проход судов, дополнительные заказы на грузопереработку в украинских портах Дуная (Измаильский, Ренийский и Усть-Дунайский) и заказы на судоремонт (Измаильский и Килийский судоремонтные заводы) и т. д. Если же учесть, что в ближайшие несколько лет Россия намерена реализовать проект создания международного транспортного коридора Волга — Дон — Черное море — Дунай с выходом на морские линии каспийских государств, обороты которого, по самым скромным подсчетам, составляют около $1 млрд, то вопрос наличия каналов становится еще более злободневным. Если Украина сможет вовремя открыть канал, это сильно ударит по интересам Румынии. Тем более что расчетная стоимость прохода судна по украинскому каналу составит от 12 до 30 центов за кубометр водоизмещения судна в зависимости от ряда условий, тогда как проход по румынскому каналу стоит около 75 центов. Надо отметить, что двойные стандарты в подходах наших соседей подтверждает тот факт, что на румынской стороне каналы также проходят по заповеднику и яростных протестов экологов это не вызывает.

Пока же Украина полным ходом ведет строительство канала, открытие которого намечено на конец августа. Стоимость проекта составит около 170–180 млн грн., первый экспериментальный этап обойдется в 37,7 млн грн. Инвестиции должны окупиться за 9 лет.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua