• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Деньги снова похудеют. Добившись принятия поправок в бюджет, правительство еще больше раскрутило инфляционную карусель

Реклама на dsnews.ua

Подкорректированный до 9,8% (ранее — 8,6%) показатель инфляции, который был учтен при перерасчете доходной части казны, выглядит нелепо оптимистичным. Даже не принимая в расчет масштабный объем "социальных" денег, которые выплеснутся на рынок в ближайшее время, на данный момент скопилось достаточное количество иных рисков, способных подстегнуть дальнейшее повышение потребительских цен. И хотя инфляционного всплеска (до 20% и более), предрекаемого накануне принятия бюджета, возможно, удастся избежать, рост цен может оказаться довольно значительным. "Наш оптимистический прогноз по инфляции на текущий год — 14–15%. Пересмотр его в сторону повышения обусловлен, в первую очередь, увеличением социальных расходов бюджета. Однако есть и другие факторы, способные раскрутить инфляцию. Например, недавнее повышение тарифов на железнодорожные перевозки. Последствия этого будут заметны уже через какое-то время. Немаловажны и инфляционные ожидания производителей, которые с начала года стали поднимать цены и таким образом раскручивать инфляционный процесс", — считает научный сотрудник Института экономических исследований Елена Билан. По подсчетам экспертов, подорожание железнодорожных перевозок повысит себестоимость производства в горно-металлургическом комплексе на 15%, цемента — на 20%, что в свою очередь спровоцирует виток цен в строительстве. Аналогичное удорожание ожидает и другие отрасли, привязанные к перевозкам.

Свою лепту в рост цен внесут и финансовые рынки. Отложенная инфляция таится на депозитном поприще. В НБУ констатируют, что банковская система уже успела оправиться от декабрьского кризиса 2004 г., восстановив объемы вкладов населения, — после прошлогоднего падения до 40 млрд грн. они успели увеличиться на 1 марта до 47,7 млрд грн. Причем финансисты отмечают, что вложения рядовых граждан не перестают расти, несмотря на снижение депозитных ставок. Изначально экономисты предрекали, что эти деньги также должны были стимулировать инфляцию. Ведь привлеченные средства должны быть вложены финучреждениями в активные операции, прежде всего кредитование. Такое выплескивание денежной массы в экономику лишний раз подпитывало бы рост инфляции. До сих пор спасало ситуацию лишь то, что банкиры остерегались вкладывать существенные средства в кредитование. По данным Нацбанка, если увеличение средств физических и юридических лиц в банках за первые два месяца года составило 6,9%, то рост вложений в экономику — только 1,8%. "Сейчас финансовые учреждения по политическим причинам несколько притормозили кредитование, однако, после того как будут расставлены все точки над "і", они возобновят его в прежних объемах, и тогда вклады населения, аккумулированные на счетах, пойдут в реальный сектор", — рассказал исполнительный директор по экономическим вопросам НБУ Игорь Шумило. А значит, этот инфляционный фактор все равно сработает.

Вполне вероятным сегодня становится сценарий, при котором правительство само будет стимулировать повышение индекса потребительских цен. По данным Госкомстата, дефлятор ВВП (средневзвешенный уровень цен на все товары и услуги, формирующие ВВП) по итогам февраля составил 16%. Взяв при расчетах бюджетных доходов показатель прироста внутреннего валового продукта, Кабмин автоматически согласился и на заложенную в нем инфляционную составляющую. Следовательно, инфляция менее 10% может поставить под угрозу запланированное наполнение казны. "Для выполнения бюджета правительство будет заинтересовано накручивать инфляцию, дотягивая ее до уровня 16%. Цифры 9–11% не соответствуют расчетам макроэкономических показателей, которые приняты для обоснования роста сбора базовых налогов. Если такой темп инфляции удастся сохранить, бюджет просто не сведет концы с концами", — убежден президент неправительственного Центра рыночных реформ Владимир Лановой.

Тем не менее экономически подкованный Кабмин уже объявил о начале антиинфляционной кампании. Центральное место в ней по традиции отведено Нацбанку. "Поскольку минимальная пенсия, согласно закону, введена с 1 января, то есть ресурс предусмотрен с начала 2005 года, это требует от правительства и Национального банка привлечения инструментов, которые не повлияли бы на инфляцию, не дали бы толчка к повышению цен. Дополнительное увеличение зарплат и пенсий принесет в экономику порядка 1,2–1,4 млрд грн. ежемесячно. Мы здесь используем определенные инструменты, но ожидаем адекватных действий от Национального банка Украины", — заявил министр финансов Виктор Пинзеник. От НБУ ждут традиционных для таких ситуаций мер — активного связывания денежной массы. Полагают, что центробанк прибегнет к повышению резервных требований к своим подопечным. Заморозив больше гривни на корсчетах, он минимизирует ее попадание в экономику. Теперь слово за председателем НБУ Владимиром Стельмахом.

    Реклама на dsnews.ua