• USD 39.7
  • EUR 42.8
  • GBP 49.8
Спецпроекты

Парламентский блицкриг премьера

Реклама на dsnews.ua

Юлия Тимошенко не намерена терпеливо сносить нападки политических оппонентов. Активный PR Юлия Владимировна желает помножить на увеличение влияния в парламенте. Процесс формирования премьерской мегафракции в полном разгаре. Причем угадать, кто станет новым неофитом БЮТ, стало практически невозможно, так как теперь никаких идеологических и моральных ограничений не осталось.

Двойной подъем
Парламентская фракция Юлии Тимошенко захватила бесспорное лидерство в ВР по динамике роста. После вхождения в БЮТ близкого Виктору Пинчуку основателя "Таврийских игр" Николая Баграева и запорожского бизнесмена Василия Хмельницкого, некогда предпочитавшего финансировать Партию зеленых, премьерский оплот достиг 37 депутатских штыков и стал в парламенте четвертым по численности. Еще зимой бютовцев было 19 — такая цифра верных соратников Тимошенко держалась годами. Приход Баграева и Хмельницкого завершил поглощение БЮТом развалившейся группы "Союз": из 13 бывших ее членов 10 — теперь в премьерской фракции.

Эра рекрутирования тимошенковцами новых кадров началась с весны. 1 марта Олег Белорус объявил, что бютовцами желают стать полсотни депутатов, но подчеркнул, что всех принять не смогут. Условием вхождения во фракцию, по словам Белоруса, являлось требование для неофитов вступить в одну из партий БЮТ. Уже через несколько дней фракцию пополнили два экс-агрария (Михаил Гладий и Александр Борзых), два экс-эсдека (Олег Лукашук и Александр Абдуллин) и один бывший член НДП — Сергей Шевчук. Новые тенденции вызвали недовольство фракционных ветеранов, но дверью хлопнул только Степан Хмара.

Судя по всему, весенняя акклиматизация прошла успешно как для новичков, так и для стариков, так что с лета Тимошенко решила не препятствовать новым депутатским вливаниям в свою фракцию. "Нужно иметь право прощать людей и давать шанс на другую жизнь", — так Юлия Владимировна на прошлой неделе прокомментировала переход в БЮТ депутатов из бывшего прокучмовского большинства. Премьер считает, что в ее фракцию подались те, кто был под игом старой власти, а нынче способен занимать самостоятельную позицию. Под самостоятельностью, вероятно, подразумевается полная поддержка правительства.

Чьи, новобранцы, будете?
Бытует мнение, что вливание "союзовцев" в БЮТ стало результатом переговоров Юлии Тимошенко с Виктором Пинчуком. Впрочем, кроме Николая Баграева, из новоприбывших стопроцентным человеком хозяина "Интерпайпа" является еще только один — экс-глава правления интерпайповского ОАО "Новомосковский трубный завод" Николай Солошенко. Бывший замдиректора "Криворожстали" Игорь Смияненко все же больше близок к ушедшему в глубокую тень Олегу Дубине. Кстати, в Луганске бывшего первого вице-премьера всегда считали своим. А луганчанин — экс-директор Алчевского меткомбината Энвер Цкитишвили был на вверенном ему предприятии представителем ИСД и слывет приближенным Сергея Таруты. Луганчан в данном бютовском призыве еще четверо — многолетний "угольный генерал" Геннадий Астров-Шумилов, бывшие директора Лутугинского завода прокатных валков Николай Будагъянц и "Лугансктепловоза" — Николай Мельников, наконец, острослов Гапочка, также, кстати, Николай. У Василия Хмельницкого, равноудаленного и от Пинчука, и от Луганска, в БЮТ, видимо, своя программа.

Премьер, ангажировав новых членов, не только укрепила фракцию, но и установила свою монополию на Луганщине. Такое количество мажоритарщиков из этого региона под рукой плюс губернатор Алексей Данилов, чей соратник Михаил Бродский нынче активно обустраивает "Батьківщину", — серьезная заявка на успех в этом регионе в 2006 г.

Фракции под премьеров
Ранее каждый из украинских премьеров имел в парламенте своих депутатов, на которых мог опереться. Некое структурирование этого процесса произошло в 1998 г. после первых выборов по смешанной избирательной системе. Тогда НДП, с трудом преодолев 4%-ный барьер, в считанные дни собрала фракцию почти в 100 депутатов. Безусловно, это объединение было не столько под премьера Валерия Пустовойтенко, сколько просто пропрезидентским, но поддержку правительства они обеспечивали. Между прочим, к концу прошлой каденции ВР фракция НДП оказалась на грани исчезновения.

Реклама на dsnews.ua

Виктор Ющенко во времена своего премьерства опирался сразу на три фракции — обеих Рухов и "Реформы-Конгресс", все они стали в будущем основой блока "Наша Украина". Анатолий Кинах в свое время решил сблизить своих промышленников-предпринимателей с "Трудовой Украиной", собрав фракцию из 40 депутатов, но после ухода своего лидера из Кабмина члены ПППУ постоянно были довеском в различных фракциях, и только после нынешнего возвращения Анатолия Кирилловича в правительство обрели самостоятельную фракционность. Для обеспечения численности "Регионов" под премьера Виктора Януковича своим "Европейским выбором" пожертвовал Николай Азаров. Ныне "регионалы" находятся в предчувствии обвала, который, если, конечно, он случится, станет вполне логичным, учитывая предыдущий опыт экс-премьерских фракций.

Нынешние нюансы формирования тимошенковского депутатского мегаобъединения не стали исключением из сложившегося в стране правила. Фракция собирается под премьера, а не наоборот, как это принято в странах развитого парламентаризма. Следовательно, ее численность будет напрямую зависеть от политической судьбы Юлии Тимошенко. Об идеологическом единстве фракции не может быть и речи. Что объединит бывших радикальных оппозиционеров (Левка Лукьяненко, Андрея Шкиля или Григория Омельченко) с представителями режима, с которыми они вчера боролись? Ничего, кроме взаимной неприязни.

Тимошенко не остановится
Тем не менее Юлия Тимошенко готова и дальше придерживаться выбранной стратегии и совмещать несовместимое. Соревноваться с "Нашей Украиной" БЮТ, вероятно, даже не станет пытаться, а вот ликвидировать численное превосходство КПУ и "Регионов" ей по силам уже к осени. Ведь существует еще большой резерв внефракционных депутатов, а после эпизода с "Союзом" можно ожидать любых аншлюсов. Уже не станет сенсацией, например, вхождение в БЮТ пребывающих на грани развала "Деминициатив" — харьковский избиратель в будущем тоже пригодится.

Мотивы внутрипарламентской активности премьера очевидны. Бютовцам нужны деньги и организационные мощности в необжитых регионах, что вполне могут обеспечить новички. С ростом фракции премьер также увеличивает свою общеполитическую мощь. Как бы ни складывались конфигурации к парламентским выборам, этот процесс жизненно необходим при любых обстоятельствах, будет Юлия Владимировна и блок ее имени избираться самостоятельно или в коалиции с президентским. В последнем случае прирост влияния в ВР наряду с растущим рейтингом станет сильным аргументом в переговорах о местах в общем предвыборном списке.

    Реклама на dsnews.ua