• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

НБУ может навредить вкладчикам

Реклама на dsnews.ua

Нацбанк на прошлой неделе пригрозил банкирам санкциями за завышение кредитных ставок. Не исключено, что уже в ближайшее время НБУ прибегнет к административным мерам влияния на кредитно-депозитный рынок.

Административно-рыночные рычаги
Формулировки претензий Нацбанка к подопечным уже стали классикой. Ведомство Владимира Стельмаха в который раз вспомнило о своих достижениях: восьмое снижение с начала 2001 г. учетной ставки (с 27 до 10% годовых), пятое уменьшение нормативов обязательного резервирования (средняя норма снизилась с 15 до 10%). После чего главный банк не преминул обвинить коммерческие в том, что они не хотят идти с ним в ногу. "Правление НБУ обеспокоено кредитной политикой банков, которая не соответствует экономическим процессам и не ориентирована на развитие и рост внутреннего рынка", — говорится в послании Нацбанка. Подкреплены такие заключения анализом финансовых рынков: в частности, банкирам вменяется в вину то, что "разрыв между средними процентными ставками по привлеченным средствам и по кредитам составляет 20–22 процентных пункта". Другими словами, финансистов назвали спекулянтами, которые пытаются заработать на максимальной марже между привлечением и размещением средств. В итоге Владимир Стельмах пригрозил введением административных мер управления процентными ставками на кредитном рынке. Каждому же председателю правления банка было рекомендовано рассмотреть вопрос кредитной политики на совместных заседаниях правления и совета учреждения.

Впрочем, как оказалось, подобные заявления главного банка удивили лишь руководителей финансовых учреждений на местах. В Ассоциации украинских банков "ДС" сообщили, что переговоры на предмет снижения банками стоимости кредитов ведутся уже давно. Причем не только с НБУ, а и с Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции. До сих пор экономисты не могут решить одной задачи: как при высоких депозитных ставках уменьшить кредитные. "На сегодняшний день банковские учреждения привлекли вкладов населения более чем на 12 млрд грн., еще порядка 15 млрд составляют средства на банковских счетах для юридических лиц. Цена этих ресурсов находится на уровне 20–25% годовых. Под меньшие ставки население вклады просто не понесет", — рассказал "ДС" президент АУБ Александр Сугоняко. Кстати, банкиры отметили, что приведенная в письме НБУ разница между депозитными и кредитными ставками не соответствует действительности. "Видимо, в Нацбанке суммировали все пассивы — текущие и депозитные счета, соответственно, депозитные ставки в сумме получились значительно более низкими, чем на самом деле", — предположил заместитель председателя правления банка "Форум" Ярослав Колесник.

Депозитные ставки подняли ненадолго
Ситуация на депозитном рынке на сегодняшний день далека от оптимальной. С осени прошлого года банкиры уверенно прогнозировали снижение ставок по депозитным вкладам (особенно гривневым). Такие пророчества будто бы воплощались в жизнь на протяжении октября 2001 — февраля 2002 гг., когда банкиры все меньше платили за предоставленные им ресурсы. В группе банков—лидеров по привлечению вкладов населения (АППБ "Аваль", Приватбанк, "Правэкс-банк" и др.) средневзвешенная процентная ставка по трехмесячным гривневым депозитам снизилась с 17,75 (в октябре 2001 г.) до 15,33% (в феврале 2002 г.). В группе банков — лидеров второй волны ("АЖИО", "Надра", ТАС-Коммерцбанк, Украинский кредитный банк, Кредитпромбанк, "Мрія", "Форум", "ВАБанк", УкрСиббанк и др.) средняя процентная ставка по гривневым депозитам за тот же срок снизилась с 20,5 до 18,44%. Аналогичная картина наблюдалась по шести- и двенадцатимесячным депозитам. Полугодовые вклады в феврале банки первой группы предлагали размещать под 17,5% годовых (еще осенью прошлого года они стоили до 20% годовых). Упали ставки и по годовым депозитам — с 27 до 21%. Еще в начале года финансисты обещали действовать в том же духе, уменьшая свои депозитные ставки по вкладам в национальной валюте до уровня 19–21% годовых. Менее были подвержены колебаниям ставки по депозитным счетам в иностранной валюте, которой цену сложили уже давно. Более всего удивляло, что в такой вроде бы не очень благоприятной для вкладчика ситуации деньги в банки продолжали нести, но до определенного момента.

Уже в марте многие банковские учреждения начали ощущать нехватку пассивов, прежде всего гривневых. Этому находили как минимум два объяснения. Первое — население начало меньше доверять украинской валюте: если зимой гривневые депозиты превалировали над долларовыми, то уже в начале марта наблюдалась противоположная тенденция. Всему виной заявления о необходимости девальвации гривни, которые зазвучали из уст власти предержащих, активно призывавших начать движение в сторону 5,6–5,7 грн./$1. Второе и, наверное, главное объяснение пассивности вкладчиков — это предвыборная страда, которую ждали и которой боялись. Боялись преимущественно банковские учреждения, ибо им в очередной раз напомнили о так называемом человеческом факторе. "Вкладчики задавали вопрос: участвует ли наш банк в выборах? Чем больше банк завязывался на политику, тем активнее из него вытекали депозиты", — рассказал "ДС" заместитель председателя правления банка "Финансы и Кредит" Игорь Сметанин. Правда, не во всех финучреждениях речь шла об оттоке средств в полном смысле этого слова. Преимущественно клиенты просто не продлевали свои депозитные договоры, которые переподписываются из года в год.

Понятно, что банки среднего звена в срочном порядке начали закрывать образовавшиеся в пассивах дыры. Пошли по уже проторенному пути, повышая депозитные ставки. "Банкиры были вынуждены повышать проценты по вкладам, нам тоже приходилось это делать, чтобы идти в ногу с рынком. Хотя уже сейчас многие заговорили о том, что не следует и дальше накручивать процентные ставки", — отметил Ярослав Колесник. Вполне нормальной ставкой по гривневым среднесрочным депозитам стало 30% годовых, годовым вкладам в валюте — 10–11% годовых. Против раскручивания депоставок как всегда выступили крупнейшие банки. "Если кто-то предлагает высокие процентные ставки по привлеченным средствам, то это, как правило, свидетельствует о наличии соответствующих финансовых проблем у этого банка", — считает заместитель директора департамента розничного бизнеса АППБ "Аваль" Светлана Черкай.

Впрочем, игра на повышение стоимости клиентских ресурсов долго не продлится. По признанию самих банкиров, не более месяца понадобится финучреждениям при возродившемся после оглашении результатов выборов интересе к банкам, дабы пополнить свои ресурсы. Уже в конце мая стоимость вкладов населения снова начнет медленно падать. "Банки не допустят резкого снижения депоставок, движение вниз на 2–4% годовых будет плавным. Правда, после того, как финансисты закончат рекламные кампании накануне летнего сезона", — считает Игорь Сметанин.

Реклама на dsnews.ua

Банкиры хотят договориться
Как бы там ни было, в контексте повышения стоимости ресурсов заявление главного банкира о срочной необходимости снижения кредитных ставок специалисты считают как минимум не своевременным. Единственное, на что сейчас уповают финансисты, — это дипломатические способности своих лоббистов. "В работу должна включиться Ассоциация украинских банков, которая будет пояснять Нацбанку, что банкиры попросту окажутся в минусе, если при высоких депозитных ставках начнут снижать кредитные", — отметил начальник управления активно-пассивных операций Трансбанка Юрий Лужецкий.

Для реального снижения цены кредитов совместно с НБУ необходимо решить основной вопрос — снижение стоимости ресурсов. Финансисты стоят перед дилеммой — уменьшать проценты по вкладам и терять клиентов либо выполнять волю НБУ. Последний, скорее всего, и сам не захочет стать главным виновником всех бед вкладчиков. Поэтому банкиры считают, что со временем чиновники и руководители банков договорятся и введение административного регулирования рынка не состоится. Реальное же плавное уменьшение стоимости кредитов финансисты обещают только при одном условии — увеличении доступа к ресурсам Национального банка. То есть упрощения механизма рефинансирования — возврата к схеме, по которой банки работали до 1998 г., — открытия кредитного лимита на банк (без установления обязательного правила по предоставлению в залог ценных бумаг).

    Реклама на dsnews.ua