• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Как заработать на отходах

Реклама на dsnews.ua

Производство биотоплива — пеллет и брикетов из прессованных отходов древесины и сельскохозяйственного сырья — достаточно новое, но очень перспективное и прибыльное направление бизнеса. Ведь Украина обладает огромным незадействованным ресурсом разнообразного сырья для его выпуска, а спрос на экологичное топливо из отходов на европейском рынке стабильно растет. Большая часть производимого в стране биотоплива сегодня отправляется на экспорт, но и внутренний рынок постепенно развивается. Хозяева домов и коттеджей уже оценили преимущества топливных гранул и брикетов перед традиционными углем и газом и все чаще выбирают их для отопления своих домов. Запуск такого производства потребует относительно небольших инвестиций: стартовые вложения составят порядка $500–700 тыс. евро, а затраты окупятся в среднем за три-четыре года.

Золотая жила

Массовое производство пеллет из отходов деревообработки началось в Швеции в 1984–88 гг. Чуть позже выпуском гранул занялись предприятия Канады, Дании, Австрии, Голландии, Финляндии, Норвегии, Англии, Франции, Италии. В Германии производство твердого биотоплива стартовало в 1998 г. Ежегодно его объемы увеличиваются. Так, если в 2006 г. в Европе выпускалось 4,5 т пеллет, то в 2007-м — около 5 млн т, в 2008-м — 5,3–5,5 млн т, а по данным 2009 г. — 6–6,2 млнт. В Украине же это направление начали осваивать 4–5 лет назад, и, пока производство наладили не так много компаний, у новичков при правильном подходе к делу есть хорошие шансы заполучить достойную часть этого рынка. Да и со сбытом даже в кризисные времена вряд ли будут проблемы. Согласно данным компании Fuel Alternative (консалтинг, рыночные исследования, статистика и аналитика в сфере альтернативных видов топлива и энергии, "чистых технологий") в Европе, куда поставляется более 90% наших брикетов и пеллет, спрос растет как минимум на 20% в год. Высокое потребление стимулируется решением Евросоюза довести долю возобновляемых источников энергии в общем балансе энергетики до 20%. Но поскольку объемы производства твердого топлива в Европе не поспевают за ростом спроса, существенная его часть закупается за рубежом. По прогнозам в нынешнем году объем потребления пеллет в Старом Свете по сравнению с 2008 г. утроится, причем десятая часть европейского потребления (300 тыс. т) будет поставляться украинскими производителями. Так что у отечественного бизнеса открываются неплохие перспективы для заработка.

Одновременно развивается и внутренний рынок потребления. Стимулирует его, с одной стороны, активное продвижение на рынок более экономных твердотопливных котлов. С другой — более высокие качественные характеристики такого топлива по сравнению с традиционными углем и дровами при сравнимых ценах. К примеру, твердое древесное биотопливо отличается от обычной древесины более высокой сухостью (10–12% влаги против 30–50% в дровах) и большей (примерно в 1,5 раза) плотностью. Благодаря чему при сгорании тонны пеллет выделяется приблизительно в 1,5 раза больше тепла, чем у обычных дров. Тонна гранул (1,5 куб. м) способна полностью заменить 2,5 т дизельного топлива. Преимущества альтернативного топлива не остались незамеченными потребителями. По экспертным оценкам, если в 2007 г. на экспорт шло 97% продукции, то в 2008-м уже порядка 95, а с начала нынешнего года — 90–92%.

Занимаясь твердотопливным бизнесом, вы также приобщаетесь к благородной миссии защиты окружающий среды. Твердое биотопливо экологично. При его сгорании выброс CО2 в 10–50 раз меньше, чем в угле, а зольность ниже в 15–20 раз. Немаловажно, что производить биотопливо можно из самых разных органических материалов, как древесных, так и сельскохозяйственных отходов. Соответственно, наладить выпуск брикетов и пеллет можно в любом регионе, вне зависимости от климатических условий или рельефа.

Пеллеты или брикеты?

Оба вида твердого топлива производят из коры, опилок, щепы и других продуктов лесозаготовки, а также отходов сельского хозяйства: соломы, лузги подсолнечника, листьев кукурузы и т. п. Топливные гранулы, или пеллеты, выпускают в виде прессованных цилиндров длиной 2–5 см. Тарой для них служат полиэтиленовые мешки по 15–25 кг, мягкие контейнеры (биг-бэги) емкостью 750–1200 кг, иногда трейдеры принимают товар насыпью (если производство находится вблизи порта). Брикеты — это те же пеллеты, но большего размера (25 см). Они похожи на дрова, их даже называют "евродрова". Поставляются они, как правило, в связках по 12 шт. по 96 пачек на поддоне (1 поддон весит 1 т).

Реклама на dsnews.ua

В общем объеме производства твердого биотоплива брикеты занимают порядка 15–20%. Пеллеты удобнее тем, что процесс их сжигания можно автоматизировать: достаточно один раз заполнить бункер отопительного котла, и целые сутки он будет обеспечен топливом. В случае с брикетами это невозможно, кроме того, они более громоздки и зачастую требуют специальных условий хранения. Произведенные по устаревшим технологиям (RUF и NESTRO) брикеты неустойчивы к влаге, требуют очень плотной и качественной упаковки и особых условий перевозки. Поэтому такая продукция потребляется в основном на внутреннем рынке. Новая технология (Pini&Kay) позволяет производить более качественные брикеты, востребованные на мировом рынке, но требует особой подготовки персонала и дорогостоящего оборудования. Хотя для организации производства пеллет требуются намного большие (в 5–10 раз) инвестиции, чем для выпуска брикетов, первые на мировом рынке более востребованы.

Сырье

Выгоднее всего выпускать твердое биотопливо компаниям, имеющим собственную сырьевую базу. Это, с одной стороны, решает проблему утилизации отходов производства, а с другой — позволяет либо получать дополнительную тепловую и электрическую энергию для нужд предприятия (сжигая полученную продукцию в котлах), либо дополнительные доходы (реализуя ее на рынке). В этом случае исключаются и транспортные расходы.

Для производителей, не обладающих собственной сырьевой базой, залогом успеха является долгосрочный контракт с поставщиком лузги, опилок, соломы и пр. и его близость к производственной площадке.

Практика показывает, что проще всего бывает договориться с предприятиями государственной формы собственности, поскольку для них инвестиции в производство по переработке отходов — практически неразрешимая задача. Некоторые производители располагают цеха в непосредственной близости от крупного масложирового или лесоперерабатывающего комплекса, проводят трубы к месту скопления отходов, и таким образом сырье с предприятия напрямую поступает к изготовителю твердого биотоплива. Если подобная схема нереальна, сырье можно транспортировать, хотя это станет дополнительной статьей расходов. Перевозить же его на расстояние более 40–50 км вообще нерентабельно.

Именно перебои с поставками сырья являются основной проблемой предприятий по выпуску брикетов и пеллет. Чтобы завод вернул вложенные средства в оптимальные сроки (считается, что средний период окупаемости — три–четыре года при мощности линии 2 т/час), он должен непрерывно работать с загрузкой не менее 80% от проектной мощности. Но сегодня многие предприятия масложировой, деревоперерабатывающей промышленности и аграрные комплексы активно строят собственные цеха по переработке отходов и продают "на сторону" лишь остатки опилок, лузги или соломы, нередко необоснованно взвинчивая цены.

В среднем же 1 т опилок стоит порядка 20–60 грн без транспортных расходов и 100–250 грн. с доставкой на производство. Цены на солому составляют 35–50 грн. или 100–200 грн. с доставкой. Лузга подсолнечника предлагается масложиркомбинатами за 50–100 грн. с самовывозом или за 100–

350 грн. с транспортными расходами, но ее стоимость растет, а предложение уменьшается. Самые низкие цены на опилки вам предложат госпредприятия деревообрабатывающей отрасли (зачастую они достаются производителю вообще бесплатно при условии самовывоза).

Постепенно производители осваивают новые виды сырья. К примеру, рапсовая солома обладает цельной внутренней структурой (в отличие от полой структуры других культур), так что для производства топлива ее расходуется меньше, а при сгорании она дает больше тепла. Подумывают хозяева твердотопливного бизнеса также о виноградной лозе. По расчетам Крымской академии наук, ее ежегодный утилизируемый объем составляет 123 тыс. т. Менее востребована солома из-за более сложной технологии ее брикетирования, но ввиду большей доступности эксперты считают ее одним из наиболее перспективных материалов.

Оборудование

Выбор оборудования для производства твердого топлива в Украине не так уж широк, очевидно, поскольку этот бизнес пока находится на этапе становления. Наиболее дорогой сегмент традиционно представлен линиями немецких, голландских, австрийских и шведских брэндов. Полный комплект оборудования для производства пеллет мощностью 2 т/ч (именно такую производительность эксперты считают оптимальной для оперативной окупаемости) обойдется в 1,5–2,5 млн евро. Литовские линии (производит в основном Раздвилижский машиностроительный завод) аналогичной мощности можно купить уже за $500–600 тыс. Во столько же обойдется комплект оборудования польского производства. В Украине линии полного цикла выпускает пока лишь ООО СП "Грантех" (ТМ GRANTECH). Но некоторые наши заводы изготавливают определенные элементы производственного процесса. К примеру, грануляторы отечественного производства мощностью 2 т/ч можно купить за 350–450 тыс. грн. Примерно в таком же ценовом диапазоне продукция китайских брэндов. Однако китайские грануляторы стоит покупать исключительно у официальных представителей торговых марок. Сертифицированное оборудование от польских, прибалтийских, российских и даже китайских производителей, а также отечественная техника довольно неплохо себя зарекомендовали. Главное — приобретать ее либо из первых рук, либо от официальных представителей, предоставляющих гарантию на продукцию.

Гораздо скромнее выбор оборудования для производства брикетов. Цена полного комплекта техники от европейских производителей мощностью 2 т/ч составляет 600–700 тыс. евро. Оптимальное соотношение цена-качество у продукции белорусских предприятий ("Экобрик", "Евро-вояж", "Био-

СтарИнжиниринг") — 180–200 тыс. евро. Прессы для брикетирования выпускают многие отечественные предприятия (Черкасский приборостроительный завод, одесский "Прессмаш", запорожская "Электротехнология", днепропетровский "Днепропресс", харьковский "Политрейд"). Система, состоящая из пресса отечественного производства, доукомплектованного недорогим белорусским оборудованием (дробилкой и системой для сушки сырья), обойдется в 300–400 тыс. грн. В случае использования китайских аналогов можно уложиться в 200 тыс. грн. Но в этом случае существует высокий риск приобретения низкокачественной техники.

Оба вида оборудования (для пеллет или брикетов) позволяют выпускать продукцию как из лузги, так и из отходов деревообработки. Если со временем вы решите производить топливо из соломы, можно будет просто дополнить линию ее измельчителем (стоимостью порядка 25–26 тыс. грн.). Упаковку продукции можно осуществлять либо вручную, либо с помощью упаковочных линий для пеллет (11–15 тыс. грн.) или брикетов (12–16 тыс. грн.).

Сбыт

Ежегодно в Украине производится около 280 тыс. т твердого биотоплива и более 90% его экспортируется в европейские страны. Реализуется оно, как правило, через трейдеров, скупающих пеллеты и брикеты в разных регионах Украины и осуществляющих поставки за границу крупными партиями. В Европе наши пеллеты покупают как для отопления домов, так и для промышленного потребления.

Цены на брикеты и пеллеты на внутреннем рынке составляют в среднем 75–80 евро за тонну. Но разница в цене одной и той же продукции в зависимости от вида, размера партии и географического расположения покупателя и продавца может достигать 40%. Экспортная стоимость (при реализации через трейдеров) несколько выше — 85–110 евро. Себестоимость же производства 1 т твердого биотоплива составляет примерно 50–60 евро. Так что если у вас крупное предприятие, расположенное недалеко от польской границы или вблизи порта, есть смысл попытаться наладить сбыт самостоятельно.

Главными рынками сбыта брикетов и пеллет являются Польша, Прибалтика, Германия, Словакия, Чехия, Италия, Дания, Австрия и Швеция. Однако с начала года поставки в Австрию, Германию и Швецию стали проблематичными, поскольку с 2010 г. в этих странах введены новые стандарты для пеллет бытового назначения (ENplus) и для "индустриальных" (EN-В), используемых на промышленных предприятиях и в коммунальных котельных. Ранее твердое топливо ввозилось под единым стандартом, теперь же экспортерам необходимо сортировать пеллеты строго в соответствии с новыми регламентами зольности (для бытовых пеллет разработаны несколько классов). Из-за несоответствия этим нормам значительный объем украинской продукции оказался невостребованным.

Основными отечественными потребителями пеллет являются частные дома и коттеджные городки. Но развитие рынка сдерживают относительно низкие цены как на традиционное топливо (уголь и газ), так и дороговизна специальных пеллетных котлов. И хотя КПД хорошего пеллетного котла (95%) значительно выше, чем угольного (до 75%) и дровяного (40–60%), стоимость его на 30–50% больше (например, цена пеллетных котлов мощностью 20 кВт составляет от 3–5 тыс. евро). Впрочем, под пеллеты легко можно модифицировать и обычный твердотопливный котел. Распространенные сегодня пробные поставки продукции для отопления частных домов и коттеджных городков позволяют производителям довольно быстро нарастить клиентскую базу. Ведь пеллеты и брикеты — действительно привлекательный вид топлива. Стоимость и теплотворная способность пеллет и брикетов сравнимы с углем, но твердое биотопливо гораздо чище, выбросы углекислого газа при его сжигании минимальны. Для отопления в течение года помещения площадью 150 кв. м требуется всего 7,5 куб. м древесных пеллет. Кроме того, сжигание угля нельзя автоматизировать и необходимо регулярно утилизировать шлак, достигающий 40% от массы угля. Тогда как при использовании биотоплива зола составляет лишь 1,5% от массы топлива. Пепел убирается в современных печах и котлах всего раз в два года.

Еще одна проблема формирования рынка пеллет и брикетов в Украине — отсутствие развитой инфраструктуры продаж топливных гранул, подобной той, что уже существует в странах Европы и Северной Америки, где пеллеты получили распространение среди всех слоев потребителей. Владельцы коттеджей вынуждены покупать их не в магазинах, а большими партиями непосредственно у производителей.

Опыт производителя

Аркадий Сегал, директор Украинской биотопливной компании

Производство биотоплива — весьма перспективное направление. Немаловажно, что это не только прибыльный, но и чистый, экологически полезный бизнес. К тому же в Украине ресурс биомассы очень большой и можно выбрать оптимальный для себя вариант. Когда мы принимали решение о запуске производства, проводили сравнительный анализ разных видов сырья. В итоге пришли к выводу, что наилучший выбор — лузга. У соломы и древесных отходов, как правило, высокая влажность и их нужно сушить, а лузга обычно не нуждается в длительном подготовительном процессе.

Мы работаем на отечественном оборудовании (приобреталось непосредственно у производителя) мощностью 3 т/ч. Его закупка обошлась примерно в $600 тыс. В месяц объем выпуска составляет порядка 1–1,5 тыс. т. Лузгу для гранулы закупаем у Николаевского маслопрессового завода, с которым работаем по контракту. Она поступает в наш цех на переработку по пневмопроводу. Таким образом, налажена бесперебойная поставка сырья.

Согласно нашим подсчетам себестоимость выпуска 1 т пеллет составляет примерно 500–550 грн., включая затраты на сырье, зарплату и прочие текущие производственные нужды. По нашим расчетам, вложенные в организацию проекта инвестиции должны окупиться за три-четыре года.

Сорин Павленко, управляющий ЧП "Сорин" (Красноильск, Черновицкая обл.)

Наше предприятие было создано три года назад. Мы производим гранулы из стружки — самого чистого древесного сырья. Используем б/у оборудование, его собирали у разных производителей. Это было непросто, поскольку зачастую компоненты линии не соответствовали друг другу и приходилось приобретать новые. Но в целом производственная линия обошлась недорого — примерно в $260 тыс.

Сырье закупаем у разных деревообрабатывающих предприятий. Работаем преимущественно через частников, которые скупают стружку и привозят нам. Соответственно, сырье обходится в 350 грн./т. Но оно того стоит — из стружки получаются гранулы наивысшего качества, экспортная стоимость которых достигает 120 евро/т. Сейчас мы вводим в эксплуатацию станок по производству стружки из отходов древесины, чтобы работать на своем сырье. Этот агрегат собрали наши специалисты на основе американских аналогов. В итоге он обошелся нам в $12 тыс., тогда как оригинал из США стоит порядка $80 тыс.

Пока наши инвестиции в создание производства не окупились, но надеюсь, что, когда мы освободимся от сырьевой зависимости, предприятие станет приносить гораздо большую прибыль. В нашем регионе много "бесхозных" отходов древесины, которые можно переработать в чистую стружку.

Мнение эксперта

Юлия Березовская, исполнительный директор консалтинговой компании Fuel Alternative

Если еще два года назад при создании производства твердого био-топлива первичным звеном проекта была технологическая линия, а сырье было на втором месте, то сегодня все начинается с ресурсной основы. Стагнация в строительной отрасли негативно отразилась на деятельности деревообрабатывающих предприятий, в итоге на рынке возник острый дефицит щепы и опилок. Многие заводы по выпуску древесных брикетов и пеллет остановились, остальные работают неритмично и активно ищут новые виды и источники сырья: солома, торф, лузга масличных культур и пр. В связи с этим, прежде чем начинать бизнес по выпуску твердого биотоплива, необходимо найти надежный источник поставок сырья.

Производственное оборудование, в частности его эффективность, также играет все большую роль в формировании прибыли проекта. Несколько лет назад на рынке была мода на полукустарные производства, которые предлагали на рынке компании, которые действовали по принципу "втюхать товар клиенту, а сервис, ремонт — это уже не наши заботы". В итоге большинство из них столкнулись с непомерно большими затратами энергоресурсов на единицу продукции, что в комбинации с ростом цен на сырье сделало работу многих заводов нерентабельной. Сегодня украинский рынок твердого биотоплива развивается в направлении глобализации и высоких технологий. В связи с этим компании, планирующие начинать проекты в данном направлении, должны осознавать, что дешево и эффективно быть в этом случае не может. Также важен качественный инжиниринг проекта.

Наталия Маханек, представитель компании ICK Group (отечественный производитель оборудования)

Эффективность работы предприятия по производству пеллет закладывается еще на этапе проектирования и зависит не только от торговой марки. Комплектность производственной линии изначально диктуется качеством сырья и производительностью, которую завод должен обеспечивать. Также большую роль играет фракция и влажность перерабатываемого сырья. При использовании, например, вторичной древесины необходимы предварительная очистка от механических включений, сортировка и измельчение до 3 мм. Если сырье превышает по влажности 14%, его нужно предварительно осушить. Некоторые из производителей имеют испытательные участки, где гранулируется сырье заказчика, отрабатывается технология под конкретный продукт и выдаются соответствующие рекомендации.

    Реклама на dsnews.ua