• USD 39.7
  • EUR 42.8
  • GBP 49.8
Спецпроекты

Соло Классического Магната. Ринат Ахметов отредактировал правила игры на оптовом рынке электроэнергии

Реклама на dsnews.ua

Основателя группы СКМ окончательно утомила постоянная смена условий работы отечественного топливно-энергетического комплекса. Решить эту проблему Ринат Ахметов смог в конце июля, когда усилиями его подопечных была исключена возможность ручного регулирования энергорынком. В долгосрочной перспективе это позволит донецкому предпринимателю как минимум стабилизировать доходы энергетического крыла своей бизнес-группы.

Отечественный энергорынок работает на базе двух основных документов: Закона "Об электроэнергетике" и Договора между членами оптового рынка электроэнергетики. За 14 лет своего существования в них постоянно вносились изменения. Особенно часто это происходило при смене власти. Например, Юлия Тимошенко в 1999 г. стала вице-премьером по ТЭК, а уже через несколько месяцев в вышеупомянутом законе появилось нововведение, согласно которому деньги, получаемые энергопоставляющими компаниями с потребителей, стали распределяться по специальному механизму (а не на усмотрение облэнерго). Тогда это сильно расстроило крупнейших на то время дистрибьюторов — Григория Суркиса и Константина Григоришина, чьи семь облэнерго потеряли возможность закупать кухонные гарнитуры, зерно и шторы, которые впоследствии якобы поставлялись на экспорт (фактически только на бумаге).

Рекордсменом по количеству изменений правил работы энергорынка можно считать Ивана Плачкова, который в начале 2005 г. стал главой Минтопэнерго. Самая яркая инициатива Ивана Васильевича увидела свет через полгода после его назначения, когда Совет Оптового рынка энергетики (ОРЭ) принял "Временный порядок учета объемов накопления угля газовой группы на складах ТЭС на осенне-зимний период 2005–2006 гг.". Согласно документу госпредприятие "Энергорынок" стало закупать электроэнергию в первую очередь у ТЭС, блоки которых работают на углях антрацитовой группы, тогда как ранее в приоритете были компании, предлагавшие наименьшую цену на свою энергию. Тогда от этой реформы больше всех пострадало ООО "Востокэнерго", принадлежащее кипрской оффшорке DTEK Holdings Limited Рината Ахметова, производящее энергию за счет сжигания "газовых" углей. Зато загрузка государственной тепловой генерации немного выросла: например, "Центр-" и "Донбассэнерго" в августе 2005 г. (в сравнении с августом 2004 г.) продали "Энергорынку" электроэнергии соответственно на 5 и 15% больше.

Для того чтобы каждое из подобных новшеств вступило в силу, достаточно было, чтобы за внесение соответствующих изменений в договор энергорынка (или в его дополнения) проголосовал Совет и одобрила Нацкомиссия по регулированию электроэнергетики (НКРЭ). Такой механизм позволял оперативно и регулярно переписывать правила работы энергорынка. Например, в прошлом году Минтопэнерго, возглавляемое другом Ивана Плачкова — Юрием Проданом, чуть ли не ежемесячно инициировало повышение уровня объема неприкасаемых запасов угля на складах ТЭС. Так Кабмин пытался создать искусственный спрос на продукцию предприятий Минуглепрома, которая с началом кризиса стала невостребованной. Но в итоге за это решение пришлось платить не только государственной генерации (которая для оплаты сверхнормативных топливных резервов влезала в банковские кредиты), но и "Востокэнерго", ведь "газовую" группу углей нельзя хранить дольше трех месяцев — топливо теряет свои энергетические свойства.

Возможно, именно эти убытки окончательно убедили Рината Ахметова в том, что формирование правил игры на энергорынке нужно брать в свои руки. Первый шаг в этом направлении подопечные Рината Леонидовича почему-то предприняли в воскресенье — 17 января 2010 г., когда все сознательные украинцы принимали участие в первом туре выборов Президента. По данным "ДС", в этот день члены энергорынка модифицировали пункт 15.1.2 договора таким образом, чтобы все изменения в документ нужно было согласовывать с Минтопэнерго, НКРЭ и АМКУ (раньше для этого было достаточно одобрения Нацкомиссии). Это незначительное изменение должно было искоренить ручное регулирование энергорынком, ведь, скажем, АМКУ никогда бы не одобрил вышеупомянутый "Временный порядок учета объемов накопления угля", поскольку он нарушал антимонопольное законодательство. Но внесенных изменений оказалось недостаточно, поскольку в договоре была сохранена норма, в соответствии с которой новые пункты в его дополнения (например, "Правила оптового рынка электроэнергетики") можно вносить после их утверждения Советом ОРЭ и согласования НКРЭ.

Фактически это означало, что без согласия АМКУ и Минтопэнерго по-прежнему можно было изменять, например, порядок распределения нагрузки между генкомпаниями или менять правила формирования рыночной цены на ток. Поэтому в ООО "ДТЭК" решили, что ввести обязательное согласование основных изменений с ведомствами Алексея Костусева и Юрия Бойко им помогут служители Фемиды. Для этого "Востокэнерго" подало иск в Хозсуд Донецкой области с просьбой растолковать пункт 15.1.2., а уже 28 января 2010 г. люди в мантиях вынесли решение, из которого следует, что данные нормы распространяются не только на данный договор, но и на дополнения к нему. Этот вердикт стали оспаривать ГП "Энергорынок" и НАК "Энергетическая компания Украины", но еще до вынесения постановления Донецкого апелляционного хозсуда (который 31 марта оставил в силе решение первой инстанции) этот спор стал похож на междусобойчик. Ведь к тому времени апеллянтами уже руководили близкие к ДТЭК люди: НАК "ЭКУ" возглавил Петр Омеляновский, а "Энергорынок" — Сергей Бедин.

Последнее слово в этом судебном споре было сказано пару недель назад. 26 июля Высший хозсуд подтвердил решения нижестоящих инстанций. Поэтому отныне ручное регулирование на энергорынке исключено. Сейчас г-ну Ахметову это не принесет никаких дивидендов, потому что он и без того имеет контрольный пакет акций в Совете ОРЭ, где ДТЭК представлена шестью из десяти так называемых голосующих директоров. Зато в будущем ужесточение требований к изменению правил работы энергорынка окупится сторицей: ведь от очередного переформатирования состава Совета ОРЭ и НКРЭ не может быть застрахован даже Ринат Леонидович.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua