• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Юлия Прохода

Реклама на dsnews.ua

На минувшей неделе представитель экономического отдела посольства США в нашей стране Алекс Райан заявил, что Украина может вновь попасть в Priority Watch List (список государств, больше других нарушающих права интеллектуальной собственности), составляемый Торговой палатой Соединенных Штатов.

Она уже была в этом списке в 1999–2005 гг. и исключена из него после того, как Киев и Вашингтон достигли соглашения о легализации программного обеспечения, используемого в госорганах. Но дальше дело не пошло. По данным компании Microsoft, треть украинских магазинов, специализирующихся на компьютерной технике, предлагают клиентам компьютеры с нелицензионной операционной системой, а общий уровень пиратства у нас, по оценке IDC, составляет 85%.

О возможных последствиях внесения нашей страны в черный список государств, не борющихся с интеллектуальным пиратством, "ДС" разговаривала с директором компании "ИНТЭЛС Интернешнл Нетворк Украина" Юлией Проходой.

Как вы оцениваете возвращение Украины в Priority Watch List?

Ю.П. Сейчас мы находимся в списке стран, за которыми ведется наблюдение, как они соблюдают права интеллектуальной собственности. И в этом перечне мы соседствуем с довольно благополучными странами — Испанией, Норвегией, Италией, Грецией. Не такие уж плохие соседи будут у нас и в случае попадания в список "самых страшных нарушителей".

Помимо Китая и России там есть Аргентина, Канада и Чили. Но неужели замеченные недостатки в законодательстве об авторских правах в Канаде настолько велики, чтобы поставить ее в одну категорию с Китаем? Возникает вопрос, почему "список 301" странным образом практически полностью совпадает со списком государств, которые являются основными экспортерами товаров, способных составить конкуренцию на внутреннем рынке товарам США. Например, Канада, Аргентина, Россия, Украина — основные конкуренты Соединенных Штатов на рынке зерновых, Испания и Чили — на рынке овощей и фруктов.

Но ведь пиратские копии того же программного обеспечения действительно наносят немалый ущерб производителям.

Реклама на dsnews.ua

Ю.П. Заявления Соединенных Штатов об убытках, причиненных нарушением авторских прав, далеко не бесспорны. Не так давно Главное контрольное управление США признало, что данные ФБР, Федеральной комиссии по торговле, а также результаты исследований Business Software Alliance (BSA), на которую часто ссылаются украинские СМИ, нельзя считать обоснованными. Поскольку, скажем, специалисты BSA не могут пояснить, как обрабатывают данные, на основании которых распространяют свои выводы.

Что формально может стать поводом для возвращения Украины в черный список?

Ю.П. По информации International Intellectual Property Alliance (IPPA) — организации, к мнению которой Штаты прислушиваются при формировании черных списков, "процент пиратства в Украине для некоторых отраслей превышает 80%, как и в течение многих лет". То есть в 2010 году ситуация осталась той же, что и в предыдущие годы. Срочные меры, которых требуют от нашей страны, сводятся в основном к изменению законодательства.

Согласно последним правкам, внесенным в ст. 176 Уголовного кодекса в 2007 году, максимальное наказание за нарушение авторских прав — шесть лет тюрьмы или 51 тыс. грн. штрафа с уничтожением всех пиратских копий и оборудования, использовавшегося для их производства. Но доказывать наличие состава преступления по данной статье стало сложнее: требуются доказательства того, какова сумма реального ущерба, понесенного правообладателем в связи с нарушением прав на конкретный фильм или аудиотрек.

Поскольку одним из наиболее распространенных видов нарушений является пиратство в интернете, в качестве дополнительных мер по борьбе с ним предлагают внедрить внезапные проверки налоговой с возможностью немедленного изъятия оборудования на основании имеющихся подозрений о нарушении прав. Но наши предприниматели прекрасно понимают, что, даже если никакого нарушения в итоге установлено не будет, производственный процесс остановят, а получения обратно изъятого оборудования можно не дождаться.

Расширение полномочий по проведению внеплановых проверок всегда приводит к росту коррупции и дополнительным трудностям для бизнеса. С другой стороны, в вину Украине вменяют значительные объемы использования госорганами нелицензионного ПО. Вот с устранения этих нарушений Кабмину как раз и нужно начинать. Кроме того, предлагается расширить возможности применения ст. 176. Одно только скачивание нелегального контента и запись на диск — независимо от того, что вы собираетесь с ним делать, — предлагают считать преступным.

Чем чревато возвращение в Priority Watch List?

Ю.П. После этого может последовать исключение Украины из Общей системы привилегий (The Generalized System of Preferences (GSP)). Это система исключений из общих правил ВТО, дающая преференции ряду стран — торговых партнеров США. В частности, GSP позволяет применять к ним менее высокие тарифы, чем к остальным членам ВТО. Но речь не идет о каких-то огромных льготах.

Например, США не применяют эти программы к стали, сельскохозяйственной продукции, стеклу, керамике и множеству других "простых продуктов", которые в основном и являются предметом импорта в США развивающимися странами и Украиной в частности. Сам список государств, которым дано право работать по GSP, формируется из политических соображений. Например, Вьетнам был исключен из программы за "коммунистический режим", Ливия — за "поддержку терроризма".

Исключение из списка GSP для Украины не будет иметь существенных негативных последствий, учитывая фактические объемы импорта в США. Если объем товаров, ввозимых Украиной из Штатов, составляет 2,9% от ее импорта, то объем нашего экспорта в эту страну в 2010 году, по данным Госкомстата, составил только 1,7%. Иначе говоря, не очень-то наши товары там ждут, независимо от того, в какой части "списка 301" мы находимся.

То есть Украина смело может игнорировать подобные угрозы?

Ю.П. Нет. Дальнейшее развитие системы защиты интеллектуальной собственности необходимо прежде всего самой Украине, в частности для развития внутреннего рынка. Мы не сможем производить высокотехнологичные товары, пока наши специалисты не будут уверены в возможности защитить свои права и гарантированно получить вознаграждение в Украине, что будет стимулировать их работать у нас, а не за рубежом. Но ориентироваться в защите интеллектуальной собственности нужно на национальные интересы и трезво взвешивать обоснованность и приемлемость предъявляемых в Украине требований.

Справка
 

"ИНТЭЛС Интернешнл Нетворк Украина" — "дочка" международной компании INTELS International Network, объединяющей юридические и патентные бюро в 15 странах мира, которые специализируются на защите прав интеллектуальной собственности. В Украине работает с 2001 г. Оказывает услуги по защите прав на товарные знаки, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, другие объекты интеллектуальной собственности.

    Реклама на dsnews.ua