• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Оксана Продан. Глава Всеукраинского объединения предпринимателей малого и среднего бизнеса "Фортеця" об изменениях в Налоговый кодекс по упрощенной системе налогообложения

Реклама на dsnews.ua

Еще в декабре прошлого года, после ветирования Налогового кодекса Президентом, при Кабмине была сформирована рабочая группа под руководством первого заместителя министра финансов Анатолия Мярковского, которой поручено разработать новую редакцию раздела НК, посвященного упрощенной системе налогообложения. Тогда было заявлено, что соответствующие изменения в кодекс будут разработаны до 20-х чисел января. На деле документ от чиновников не появился даже в феврале. Поэтому в начале февраля Всеукраинское объединение предпринимателей малого и среднего бизнеса во главе с экс-главой Совета предпринимателей Оксаной Продан приняли решение предложить свой документ, который в результате и стал основой для работы чиновников. "ДС" попросила г-жу Продан рассказать о том, какими же будут новые правила работы "упрощенцев".

Какие положения документа уже согласованы между предпринимателями и Минфином?

О.П. Окончательно мы согласовали подход к делению малого бизнеса на категории по размерам ставок единого налога и принципам налогообложения, а также условия работы самого мелкого бизнеса — предпринимателей, оборот которых в год не превышает 150 тыс. грн., или 150 минимальных зарплат. Цифра взята из опыта Грузии. Если там бизнес зарабатывает в год менее $17 тыс., он вообще не облагается налогами. По нашим подсчетам, чистая прибыль этих предпринимателей в месяц не превышает 2 тыс. грн., то есть меньше средней зарплаты по стране. Для этой категории бизнеса, куда отнесены бытовые услуги, ремесленничество, розничная торговля, мы предлагали ввести нулевую ставку налога. Это и были бы те самые обещанные налоговые каникулы. Но многие предприниматели отказались, заявив, что они не хотят быть иждивенцами государства и готовы хотя бы немного, но пополнять бюджет. В результате было согласовано с Минфином, что такой бизнес будет платить ставку налога в размере от 1% до 10% минимальной зарплаты в месяц. Кроме того, из представленной правительственной рабочей группой Концепции видно, что мы уже отстояли право для этой категории предпринимателей не вести учет расходов, как этого хотел Минфин.

Почему для Минфина важно, чтобы "упрощенцы" вели учет расходов?

О.П. Упор делается на то, что во всем мире обыкновенные граждане собирают чеки на все свои покупки для подтверждения своих расходов. Поэтому такие чеки должны собирать и предприниматели в Украине. Но если на Западе наличие чеков снижает размер налогов, то у нас расходы никак не влияют на размер ставки. Еще один аргумент — предприниматели якобы продают контрабанду. Но, позвольте, вы же для чего-то держите на границе 18 тысяч таможенников! Это что, признание, что они не справляются со своими функциями? Мы уверены, что эту норму пытаются провести с тем, чтобы усилить возможности проведения проверок. Последний аргумент рабочей группы в пользу учета расходов — требования законодательства о защите прав потребителей. То есть нормы, согласно которым покупатель имеет право знать, откуда у продавца его товар. Но для этого последнему достаточно иметь сертификаты соответствия качества или гигиенические выводы о безопасности товара. При чем здесь закупочная стоимость товара?

Почему решено измерять ставки и граничные объемы оборотов предпринимателей в минимальных зарплатах?

О.П. Изначально система минимальных зарплат является более прогрессивной, чем фиксированный налог. Если бы указ президента об упрощенной системе налогообложения в 1998 году зафиксировал ставки в минимальных зарплатах, сегодня бы и разговоров не было о их повышении. Налог бы сам индексировался на инфляцию, рост социальных стандартов. Минфину наша идея понравилась, и из Концепции видно, что они решили оставить такой подход.

Реклама на dsnews.ua

Какие еще категории малого бизнеса предлагается ввести в разработанном вами законопроекте?

О.П. Сейчас мы ведем дискуссию с Минфином о двух категориях физлиц-"упрощенцев". Первая — это бизнес, который имеет оборот до 1 тыс. минимальных зарплат в год (1,004 млн грн. на начало 2012 г.). К этой категории прежде всего должны быть отнесены предприниматели, предоставляющие любые услуги другим "упрощенцам", а также торговля, производство. Мы считаем, что они должны платить от 100 до 200 грн. в месяц плюс единый социальный взнос. То есть, поскольку размер максимального размера оборота вырастает с сегодняшних 500 тыс. грн. почти вдвое, предлагается удвоить и ставку. Изначально мы предлагали включить единый социальный взнос в единый налог. Но согласились с тем, что нельзя смешивать страхование с налогами. Теперь мы будем стоять на том, чтобы не прошли уже другие предложения Минфина о понижении максимального оборота для этой категории до 600 минимальных зарплат, о введении учета расходов и первички, о запрете предоставлять услуги "упрощенцам".

Вторая категория — это бизнес, который работает с плательщиками налога на прибыль и имеет оборот не более 2 тыс. минимальных зарплат (2,008 млн грн. на начало 2012 г.). Естественно, в этом контексте мы настаиваем на исключении дискриминационной нормы о запрете относить на валовые затраты расходы на услуги и товары, оказанные или проданные "упрощенцами". Мы предлагаем ввести для таких физических и юридических лиц налог с оборота на уровне 2% с НДС и 4% без НДС.

Не кажутся ли вам ставки налога с оборота слишком низкими?

О.П. Мы проводили расчеты по данным налоговиков за 2009 год. Согласно им большинство юридических лиц-"упрощенцев" имеют налоговую нагрузку выше, чем предприятия на общей системе налогообложения. Более того, чем больше доход у фирмы на общей системе, тем меньше ее налоговая нагрузка. И, соответственно, меньший процент от оборота составляют его отчисления в бюджет. У малого же бизнеса процент отчислений стабилен при повышении его оборота. Для нас более важным является уменьшение лишнего контроля и процедур, а не сокращение отчислений в бюджет.

Существует ли противостояние по поводу отнесения различных видов деятельности к той или иной категории "упрощенцев"?

О.П. Конечно. Например, в Кабмине категорически не хотят оставлять на "упрощенке" предпринимателей, которые имеют доходы от аренды. Еще в прошлом году, при подготовке кодекса, мы предлагали аренду облагать отдельно, независимо от единого налога. Сегодня мы настаиваем, что ко второй категории можно отнести тех предпринимателей, которые сдают внаем до 100 кв. м жилья и/или до 300 кв. м коммерческой недвижимости. Кроме того, ко второй категории мы предлагаем отнести риэлторов, страховых агентов, торговцев ювелирными изделиями, консультантов. А вот ресторанам (но не кафе и столовым), на наш взгляд, вполне по силам отчислять налог с оборота, то есть 2–4%. Минфин же при каждой удобной возможности исправляет формулировку на "ресторанное хозяйство", то есть возвращает рестораны в единый налог со ставкой 200 грн. Нам непонятно, с чем связан такой "ресторанный лоббизм". Хотя он прослеживается еще с первых редакций кодекса, когда определялось, сколько наемных работников должен иметь "упрощенец". В отличие от всех категорий, которым разрешалось иметь четверых работников, ресторанам разрешали восемь. Аналогичный подход у нас и к известным артистам, которые зачастую зарегистрированы как плательщики единого налога, то есть отчисляют в бюджет всего по 200 грн. Хотя их доходы не впишутся даже в предложенные нами обороты.

Мы полностью согласовали с Минфином возможность отнесения к первой и второй категориям "упрощенцев" представителей торговли. Если раньше оптовикам хотели навязать общую систему налогообложения, то сейчас уже нет. Для нас это крайне важно, так как законодательство определяет оптовую торговлю не по количеству проданного товара, а как продажу чего-либо субъекту хозяйствования. Правда, министерство не поддержало возможность введения отдельных ставок налога для больших торговых центров и рынков: на наш взгляд, они должны быть выше, чем в среднем по населенному пункту. Ведь, например, рынок "Барабашово" в Харькове, "Калиновский" в Черновцах или "7-й километр" в Одессе имеют гораздо больше возможностей, нежели их мелкие конкуренты на территории этих же городов.

Когда могут быть внедрены все эти изменения?

О.П. Сегодня любые изменения "упрощенки" не улучшат условия для малого бизнеса. Если бы не запрет относить на валовые расходы затраты на покупку товаров и услуг у "единоналожников", мы бы с проектом не спешили. Но с 1 апреля очень многие будут вынуждены если не закрыться, то искусственно приспосабливаться к изобретениям кодекса. Свою Концепцию Кабмин презентовал 18 марта, и нам нужно время, чтобы отстоять важные для предпринимателей положения — отсутствие учета налогов, увеличение оборота, включение налога на землю в единый налог. Вместе с этим уже 21 марта в парламенте зарегистрирован законопроект народных депутатов об "упрощенке". Поэтому думаю, что Кабмин захочет вложиться в отведенные регламентом десять дней для регистрации альтернативного проекта. Это, к сожалению, сократит время и возможность для отстаивания интересов предпринимателей в правительственном законопроекте. Но мы будем делать для этого все возможное.

    Реклама на dsnews.ua