• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Дело с тысячей подтекстов

Реклама на dsnews.ua

Лучшего фона, нежели сегодня, для отставки министра внутренних дел Юрия Смирнова, пожалуй, придумать сложно. Ведь о проблемах в МВД теперь говорят не только оппозиционные политики и их СМИ, но и высшие должностные лица государства. Скандальная история о банде убийц под руководством сотрудника киевского управления по борьбе с организованной преступностью пока остается самым громким криминальным событием года.

Генпрокурор Украины Святослав Пискун ставит вопрос о персональной ответственности высших должностных лиц МВД за просчеты в работе с личным составом органов внутренних дел. Об этом говорится и в его представлении, направленном в министерство. Одним из поводов для заявления стало дело киевской банды киллеров, в руководство которой входили сотрудники милиции. Противоречивую информацию о банде в кругах, близких к милицейским, начали обсуждать почти два месяца назад. Утечка следовала за утечкой, работники МВД и прокуратуры в беседах "не для прессы" охотно делились подробностями этого дела, однако появление статьи о группировке в газете "Сегодня" без ссылки на официальный источник многих удивило. Еще более странной оказалась реакция милицейских генералов: они категорически отказывались официально комментировать то, что сами еще недавно рассказывали за чашкой чаю.

Скандальная статья не привлекла к себе общественного внимания. Речь ведь, по большому счету, идет о жестоких, но достаточно банальных для Украины бандитах: преступная группировка из девяти человек действовала в Киеве в 1997–2000 годах (Юрий Смирнов пришел в столичную милицию осенью 2000 года), в ее состав входили четыре сотрудника милиции среднего звена. Банда занималась похищением бизнесменов с целью получения выкупа. Часто, получив деньги, похищенных убивали. На данный момент речь идет о десяти доказанных преступлениях.

Пока люди в погонах молчали, заговорил Президент: разобраться с фактами, изложенными в газетной публикации, он поручил сразу Генпрокурору, председателю СБУ и министру внутренних дел. С этого момента стало ясно, что криминальная история приобретает серьезный политический оттенок. Вряд ли глава государства лично каждый день просматривает всю прессу и обращает внимание на особо скандальные материалы.

Теперь стоит внимательнее присмотреться к ряду, на первый взгляд, не связанных между собой фактов, касающихся "милицейской" банды. Во-первых, часть информации об этой группировке впервые появилась не 1 августа в газете "Сегодня", а месяцем ранее в интернет-издании "Украина криминальная". В статье сообщалось о том, что сотрудники киевского УБОП задержали своего бывшего коллегу и жестоко избивали его в СИЗО. Автор материала возмущался нечеловеческим поведением людей в погонах, правда, не рассказывая читателям, за что же был задержан бывший убоповец. Когда журналисты попросили высказать свое мнение по поводу этой публикации начальника киевской милиции Петра Опанасенко, он заявил, что статья основана не на реальных фактах, и пообещал вскоре "рассказать всю правду об этом деле". В ближайшее время он намеревался вместе с тогдашним прокурором Киева Юрием Гайсинским провести специальную пресс-конференцию. Когда же Генеральную прокуратуру воглавил Святослав Пискун и Юрия Гайсинского сместили, тема отпала сама собой.

С приходом на высшую прокурорскую должность г-на Пискуна о банде вновь вскользь упомянули в интернете. В "Украинской правде" сообщалось о некоей организованной преступной группировке из семи человек, члены которой с 1997 по 2000 гг. занимались похищениями и убийствами людей. По данным издания, правоохранители рассматривают эту банду на причастность к убийству Георгия Гонгадзе, так как почерк совершенных ими преступлений имеет некоторые сходства с обстоятельствами убийства журналиста.

На эту публикацию практически никто не обратил внимания. За исключением одного человека. Им оказался вечный оппозиционер Григорий Омельченко, который, как только появилась статья в "Сегодня", направил запрос на имя Генпрокурора, в котором заявил, что, по его информации, вину за убийство журналиста могут взять на себя члены этой группировки. А перед судом они внезапно скончаются либо покончат жизнь самоубийством. Григорий Омельченко считает, что "милицейская" банда как нельзя лучше впишется в имидж "орлов Кравченко", однако уведет дело об убийстве Гонгадзе далеко от политики.

Реклама на dsnews.ua

Несмотря на то, что заявление Омельченко прошло по информагентствам, оно практически осталось без внимания, и "милицейскую" банду связали с делом Гонгадзе уже только после выступления заместителя Генпрокурора Виктора Шокина. Он сообщил, что эта группировка в числе прочих проверяется и на причастность к делу Георгия Гонгадзе. Кстати, дело скандальной банды Генпрокуратура забрала из Киева в свое производство. Примечательно, что от этой версии еще раньше успели отмежеваться в горпрокуратуре. "В деле, которое расследует городская прокуратура, таких данных нет", — прокомментировал версию о причастности группировки к делу Гонгадзе начальник следственного отдела прокуратуры Киева Константин Пасика. Позднее госсекретарь МВД Александр Гапон заявил, что милиция не владеет информацией о возможной причастности банды к убийству журналиста.

Как бы там ни было, но история с группировкой под руководством убоповца еще только начинается. Если уж ее решили использовать в политике, то выжмут все что возможно. И резкий тон заявления Генерального прокурора практически подтверждает циркулирующие в милицейских кругах слухи о том, что отставка Юрия Смирнова — вопрос уже решенный. Единственным, кто пытается защитить министра, остается госсекретарь МВД Александр Гапон. Он сказал журналистам, что впервые о банде киллеров заговорил сам Смирнов. Еще будучи начальником киевской милиции, нынешний министр заявил, что среди сотрудников киевского УБОП есть люди, которые взаимодействуют с криминалом. Эти его слова тогда наделали много шума, но никто так и не понял, о чем идет речь.

    Реклама на dsnews.ua