• USD 39.6
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Две недели до отставки?

Реклама на dsnews.ua

На прошлой неделе парламентское большинство усилиями в первую очередь двух обиженных фракций — НДП и "Деминициатив" — не сумело отправить в отставку председателя Нацбанка Владимира Стельмаха (за это проголосовали только 214 депутатов). Парламентарии пообещали возобновить обсуждение кадровой ротации в НБУ, но возник правовой казус. Владимир Семенович во всеуслышание сообщил, что никакого заявления по собственному желанию не писал.

Отсутствие заявления  формально поясняется командировкой главы Национального банка, который чуть ли не с трапа самолета приехал в парламент. Еще перед голосованием Владимир Стельмах подчеркнул: "Нацбанк, в том числе я лично, не должен быть катализатором политической нестабильности". Тем самым г-н Стельмах дал понять, что при необходимости может написать заявление об отставке.

Призрак заявления
Отправляясь после парламентских слушаний нацбанковского вопроса на свое рабочее место, Владимир Стельмах сказал, что будет продолжать работу в прежнем русле. Правда, парламентарии после этого сообщили, что вопрос со сменой председателя НБУ остался открытым и снова может быть внесен в повестку дня, на этот раз 12 декабря (на будущей неделе народные избранники работают в комитетах). "Поскольку Президент не отзывает своего представления, мы обязаны вернуться к этой процедуре (процедуре голосования за отставку главы НБУ. — "ДС")", — сказал, в частности, лидер группы "Демократические инициативы" Степан Гавриш.

13 депутатов Верховной Рады, входящих в большинство, не голосовали за увольнение нынешнего председателя НБУ либо воздержались от голосования, еще семь депутатов отсутствовали. Не проголосовали четыре депутата фракции Народно-демократической партии (Владимир Кафарский, Юрий Крук, Владимир Мовчан и Николай Павлюк), один депутат этой фракции (Сергей Шевчук) воздержался, два эндепэшника отсутствовали (Олег Петров и Николай Шведенко). Не отдали свои голоса за увольнение Стельмаха и два депутата фракции Аграрной партии (Владимир Плютинский и Иван Ришняк), еще два избранника (Валерий Самоплавский и Михаил Сятыня) отсутствовали. Не голосовали за ротацию в Нацбанке четыре представителя группы "Демократические инициативы" (Игорь Плохой, Михаил Потебенько, Михаил Зубец, Виктор Развадовский), два депутата этой фракции отсутствовали (Игорь Резник и Сергей Ратушняк). Поддержал Владимира Стельмаха и неголосовавший внефракционный депутат Сергей Кивалов, входящий в большинство. Не оказалось в зале заседания входящего в группу "Европейский выбор" Константина Жеваго. Наиболее же примечательным, видимо, станет поведение "трудовика" Виктора Веретенникова, который, воздержавшись в историческом голосовании, тем самым не посодействовал восхождению на "нацбанковский престол" лидера своей фракции.

Причина столь неорганизованного голосования, по мнению большинства наблюдателей, состоит в обидах НДП и "Деминициатив" за то, что им не достались лучшие портфели в Кабмине. По большому счету, Валерий Пустовойтенко не скрывал своей обиды, а его первый заместитель Анатолий Толстоухов уже после голосования достаточно жестко выступил против политики "Регионов Украины". Что касается "Деминициатив", то их лидер Степан Гавриш ни в коем случае не говорил об обидах. Будучи куда большим дипломатом, чем Валерий Пустовойтенко, он заявил, что очень доволен переговорным процессом. Но именно из-за тупика, в котором оказались "Деминициативы" в переговорном процессе, представители этой фракции проголосовали против отставки Стельмаха. Дело в том, что эта группа по своей квоте претендовала на пост министра ТЭК, но, по слухам, кандидатуру министра им навязывали извне. Кроме того, Степан Гавриш претендует на руководство в бюджетном комитете, и здесь главным его конкурентом считается представитель фракции "Народный выбор" Николай Солошенко, шансы которого более высоки, так как его связывают не только с луганчанами, но и с "трудовиками".

Как бы то ни было, говорить о развале большинства очень рано. Голосование против отставки Стельмаха — это всего лишь первый звоночек, на который должен отреагировать премьер. И здесь ему необходимо будет приложить максимум дипломатических усилий, дабы погасить очаг неудовольствия.

Клятвы претендента
На прошлой неделе накануне голосования Сергей Тигипко уже начал давать обещания. Главное — избавиться от причастности к своим финансовым структурам (страховой группе "ТАС", а также "ТАС-Комерцбанку" и "ТАС-Инвестбанку") и партии. Если уход из партии много времени как будто бы занять не должен, то на продажу финансовых учреждений уйдет не одна неделя. К тому же неизвестно, кого сейчас на рынке может заинтересовать покупка тех же банков. В 2002 г. официальные заявления о своей заинтересованности в приобретении финучреждений делали только три системных банка, еще один — продемонстрировал такую покупку (собственники УкрСиббанка приобрели 25% акций банка "Надра"). Переговоры о покупках-присоединениях обещали вести АППБ "Аваль", ПриватБанк, "Надра", однако тут есть свои "но". "Банк "Аваль", несмотря на свою потенциальную заинтересованность в приобретении меньших банков, вряд ли заинтересуется банками "ТАС", хотя бы потому, что новые финучреждения их привлекают с точки зрения увеличения своего представительства в регионах. Филиальная же сеть "ТАС-Комерцбанка" и "ТАС-Инвестбанка" почти полностью совпадает с расположением филиалов "Аваля", — прокомментировал ситуацию председатель правления одного из киевских финучреждений. — В ПриватБанке уж очень хорошо знают, что такое структуры г-на Тигипко, и если бы они их интересовали, то им бы в свое время не позволили отделиться. То есть не отдали бы банк "Киев-Приват", который со временем был переименован в "ТАС-Комерцбанк". Два других претендента — УкрСиббанк и банк "Надра" — могут заинтересоваться только полным контролем над финучреждениями, а Сергей Леонидович вряд ли на это пойдет. Остальные потенциальные банки-покупатели сейчас сами имеют проблемы, им не до приобретений".

Реклама на dsnews.ua

Видимо, при таком спросе Сергей Тигипко, скорее всего, пойдет по простейшему пути. Предполагается, что, дабы отмежеваться от звания собственника финансово-промышленной группы "ТАС", он воспользуется не запрещенной законом оффшорной схемой. Таким образом, он и его родственники официально перестанут владеть "ТАСом". При умелой организации процесса документально доказать владение той либо иной оффшорной компанией, которой будет принадлежать вышеупомянутая группа, будет довольно тяжело.

    Реклама на dsnews.ua